Практическая работа по русскому языку Создание сочинения по прочитанному тексту

Практическая работа
Тема: Создание сочинения по прочитанному тексту
(подготовка к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку)
Добрый совет: Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям – просторно.
( Н. А. Некрасов «Форма Подражание Шиллеру») Моя цель : ________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ознакомьтесь с текстом

1.Герои нашего времени2. Кому-то повезло. 3.У кого-то семьи, любящие дети, внимательные внуки, весёлые правнуки. 4.Но далеко не у всех.
5.Большинство из них в обычной жизни - немножко грустные, немножко забытые, немножко одинокие.6. Ссутулившись, Герои стоят за нами в очереди в магазине, долго пересчитывая мелочь.7. И дорогу с третьего, четвёртого, пятого раза, раздражая спешащих водителей, переходят тоже Герои - медленными шажками, опираясь на палочку, то и дело возвращаясь, потому что зелёный меняется на красный быстрее, чем они доходят до середины дороги.8.И в сберкассе очередь из них же. 9.Переспрашивают, исправляют, недопонимают чаще всего Герои. 10.И голос повышают на них же.11. Ведь на молодых попробуй крикни – тут же на место поставят.12.А эти – в платочках, старомодных пальто, с помятыми ридикюлями, в фетровых шляпах, с завёрнутыми в тряпочку деньгами- слишком скромные, слишком мудрые, чтобы постоять за себя в этом чёрством и уже слишком быстром для них мире.
13.И кто напомнит им, что они - Герои? 14.Что им, прежде всего им, обязаны уступать очередь, дорогу, что им должны помогать в заполнении всевозможных квитанций.15. Так думала я восьмого мая, когда маленькая худенькая старушка, стоявшая передо мной в очереди в сберкассу, попросила меня заполнить в квитанции несколько пунктов и при этом добавила, словно извиняясь: «Эх, дочка, прожила почти девяносто лет, а бумажки всё не научусь заполнять».
16. А потом наступило Девятое мая - главный день в году для Героев.17.И всё изменилось.18.Дороги перекрыли.19.В супермаркетах - скидки для ветеранов.20. И даже в транспорте места – только для них. 21.И они – нарядные, в орденах, на один день расправляют плечи. 22.Становятся моложе, сильнее. 23.Их – Героев – в один миг становится много .24.На один день они – в центре внимания. 25.Для них это – целый один день. 26. А ведь если подумать: всего лишь один день, даже не 24 часа 27. И завтра будет уже 10 мая. 28.И до следующего дня Героев пройдёт ещё целый год, в котором большинство из них будут немножко грустные, немножко забытые, немножко одинокие
Анастасия Лепешова.

1. К 1. Формулировка проблемы исходного текста (1 б.)

А. Какова тема данного текста? О чём рассуждает публицист, журналист А. Лепешова? ________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·__________________________________________________



Б. На какое противоречие, возникшее в обществе, обращает внимание публицист? Найдите в тексте слова, которые можно сформулировать в форме вопросов-проблем. Сформулируйте эти вопросы.(Смотри Памятку № 1)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·________________________________________________________________
В.Выберите главную проблему. Сформулируйте её. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2. К 2. Комментарий к сформулированной проблеме текста (3 б.)
К какой категории относится поставленная автором (главная ) проблема? Насколько она злободневна (актуальна)? Что делает её злободневной? Как часто рассматривается эта проблема в СМИ, обществе? Приведите 2 примера-иллюстрации к данной проблеме
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. К 3. Отражение позиции автора исходного текста (1 б.)
Насколько чётко, прямо, непосредственно выражена позиция автора по поднимаемой проблеме? Что является важным для автора? Почему? Какова задача журналиста? Что помогает автору выразить основную мысль? Очевидна ли позиция автора или скрыта? (Смотри Памятку №2)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. К 4.Изложение собственного мнения по поставленной автором проблеме.(3 б.)
Приведите не менее двух аргументов согласия или несогласия с авторской позицией. Аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Согласны ли вы с мнением автора? Если да – приведите аргументы в пользу авторского мнения. Если нет – корректно ему возразите. (Используйте Памятку №3). Избегайте этических ошибок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




5. Заключение. Какое из высказываний известных людей может помочь в более убедительной аргументации? Используйте!


Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. (Ж.-Ж. Руссо)
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.П. Чехов)
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В.А.Сухомлинский)
Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним. (Б.Шоу)
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.П.Чехов)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М.Горький)
Старость связана с множеством слабостей. Она так беспомощна, что легко может вызвать презрение, поэтому наилучшее приобретение, какое она может сделать, это любовь и привязанность близких. (Монтень)


15