Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа России»

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели: формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, закреплять знания предыдущих уроков – обозначение мягкости согласных на письме, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес детей к изучению космоса.
Планируемые достижения учащихся на уроке: обобщить знании учащихся о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; отрабатывать приемы работы с таблицей, карточками.
Оборудование: Учебник Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 1 класс.
Демонстрационный и дидактический материал: ребусы, карточки, звезды, лучи.

Проект урока:
1.Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2.Чистописание
- Запишем число. И проведем каллиграфическую минутку. Откроем учебник на странице 90 упражнение 50.
-Какой вид соединений присутствует в данном сочетании букв? Пропишите эти сочетания 2 раза.
- В каких словах встречаются эти сочетания? Запишите эти слова далее, обращая внимание на соединение букв.
3. Постановка темы урока:
- Отгадайте загадку:
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки.
Не пушинки, а (снежинки).
- По каким признакам вы догадались, что это снежинки? С чем они сравниваются?
- Вы знаете, а одна снежинка опустилась к нам, чтобы показать звездное небо и подарить радость встречи с новой звездой, которую предстоит нам открыть на уроке. Помогут нам в этом ваши знания по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».
4. Подготовительная беседа.
- Закройте глаза и представьте то, о чем я буду рассказывать.
Мир звезд чрезвычайно опасен разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Они отличаются друг от друга размерами. Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Каждая из них имеет свое название – Сириус, Вега и др. А если их соединить вместе, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия.

Посмотрите на доску










-Удивитесь звездному небу. Придумайте предложение о небе
Какую звезду нам предстоит открыть? Найдите ее.
Сегодня на уроке вы будете получать лучи за правильно выполненное задание. Они понадобятся, чтобы зажечь новую звезду.
У вас на партах отражение этой звезды. В конце урока посмотрите на него и увидите. Сколько каждый из вас вложил трудов для новой родившейся звезды. Давайте прокладывать путь к этой звезде.
5. Закрепление пройденного материала.
- Снежинка подготовила для вас первое задание:
«Кто правильно и быстро скажет скороговорку».
Вспомним как мы работаем над скороговорками? ( Читаем медленно, четко произнося слова, затем в быстром темпе).
На доске: Волки рыщут, пищу ищут.
Запишите слова, относящиеся к теме урока. На какое правило записали слова? За выполненное задание прокладываем лучик от первой звезды.

Следующее задание Снежинки – игра «День и ночь». Посмотрите на доску
На доске: .ка
.довище
.вель
пу.нка
ту..
Когда я произнесу слово «день» - вы читаете слово, записанное на доске, «ночь» - вы закрываете глаза, думаете, какое сочетание надо вставить, чтобы получилось слово. Опять «день» - говорите это слово, выходите и записываете сочетание на доске.
Молодцы! Получаем еще один лучик
Слова с каким сочетанием не хватает?
Третье задание Снежинки - Найдите и запишите слова с сочетанием жи, но не забывайте о Снежинке, всмотритесь в нее внимательно.
На доске: РЕБУС «СНЕЖИНКА».
Запишем слова через запятую: ужи, жираф, коржи, чижи, моржи, подчеркивая сочетание. За правильно выполненное задание получаем лучик Следующее задание – Найдите среди этих слов «лишнее» слово («ужи»- начинается с гласной буквы, «жираф» – слово единственного числа и орфограмма в начале слова). Молодцы, получаем лучик
6. Физминутка.
- Сейчас немного отдохнем и вспомним знания, полученные на прошлых уроках: я называю слова, если в слове есть мягкий согласный- вы делаете поворот налево, если в слове нет мягких согласных – направо.
Мир, сон, пел, жар, мел, свет, суп, лес, флот, мял, дом, шар, вёл, пил, стол.
7. Закрепление пройденного материала (продолжение)
Следующее задание Снежинки
На доске: .. блещут
.. плещут
- Прочитайте слова, как вы понимаете слово «блещут»?
Подберите синонимы к этому слову, т.е. слова разные по написанию, но близкие по значению (сверкают, сияют).
Может быть кто-то из вас помнит строчки из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина, в которой есть слова «блещут», «плещут».
На доске: В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Спишите предложение о звездах, подчеркните орфограмму, которую мы повторяли. Получаем следующий лучик
Последнее задание Снежинки – это самостоятельная работа – работа по карточкам. Читаем задание, выполняем. Получаем следующий лучик.

8. Итог урока.
Ребята, на наших глазах родилась новая звезда. Произошло волшебство, чудо. Что помогло этому? Какие знания? Сколько каждый из вас помог зажечь лучей?
Звезды вспыхивают. Ярко светят, но потом могут погаснуть. Умейте хранить свет звезды в своей душе. В этом вам помогут знания и дружба.
Звезда ярко засветилась, но пока она без названия. Придумайте ей дома имя. Посмотрите внимательно на доску, кто из вас знает, как называется созвездие, в котором зажглась звезда?



15