Статья Обучение русскому языку средствами субъективизации


Обучение русскому языку средствами субъективизации.

Новизна данной методики заключается прежде всего в том, что в ее основу в качестве системообразующего фактора впервые положена субъективизация, под которой понимается качественно новый уровень осознанной и активной деятельности учащихся на уроке русского языка, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства его структурных этапов.
Основными средствами субъективизации являются:
− систематическое использование антиципации (т. е. опережающего отражения окружающей действительности) почти на всех структурных этапах урока;
− целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
− повышение речевой активности школьников.
Набор перечисленных средств не случаен. С помощью антиципации ученик преодолевает виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с определенными временно-пространственным упреждением. Чрезвычайно важно, что механизм вероятностного прогноза обеспечивает преднастройку организма на действие: ситуация, требующая конкретной реакции, еще не возникла, но соответствующие системы уже находятся в состоянии готовности; ученик быстро и прочно включается в рабочую ситуацию, возникает готовность к усвоению знаний. Формулируемая цель становится намерением, в результате процесс овладения знаниями происходит быстрее и эффективнее. Вместе с тем прогнозирование основывается на активной работе памяти, внимания, мышления, речи и естественно стимулирует их формирование и развитие.
Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством. Логика лежит в основе алгоритмов использования ряда орфографических правил, порядка проведения различных видов разборов (морфемного, морфологического, синтаксического) и т.п. В свою очередь, процесс мышления невозможен без участия внимания, памяти, речи (хотя бы внутренней) и, следовательно, обеспечивает их развитие.
Широкое включение устной речи в учебную деятельность также стимулирует внимание, память и мышление ученика, существенно влияет на процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования. Не секрет, что хорошо развитая устная речь благотворно влияет на повышение качества письменной речи.
Реализация указанных методических средств обеспечивается новациями в содержании и организации учебной деятельности школьников. Изменения в содержании можно назвать обогащением учебного материала, предусмотренного существующей учебной программой. Такого рода изменения идут в нескольких направлениях.
Первое направление – это работа с категориями лингвистической теории и словарными словами как понятиями. Элемент новизны обеспечивается в данном случае тем, что школьники овладевают содержанием соответствующих категорий и слов более глубоко и осмысленно, чем при традиционном подходе, за счет того, что они практически самостоятельно (хотя и под общим руководством учителя) проходят путь формирования того или иного понятия, включая и формулирование его определения.
Второе направление – введение нового типа лексико-орфографических упражнений, которые по своему содержанию и функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально-лингвистические. Для них характерны специфический подбор и необычная компоновка языкового материала и нетрадиционная постановка заданий, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект учащихся через интенсивную речемыслительную деятельность.
Более значительны изменения в организации процесса обучения русскому языку. Они предусматривают введение нового этапа урока русского языка, существенное изменение методики проведения основных структурных этапов урока, а также реализацию, наряду с общепринятыми, ряда новых принципов проведения уроков русского языка.
Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности предполагает постепенное увеличение роли школьников в планировании, организации и проведении урока русского языка. С помощью нетрадиционным образом организованного процесса обучения и специальных заданий школьники получают возможность прогнозировать и словесно формулировать тему и цель урока, предопределять тему словарно-орфографической работы, содержание и виды предстоящих учебных действий, т. е. становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности.
Принцип комплексного воздействия на интеллект школьника требует, чтобы учитель использовал на уроках русского языка такие методы и приемы, подбирал и составлял такого рода упражнения, которые формируют у учащихся лингвистические знания, умения, навыки и одновременно вырабатывают и совершенствуют их интеллектуальные качества.
Принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа школьника предполагает установку на полное, последовательное, доказательное выражение своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых учащимися заданий и упражнений по русскому языку. Исходным пунктом осуществления этого принципа является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученики оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
Условием эффективной реализации всех перечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учителей и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким уважением к личности каждого ученика, к его мнению, его точке зрения. Иными словами, ученик не должен попадать в жесткие рамки заданной учителем или автором учебника точки зрения. Предоставление психологической свободы, создание атмосферы тепла и доверия дает возможность каждому обучающемуся высказать собственное мнение, озвучить новые идеи без страха получить в ответ резкое замечание, осуждение.
Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки и т. д.) с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового, закрепления изученного материала и т. д.
Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый этап – мобилизующий. Он проводится в начале урока. На этом важном этапе происходит самостоятельное определение и формулирование учащимися темы урока, актуализация и углубление знаний по конкретной теме (или темам), а также совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие.
Для решения данных задач школьники осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к нужному выводу.
Возможны разные варианты использования разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений. Типичные из них таковы.
1. Группировка слов по орфографическому признаку; построение умозаключения на основе выполненной орфографической задачи.
Пример упражнения при изучении темы «Словосочетание» (V класс).
На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Задание. Соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− Посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока: «Словосочетания».
2. Нахождение общего в словах; построение умозаключения.
Пример упражнения при изучении темы «Окончание» (V класс).
На доске написано предложение: Ре…кого ч…л…века цв…ты ост…вляют равнодушным.
Задание. Запишите предложение. Расскажите, как пишутся слова с пропущенными буквами. Внимательно посмотрите на состав слов данного предложения. Скажите, какая часть есть в каждом слове (не считая корня), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− В каждом слове данного предложения, кроме корня, имеется окончание. Значит, тема сегодняшнего урока: «Окончание».
3. Группировка слов по двум признакам; построение умозаключения.
Пример упражнения при изучении темы «Имя существительное как часть речи». (V класс).

На доске запись:
соревноват…ся, состязание, тренироват…ся;
играеш…, побеждаеш…, матч…;
к…манда, фу…больный, хо…ейный.
Задание. Прочитайте записанные ряды слов. Найдите в каждом ряду слова, которые можно объединить по двум признакам одновременно. Назовите слова, оставшиеся в каждой строке. Найдите их главный общий признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− В первой строке осталось слово состязание, во второй – матч, в третьей – команда. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Имя существительное».
4. Нахождение общего и различий, группировка, построение рассуждения и умозаключения.
Пример упражнения при изучении темы «Имя прилагательное» (V класс).
На доске запись:
Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Лето дождливое – зима снежная, морозная.
Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них общее. (Задание выполняется.) Объедините два предложения по нескольким признакам одновременно. (Задание выполняется.) Определите часть речи, которая отсутствует в пословице, но есть в первом и третьем предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− В пословице нет имен прилагательных, а в первом и третьем предложениях их больше, чем других частей речи. Значит, тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное».
5. Группировка слов по трем признакам; построение умозаключения.
Пример упражнения при изучении темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» (V класс).
На доске запись:
Шутиш…, з…вод, м…л…дой, г…тара, чистиш…, л…бединый, тащиш… .
Задание. Прочитайте написанные слова. Распределите их на три группы по трем признакам одновременно. (Слова распределяются в группы по принадлежности к той или иной части речи, по имеющейся в них орфограмме и характеристике согласных звуков.)
Учитывая морфологический и орфографический признаки, которые помогли вам сформировать группу с большим количеством слов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− Группу с большим количеством слов составили глаголы в форме 2-го лица единственного числа с мягким знаком после шипящих. Значит, тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».
6. Последовательный орфографический анализ предложений (текста); построение умозаключения.
Пример упражнения при изучении темы «Не и ни с отрицательными местоимениями» (VI класс).
На карточках:
Плох (не)известный друг для добрых услуг.
Учись доброму, худое на ум (не)пойдет.
(Не)тот живет дольше, чей век больше, а то, в ком добра сполна.
(Не)которые добру научают, а другие на зло наставляют.
В ком добра (не)много, в том и правды мало.
Худо тому, кто (не)делает добра (ни)кому.
Плохо тому, кому пойти (не)к кому.
Задание. Внимательно прочитайте предложения. Проанализируйте написание разных частей речи с не и сформулируйте самостоятельно тему урока.
− В каждом предложении есть написание не с какой-либо частью речи: с прилагательным, глаголом, указательным местоимением, неопределенным местоимением, наречием на -о. Все это мы изучали. В двух последних предложениях встретилось написание не и ни с отрицательными местоимениями никому и не к кому. Мы с этим правилом не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока: «Написание не и ни с отрицательными местоимениями».
При выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный, доказательный ответ, а при формулировании темы урока – построение умозаключения.
Формулирование учащимися темы и цели урока очень важно с точки зрения его функциональной нагрузки: оно существенно повышает уровень субъективизации учебного процесса. В зависимости от содержания изучаемого материала и структуры урока это действие может иметь место после мобилизующего этапа, в конце повторения ранее изученного материала, по завершении словарно-орфографической работы. Рассмотрим детально, как происходит этот процесс, на примере изучения темы «Качественные прилагательные» (VI класс).
На доске написаны слова: т…рпеливый, орд…н, арт…стичный, г…н…рал, л…нивый, агр…ссивный, н…рмальный, т…инственный, м..ляр.
− Прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них ту группу слов, у которых больше общих признаков. Обоснуйте свой ответ.
− Можно выделить слова орден, генерал, маляр. Это имена существительные. В каждом слове есть непроверяемая безударная гласная. В этих словах одинаковый состав (корень и нулевое окончание). Все согласные в этих словах звонкие.
− Расскажите о написании выделенных слов, выделите в них орфограмму. (Задание выполняется.)
− Назовите слова второй группы и их общие признаки.
− Ко второй группе можно отнести слова терпеливый, артистичный, ленивый, агрессивный, нормальный, таинственный. Это имена прилагательные. В каждом из них имеется проверяемая безударная гласная в корне.
− Запишите имена прилагательные столбиком и расскажите об их написании. (Задание выполняется.)
− Расскажите об имени прилагательном по плану:
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
− Сегодня мы познакомимся еще с одним грамматическим признаком имен прилагательных. По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Еще раз внимательно прочитайте выделенные вами имена прилагательные. Определите, какой именно признак предмета они обозначают (временной, качество, принадлежность), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
− Выделенные имена прилагательные обозначают качество предмета. Значит, тема сегодняшнего урока: «Качественные имена прилагательные». (тема обязательно фиксируется на доске.)
− Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать его цель. Используйте для этого запись на доске, расшифруйте наши условные обозначения:
Цель: 1) познакомиться с ОП. и П. … … …;
2) учиться находить … … … … … ….;
3) познакомиться с .
− Цель нашего урока – познакомиться с определением и признаками качественных имен прилагательных; учиться находить качественные имена прилагательные среди других прилагательных; познакомиться с новым словарным словом.
Субъективизация процесса обучения реализуется и в ходе изучения языковой теории. Следует отметить, что новые знания не даются школьникам в готовом виде – они должны добыть их в процессе поисковой деятельности. Эта деятельность не хаотична: ее ход заранее продумывается и четко организуется учителем на уроке. Каждая намеченная им поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого лингвистического явления и оттачивается умственные способности учащихся.
Кроме того, учащиеся, знакомясь с новым лингвистическим термином, прежде всего овладевают понятием, которое этим термином обозначено: они устанавливают родовую принадлежность понятия, выявляют его существенные признаки, формулируют определение. Первое слово в этом непростом процессе принадлежит школьникам. Учитель выполняет организующую и корректирующую функции. В результате учащиеся на этапе ознакомления с понятием овладевают алгоритмом рассуждения по его распознаванию и отличению от других языковых категорий. Изучение качественных прилагательных в русле рассматриваемой методике можно организовать таким образом.
На доске таблица:

Признаки качественных прилагательных
Образуют степени сравнения Образуют краткую форму Сочетаются с наречиями очень, слишком, чрезвычайно Образуют сложные прилагательные путем повтора Образуют новые прилагательные с приставкой не-
− Приступим к реализации первой и второй цели урока. Разряд имени прилагательного определяется по нескольким признакам. Признаки качественных прилагательных даны в таблице. Проверьте, присущи ли они первому выделенному вами имени прилагательному, и сделайте по этому поводу соответствующим вывод.
− Прилагательное терпеливый образует степени сравнения: более терпеливый, самый терпеливый. Образует краткую форму: терпелив. Сочетается с наречиями очень, слишком, чрезвычайно: очень терпеливый, слишком терпеливый, чрезвычайно терпеливый. Образует сложное прилагательное терпеливый-терпеливый. Образует прилагательное с приставкой не-: нетерпеливый. Значит, прилагательное терпеливый качественное.
− Еще раз назовите первый признак качественных прилагательных.
− Качественные прилагательные образуют степени сравнения.
− Что показывает степень сравнения: терпеливый – терпеливее – самый терпеливый?
− Степень сравнения показывает, что признак предмета, который обозначает прилагательные, может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
− Какой же признак обозначают качественные прилагательные?
− Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени.
− Обобщите наши рассуждения. Скажите, что обозначают качественные прилагательные, и назовите их основные признаки. Для примера используйте одно из прилагательных, с которыми мы работали в начале урока. (Задание выполняется.)
Очень важным структурным этапом в уроке русского языка, проводимом средствами субъективизации, является словарно-орфографическая работа. Она состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
определение учащимися нового словарного состава слова;
формулирование лексического значения нового слова;
этимологическая справка (если она доступна учащимся);
освоение написания нового словарного слова;
введение слова в активный словарь учащихся.
Как и на предыдущих этапах урока, во время организации и проведения словарно-орфографической работы высока роль учащихся: с помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют ее тему; в процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение слова, определяют понятие, им обозначаемое, в соотношении с видовыми или родовым понятием, отмечают его существенные признаки; пользуясь словарем, рассказывают о правильном написании слова. С помощью упражнений, способствующих развитию творческого мышления, внимания, памяти, речи, они включают новое слово в свой словарный запас.
На рассматриваемом мною уроке словарно-орфографическая работа была организована следующим образом.
− Разговор о качественных прилагательных мы продолжим во время словарной работы. Назовите слово, с которым мы познакомились сегодня на уроке. Для этого вычеркните из написанных на доске прилагательных те, которые не относятся к разряду качественных:
тихий, морской, активный, ловкий, сосновый, актуальный, надёжный, тесный.
Соедините первые буквы качественных прилагательных, и вы узнаете новое словарное слово.
− Какое у вас получилось слово?
− Получилось слово талант.
− Как вы понимаете значение слова талант?
− Талант – это выдающиеся врожденные способности.
− Талант – это особые природные качества.
− Верно. Талант – это особые, выдающиеся качества, присущие человеку от рождения.
В Древней Греции это слово обозначало денежную единицу стоимостью примерно в 26 килограммов серебра. Как денежная единица превратилась в слово со значением «одаренность», точно неизвестно. Но существует связанная с этим библейская притча.
Некий хозяин, уезжая надолго, оставил двум рабам по таланту золота. Один из рабов пустил хозяйские деньги в оборот и получил большой доход. Другой раб, ленивый и нерадивый, закопал деньги в землю, а когда хозяин вернулся, отдал хозяину сохраненное богатство, ничего к нему не прибавив. Хозяин похвалил первого и не одобрил второго.
Под деньгами («талантами») в этой притче подразумевались способности человека. Так слово талант приобрело новое значение.
Видимо, на основе этой притчи появился фразеологический оборот, в состав которого входит слово талант. Кто может его назвать?
− Зарыть талант в землю.
− Введите этот фразеологический оборот в предложение (Слушаются ответы учащихся, записывается лучший вариант.)

На этом этапе закрепления (повторения, обобщения) изученного в данной методике используется новый тип лексико-орфографических упражнений – упражнения комплексные интеллектуально-лингвистические. Они составляются и проводятся таким образом, чтобы языковое развитие учащихся сочеталось с интеллектуальным, осуществлялось одновременно, в тесной, неразрывной взаимосвязи. Перечень совершенствуемых знаний, умений и навыков каждый раз определяется изучаемой темой и дидактической целью урока. Комплекс предназначенных для формирования интеллектуальных качеств зависит от видов умственных операций, выполняемых школьниками с конкретным лингвистическим материалом. Поскольку виды и сочетание умственных операций могут меняться, меняется и состав формируемых интеллектуальных качеств (т. е. комплексов), например:
Комплекс 1. Речь, устойчивость внимания, оперативная память, аналитико-синтетическое мышление, умение группировать понятия.
Пример задания, выполняемого при изучении темы «Буквы о, а в корне -кос- − -кас-».
− Прочитайте написанные ряды словосочетаний. Исключите из каждого ряда одно словосочетание по двум признакам одновременно.

слегка к…снулся, дикая пор…сль, могучее р…стение;
нал…жил запрет, предл…гали должность, к…сательная линия;
к…сается дна, к..сается раны, нежно прик…снулся;
к…сой дождь, к…снется в разговоре, к…сается в беседе.

(Признаки исключения: состав словосочетания и орфограмма в указанном слове.)
Комплекс 2. Речь, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания, оперативная память, аналитико-синтетические способности, наблюдательность, сообразительность, умение сопоставлять, осуществлять группировку, строить рассуждение.
Пример задания, выполняемого при изучении темы «Написание не и ни с отрицательными местоимениями».
− Прочитайте написанные слова. Исключите по одному слову из данной цепочки так, чтобы в ней осталось только одно слово. Обоснуйте причину исключения каждого слова и объясните его написание:
(не)сколько, (не, ни)(с)кем, (не)продолжительный, (не, ни)кого, (не, ни)что.
Комплекс 3. Речь, логическое мышление, устойчивость внимания, сосредоточенность внимания, аналитико-синтетические способности, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Пример задания, выполняемого при изучении темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».
− Прочитайте пары предложений. Напишите их в следующей последовательности: сначала предложение, которое обозначает причину, а затем предложение, которое обозначает следствие того, о чем в них говорится.
1) У пингвинов и белых медведей снег под ногами не тает. Температура крови в коже, ногах пингвинов и медведей почти равна температуре полярн… среды.
2) Кит может жить только в воде. На суше кита раздавил бы его собствен… вес.
3) У тюленя Росса сильно увеличены глаза. Тюлень Росса охотится за добычей в темн… морск… глубине.
К большинству упражнений с любым формируемым комплексом учащиеся сами формулируют задания. В этом случае существенно увеличивается глубина аналитической деятельности школьников, более напряженно работает внимание, память, более интенсивно используется устная речь. Для обеспечения продуктивности этой работы необходимо специфическое составление и оформление упражнений.
Например, при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» одно из упражнений может иметь такой вид:
1) закусить губу 3) класть в карман
воды в рот набрать запускать лапу
… … … … …
2) петь дифирамбы 4) стереть с лица земли
курить фимиам разнести в щепки
… … … … … …
Справка: пр…возносить до небес, пр…кусить язычок, пр…дать огню и мечу, пр…бирать к рукам.
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть запись, прочитать фразеологические обороты под цифрами, справку к ним и сформулировать задание.
(Нужно к каждой группе добавить подходящие по смыслу фразеологические обороты, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.)
Степень интеллектуальной нагрузки еще более усиливается, если формулирование задания осуществляется школьниками без опоры на условные обозначения при оформлении упражнения. В этом случае учащиеся решают поставленную перед ними непростую задачу на основе языкового анализа и логики. Например, при изучении прилагательных может быть выполнено такое упражнение:

Запись на доске:
I. Большинство рыб мечут икру.
Очень много рыб живут в морской воде.
Акула – хищная морская рыба.
Многие рыбы не заботятся о своем потомстве.
II. Карась живет только в пресной воде.
Акула не нападает на человека как на средство питания.
Рыбка колюшка из веточек растений устраивает под водой гнездо,
заботливо охраняет икру и маленьких колюшат.
Гуппи, рыба-меч, акулы рождают живых мальков.
Образец: Большинство рыб мечут икру. Гуппи, рыба-меч, акулы рождают живых мальков.
Учащимся предлагается прочитать I и II группу предложений и образец, после чего сформулировать задание, обратив внимание на смысловую связь записанных в образце предложений.
(К предложениям первой группы нужно подобрать противоположное по смыслу предложение из второй группы, определить разряд имеющихся в предложениях имен прилагательных.)

В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе–познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знания об окружающем мире, о человеческих отношениях. Важным условием при работе с текстом является использование специальных знаний, которые призваны стимулировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, усложняются. Так, во время изучения темы «Качественные прилагательные» учащимся было предложено упражнение такого вида:
1) Большой т…лант требует большого труд…любия.
2) Умение работать, трудиться – это ведь тоже т…лант.
(К.Станиславский).
3) З…рыть т…лант в землю.
Рассуждение
− Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано. Сформулируйте задание к этому упражнению. Не забывайте о теме урока.
− Здесь записаны пословица, высказывание К.Станиславского и фразеологический оборот. На их основе надо построить рассуждение, вводя в него качественные прилагательные.
Текст составляется коллективно; вот вариант составленного текста:
У каждого человека есть какой-нибудь талант. Чтобы данный от природы талант развивался, человеку надо очень много работать. Много и самоотверженно работать может не каждый. Поэтому К.Станиславский и назвал это непростое умение талантом. Если же человек, имея от природы большой талант, не смог приложить необходимое количество усилий для его развития, он может его погубить. Это и называется «зарыть талант в землю».

Практические задания к любому упражнению легко дифференцировать. В данном случае детям, которым трудно справиться с составлением и записью текста, можно предложить списать с доски пословицу, высказывание, фразеологический оборот, вставить пропущенные буквы, указать качественные прилагательные.
Обычно выполняемые в классе упражнения сопровождаются дополнительными заданиями нетрадиционного характера. К последнему упражнению можно добавить следующее:
− Назовите имя существительное, в котором все согласные звонкие.
− Назовите прилагательное, в котором звуков меньше, чем букв.
− Укажите одинаковые по составу имена существительные и прилагательные. И так далее.
Опыт работы показывает, что при правильном и систематическом использовании методики обучения русскому языку средствами субъективизации возрастает интерес учащихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается уровень орфографической грамотности. Параллельно растет профессионализм учителя, усиливается творческая направленность его деятельности. Уроки русского языка становятся любимыми для обучаемых и обучающих.