Когда требуется переключения внимания с одного вида работы на другой. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Учитель ГБОУ СОШ № 379
Торопынина Т.В
Когда требуется переключения внимания с одного вида работы на другой. Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека в большей или меньшей степени. Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. К свойствам внимания относят:
   - устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте),     - сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),    - распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),     - объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).-
- переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной), 
Внимание это  способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).   Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.   Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
В своей работе мы столкнулись с проблемой именно в области переключения внимания, поэтому подробнее рассмотрим этот вопрос. Рассмотрим подробнее.
Переключение внимания выполняется человеком осознанно. Нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было доказано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.
При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено.
Как научиться, быстро переключать внимание. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык?
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания  это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. И это надо учитывать при разработке уроков.
Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека  одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие  медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.


задания

Название
упражнения
Цель
Время
проведения
Инструкция и задания

1
«Методика Мюнстерберга».
Формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

5-10 минут.
В бессмысленный набор букв вставляются слова,  (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под-  черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).
Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.


2



без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ


3
«Корректурные упражнения».

Развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.
В течение 5 минут нужно;
Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;
Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;
Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;
Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;
Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.
Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).


4
Игра «Перевёрнутые слова».

Формирование у детей умения сосредотачиваться.

10- 15 минут.
Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.
Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.
а) ШИАМНА-                        б) ЛАБОСАК-               в) СЫУБ-
ТЕЕВР-                                    ДАУМ-                           ЛОХДО-
ФЕКРИ-                                   ТРКО-                             ЛОРЬ-
ЕЗЕЖОЛ-                                РМЕО-                            МЕТА-
АКША-                                     НАЛЕП-                        ВОРЬК-
Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.



5
«Соединить половинки слов».

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

5-10 минут.

Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Вариант 1.                                             Вариант 2.
САМО    ЛЯР                                        РОД      РАСТ
БУК         ВЕРТ                                     ПРИ      ЕЗДКА
ФУТ        ВАРЬ                                     ВОЗ       ИНА
БАЛ         ВАР                                       РАЗ       ГОРОК
КАП        КОН                                       ПО        ОЧКА
КОН        НАЛ                                       СОР      БОР
ВА           КА                                          ПАР      ВОЗ
КА           ГОН                                        ВОДО  ФОР
ГОН         КАН                                       СЕМА  ТА
Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.


6
«Найти слова».

Развитие концентрации внимания.

5-7 минут.
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.
Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок,  китель.
Далее к доске вызываются по одному ученику. Проверяется правильность выполнения задания.


7

Формирование у детей переключения внимания.

5-7 минут.
Учащиеся работают в рабочей тетради.
Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.
Пример: ---И
18-8=
22:22=
18:6=
Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).
Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».
Пример: - - - УХ
10:2=5(П)
10-9=1(Е)
20-7=13(Т)
Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.
- - - - 64:8=                                 - - - - 8+8=
35-34=                                        8:8=
105:105=                                    20х5=
36:3=                                           52:4=
- - - - - -5х4=
5:5=
13-12=
2:2=
6х3=
4-3=
- - - - - Ь 4х4=                                         - - А - - Ь – 49:7=
22-21=                                                           9+5=
1:1=                                                              51:3=
14х5=                                                           10х3=
36:12=                                                          32-31=
Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.


8
«Угадай слово».

Развитие концентрации и переключение внимания.
10 минут.

На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.
Ь Б О Н Р А К В Т Ч
0 1  2   3  4 5  6  7  8  9
122                  7112                   8679                     777
+334 +  1136 -   7141 -326
456                  8248                   1538                     451
РАК                ТОРТ               БАНТ                РАБ
Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.
Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.


9
«Съедобное – несъедобное»
Развитие переключения внимания


Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.


10

Развитие концентрации внимания и его устойчивости


Даётся бланк с напечатанными в случайном порядке буквами. Просматривая буквы, ребёнок должен обнаружить затерявшиеся слова.

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв
трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо
квиалипшубаывакртьамамаоипсазш
отшмлорорвбуранстралгпалкани
одыраметлакаиогуавтобусшыгм


11
«Муха »
 


Развитие концентрации и переключения внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.




15