Статья на тему Подготовка к итоговым комплексным работам детей с ОВЗ


ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ
УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС


На сегодняшний день в общеобразовательных школах обучается достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В нашем образовательном учреждении обучаются дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР). Для данной категории обучающихся созданы специальные (коррекционные) классы или обучение детей осуществляется в общеобразовательных классах в условиях интеграции.
В условиях обучения по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее ФГОС НОО) обучающиеся с ЗПР, как и их нормально развивающиеся сверстники, должны овладеть способностью решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что требует применение на практике нетрадиционных форм работы и контроля. Такой новой формой диагностики и контроля в начальной школе является комплексная работа на предметной и метапредметной основе.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности предметных аспектов обучения, так и уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий.
Учитывая психофизические особенности учащихся с ЗПР, можно предположить, что дети данной группы не смогут своевременно продемонстрировать готовность к новой форме контроля. У большинства учащихся перенос имеющихся знаний в новую ситуацию вызовет значительные трудности. Сложность комплексной работы заключается не только в ее новизне, но и в объёме, метапредметном характере, повышенном уровне самостоятельности, нестандартных инструкциях к заданиям.
С целью предотвращения стресса при предъявлении контрольной работы нового типа, для детей с ЗПР разрабатываются и проводятся тренировочные комплексные работы.
Характеристика тренировочных комплексных работ:
1.Содержание тренировочных комплексных работ на основе единого текста соответствует требованиям ФГОС НОО и концептуальным положениям УМК «Школа России».
2. Тренировочные комплексные работы состоят из небольшого по объему, доступного для понимания детей текста и текстовых заданий.
3.Задания могут быть аналогичными, но всегда присутствует вариативность за счет содержательного контекста или особенностей формулировки заданий.
4.Инструкции к заданиям краткие и четкие.
5.Содержание работ последовательно увеличивается по объёму и
сложности.
6.При подборе заданий учитываются психофизические особенности детей с ЗПР, а именно:
задержка речевого развития, трудности в овладении навыками чтения и письма;
медленный, частичный процесс формирования предметных и метапредметных умений и навыков;
ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире;
медленный темп работы, высокая тревожность и утомляемость, низкая концентрация внимания;
недостаточная сформированность словесно-логического компонента мыслительной деятельности;
ограниченный объем запоминания смысловой информации;
незрелость эмоционально-волевой сферы: низкая учебная мотивация, неспособность к волевым усилиям, особенности поведения.
Тренировочные комплексные работы можно рассматривать как
подготовительный этап к итоговой комплексной работе на основе единого текста. В течение учебного года в школе такая подготовительная работа проводилась в 1 – 3 классах С(К)О VII вида.
Тренировочные комплексные работы с учащимися 1 класса проводились в послебукварный период, когда все дети в той или иной степени овладели навыком чтения и письма /1 раз в неделю/.
Тренировочные комплексные работы во 2 и 3 классах проводились в течение учебного года /1 раз в месяц/.
В конце учебного года учащиеся 1 - 3 классов С(К)О VII вида, также как и учащиеся общеобразовательных классов, выполняли итоговую комплексную контрольную работу на основе единого текста. В ходе выполнения итоговой комплексной работы негативных реакций со стороны детей не наблюдалось, так как аналогичные работы выполнялись многократно в полной объеме или частично (например, только работа по смысловому анализу небольшого текста).
Анализ работ показал: 94,4 % учащихся выполнили работу и достигли базового уровня; 5,6 % не достигли базового уровня (учащиеся имеют рекомендацию: обучение по программе С(К)ОУ 8 вида).

Тренировочные комплексные работы включают в себя задания на формирование некоторых универсальных учебных действий.
Например:

Примерные задания (инструкции) в тренировочной комплексной работе
Формируемые умения

Прочитай текст шепотом (про себя), если не понял смысла текста, прочитай еще раз.
Технические и смысловые компоненты чтения.

Определи о ком (о чем) говорится в первом (втором) абзаце.
Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца.

Спиши первое (второе) предложение; предложение про ; предложение из трех (четырех слов).
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос.
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение.

Выпиши из текста определенные слова (например: объекты природы); соедини стрелками; закрась лишнее слово.
Умение приводить примеры из текста к предложенному заданию.

Раздели слова на группы; в тексте выдели слова, который относятся к определенной группе.
Умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Найди слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков; состоящие из двух (трех) слогов.
Умение выполнять фонетический анализ.

Используя данные текста, составь вопрос к задаче; реши задачу; выполни арифметические действия.
Умение решать задачи изученных видов, понимать смысл арифметического действия.

Напиши свое мнение; напиши несколько предложений, основанных на собственных воспоминаниях, собственном опыте.
Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, использовать речевые высказывания для объяснения бережного отношения к природе.

Как ты понимаешь значение слов; напиши синонимы к словам; в словаре найди значение слов.
Умение определять лексическое значение слов, пользоваться словарем.



Соблюдение определенных условий проведения тренировочных комплексных работ, а именно: систематичность, подробный анализ и работа над ошибками, благоприятный эмоциональный настрой, индивидуальная обучающая помощь, значительно повышает уровень сформированности у ребенка важнейших предметных аспектов обучения и его компетентность в решении разнообразных проблем.
Результаты тренировочных комплексных работ помогут учителю (учителю-дефектологу) определить типичные и индивидуальные трудности в усвоении программного материала, в формировании универсальных учебных действий. Анализ тренировочных комплексных работ может стать основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы.




Комплексные итоговые работы

********************************************************
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ - комплексная контрольная работа.
 Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
с выбором одного или нескольких правильных ответов;
на установление последовательности и соответствия;
со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная итоговая контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.
 Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
 Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Время на выполнение заданий каждой части – один урок. Работа выполняется в течение двух дней. 
 Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.).
 Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений.
 Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
 Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
 
Мы предлагаем вам ссылки, по которым можно скачать варианты комплексных работ(из интернета), книги с методическими рекомендациями для учителя. В этих книгах даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксации результатов.
*********************************************************
Комплексные итоговые работы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ

Подготовка к выполнению работы

Подготовка к итоговой комплексной работе включает следующие основные компоненты:
Ориентация учебного процесса на формирование универсальных и специфических для каждого предмета способов действий.
Знакомство учащихся с подобными заданиями в течение учебного года (с заданиями с выбором ответа, с кратким ответом, со свободным развёрнутым ответом) и правилами их выполнения и оформления.
Знакомство учащихся с правилами выполнения работы.
Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения тем, поэтому целесообразно включать непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности младших школьников.
При знакомстве учащихся с правилами выполнения работы необходимо объяснить им, что сначала нужно выполнить всю основную часть работы и сообщить об этом учителю. Как и в 1 классе, ученики и учитель договариваются о правилах такого взаимодействия: например, ученик, выполнивший задания основной части, должен поднять руку или специальный значок (например, зелёную карточку или карточку с восклицательным знаком). Продолжить работу над заданиями дополнительной части ученик может только после того, как получит разрешение учителя, который либо сам подойдёт к ученику, либо пригласит его к себе, просмотрит выполненную работу, при необходимости задаст наводящие вопросы или окажет иную направляющую и стимулирующую помощь.
Необходимо также сообщить детям, что время выполнения работы не ограничивается,каждый сможет работать столько, сколько нужно, что учителю можно задать любой вопрос, который возникнет при выполнении задания. Для этого нужно поднять руку или специальный значок (например, жёлтую карточку или карточку с вопросительным знаком).
Целесообразно обратить внимание детей на то, что не обязательно выполнять все задания дополнительной части, что их можно выполнять в любом порядке;проинформировать детей, что за выполнение заданий дополнительной части их будут поощрять отдельно.
Во время проведения инструктажа полезно обратить внимание всех детей на следующие моменты:
- Читать текст лучше про себя, но можно и негромко, шёпотом, чтобы не мешать остальным. Во время чтения можно делать пометки.
- Прежде чем вы приступите к работе над заданием, внимательно его прочитайте. Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку.
- Если вы заметили, что при выполнении задания допустили ошибку, аккуратно её исправьте. (Умение заметить и исправить допущенную ошибку свидетельствует о сформированности навыков самоконтроля, что заслуживает дополнительного, например, словесного поощрения.)
- Если вы решаете задачу, то краткую запись условия делать не требуется. Однако, если вам это поможет решить задачу, вы можете сделать необходимые записи в черновике.


При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
Все учащиеся должны находиться в равных условиях, всем при необходимости должна быть оказана помощь, стимулирующая и направляющая их действия. Выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.
Все учащиеся должны выполнить основную часть работы, дополнительная часть выполняется ими по желанию; к работе над нею разрешается приступать только после того, как будет выполнена основная часть.
Во время работы учащимся следует разрешить пользоваться любыми справочными материалами и наглядными пособиями.
Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т. п.).

Рекомендации по оценке выполнения заданий работы

Рисунок 1$`ђ Заголовок 115