Конспект урока русского языка Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЖИ, ШИ. Графическое обозначение орфограммы"
Составила: Идрисова Ф.Х.
Цели:
- совершенствовать навык правописания сочетаний жи-ши в словах;
- закрепить навык ы;
- продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся;
- развивать каллиграфию письма.
Оборудование: учебники, компьютер, картинки, проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока
Мотивация.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Сяду прямо не согнусь,
Ручку я вот так возьму.
Открываем тетради, записываем число – 22 февраля, классная работа.
Формулирование учащимися темы и целей урока.
Отгадайте загадки.
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (машина)
На обочине машина
Гвоздь попал – спустила (шина).
Бегут по дорожке
Доски да ножки. (лыжи)
Все как звездочки сквозные
А возьмешь – так водяные (снежинки).
- Определите, какая орфограмма чаще всего встречается в словах-отгадках и сформулируйте тему урока.
(Ответ: в словах-отгадках чаще всего встречается орфограмма ЖИ, ШИ, значит тема урока «Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ».
Учитель открывает название темы на доске.
Минутка чистописания
жи ши
Закрепление изученного.

Работа с рисунками.
- Я буду показывать вам рисунки, вы запишите слова, подчеркивайте орфограммы.(на экране рисунки)






дети записывают:
Камыши, ландыши, лужи, шалаши.
- Почему мы ш подчеркиваем 2мя чертами, и – одной? (ш – согл., шипящий, твердый, после него пишется и – это опасное место, предупреждение – то есть графически орфограмму4 жи – ши мы обозначаем вот так )

Письмо под диктовку.
В поле травы хороши
А на речке камыши
Мимо поля, мимо ржи
Шли колючие ежи.
- Найдите и назовите предлоги (в, на). Как они пишутся со словами? (Раздельно). Что нужно сделать? (Подчеркнуть пробел между словом и прелогом) Почему? (Это орфограмма).
Взаимопроверка (Сверяются с экраном)
- Сколько ошибок нашли?
Физминутка «О дружбе»

Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 102, упр. 166. Что здесь нужно сделать? (Вставить вместо точек жи или ши)
- Читаем первое предложение, что вставим? (ши), во втором – жи, в третьем – ши, в четвертом – ши)
- Найдите предложение, связанное с животным

Пушистый котенок играл с клубком.

- Выпишите его. Найдите слово, отвечающее на вопрос кто? Или что? (Котенок). Как мы его подчеркнем? (Одной чертой)
- Найди слово, отвечающее на вопрос что делал? (играл). Как мы его подчеркнем? (Двумя чертами)
- Где живет котенок? (В доме).
- ребята, есть такие места, в которых живут разные животные, они друг другу не мешают, мы ходим туда, чтобы на них посмотреть? (Цирк, зоопарк). Что мы называем зоопарком? (Зоологический парк).

(На экране – определение слова зоопарк)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова
ЗООПАРК – научно-просветительское учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их изучения и сохранения.

- Напишите это словарное слово ЗООПАРК, запомните.

В зоопарке проказница мартышка переставила буквы в табличках на клетках с животными


РЫЖАФИ, ЖОРИМ, СЫИЛ, ИЖУ

- Давайте поможем животным найти свои названия

ЖИРАФЫ, МОРЖИ, ЛИСЫ, УЖИ.
- Какое слово лишнее? (Лисы, остальные с ЖИ)
- Запишите слова с ЖИ, подчеркните орфограмму.

5) В учебнике тоже есть упражнение о зоопарке? (Жираф, мартышки, лисы, моржи, ужи)
- Читаем по предложениям, находим слова с жи-ши.
IV. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что интересного было для вас на уроке?
- Если вам было интересно на уроке и вы все поняли, покажите красную карточку.
- Если вам нужно еще позаниматься по теме – зеленую.

Picture 3Picture 3