Формы и методы работы по усвоению дошкольниками правил дорожного движения

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО УСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
в ГБОУ детском саду №404
Детей с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира. Улица для них – это яркий мир, полный занимательных явлений, насыщенных интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок. Здесь его как раз и подстерегает опасность. Ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность!
Поэтому, чтобы оградить детей от беды, надо как можно раньше готовить их к встрече с улицей, городским движением. Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, сформируем у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице – тем меньше вероятность каких-либо происшествий с ним на дороге, в большом городе. Следовательно, задача воспитания у детей культуры поведения на улице продиктована самой жизнью.
Наше дошкольное учреждение расположено вблизи оживленных улицы Юности и Центрального проспекта, таким образом, наших маленьких пешеходов, за воротами детского сада подстерегают серьёзные ситуации. Кроме того, наше учреждение посещают дети не только живущие в третьем микрорайоне, но и проживающие в прилегающих районах (четвертый, шестой и др.) Поэтому, задача безопасности движения стала одной из приоритетных.
Анализируя состояние материально-технической базы по вопросу реализации программы по ПДД, пришли к выводу, что она требует исправления, замены, обновления и пополнения. Были приложены усилия для исправления данной ситуации. На сегодняшний день, мы считаем, что у нас созданы хорошие условия для воспитания грамотного пешехода.
В детском саду имеется кабинет по изучению правил дорожного движения, в котором собирается и систематизируется материал по работе с детьми, родителями и педагогами по данной проблеме: материалы консультаций, наглядные пособия, конспекты НОД, бесед, подбор игр с методическими рекомендациями, атрибуты к играм, видеотека. Скомплектована обучающая игра «Мы по улице идем!», которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий, игр и развлечений детей дошкольного возраста. Данная игра может использоваться как внутри помещения, так и на площадке по ПДД. В данную игру входят:
Дорожные знаки (16 шт.)
Полосы проезжей части (3 шт.)
Светофор двухсторонний (2 шт.)
Костюмы службы ДПС
Жезлы
Свисток
Рули
«зебра»
С прошлого года на территории детского сада имеется площадка по ПДД с дорожной разметкой, согласованная в ГИБДД. В ближайшее время мы планируем приобрести велосипеды, самокаты и автомобили для обучающих занятий в работе с детьми.
В предметно-развивающей среде всех групп имеются элементы, направленные на обучение и закрепление правил дорожного движения. Это различные макеты улиц, транспорта, настольно-печатные и развивающие игры, атрибуты к сюжетно0ролевым играм, которые используются в работе с детьми, подбор художественной литературы. Во всех группах имеется материал по работе с родителями по данной проблеме – это папки-передвижки, фотографии, фрагменты занятий, выставки совместно-изготовленных поделок и атрибутов к игровой деятельности. Имеется материал по темам:
Инструкция для родителей по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге
Учите ребенка смотреть!
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность!
Правила перевозки детей в колясках и на санках и другие
Социальные плакаты по данной теме.
Для формирования у детей устойчивых знаний и прочных навыков поведения на улице, в транспорте проводятся специальные занятия по разработанным перспективным планам. В старших и подготовительных группах организуются прогулки к светофору, перекрестку, автобусной остановке для того, чтобы при поступлении в школу ребенок освоил все необходимые понятия. Предварительно воспитатели создают проблемные ситуации на макетах, схемах в группе.
Работа по изучению ПДД проходит не только в специально организованной форме обучения, но и в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. Помощь в организации занятий оказывают специалисты учреждения (воспитатель по ФК, музыкальные руководители, учитель-логопед): идет объединение детей в группы по интеллектуальному развитию, по степени возбудимости, учитываются имеющиеся у детей способности. Для них создаются специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определённого навыка. С участием музыкальных руководителей проводятся досуги, игры-развлечения, инсценировки. Воспитатель по ФК организует спортивные развлечения. В будущем, мы планируем организовать «Родительский клуб», где одним из вопросов станет изучение ПДД.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей определяются цели и задачи по каждой возрастной категории детей, подбираются и систематизируются: методическая литература, рекомендации для родителей. Проводятся деловые игры, семинары-практикумы, в которых воспитатели получают рекомендации, материал по работе с родителями, детьми. Периодически проводится инструктаж по:
Охране жизни и здоровья детей
Технике безопасности
Обеспечению безопасной жизнедеятельности.
Идет обсуждение вопросов совершенствования педагогического процесса.
В ближайших планах стоит выпуск в нашем дошкольном учреждении газеты «Мы по улице идем!», на страницах которой будут освещаться вопросы воспитания грамотного пешехода.
В сентябре 2012г. в детском саду провели среди групп конкурс «Азбука дорожного движения», цель которого – выявить передовой опыт работы по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Педагоги творчески подошли к заданию и многие изготовили своими руками пособия для обучения детей ПДД и дидактический материал к ним. Так, в подготовительной к школе группе воспитатель Щербакова Е.В. сшила из материала макет дороги, а воспитатель средней группы Паунина П.В. изготовила дорожные знаки и героев для коврографа, составив авторское занятие на тему изучения дорожных знаков. По итогам конкурса, победителями стали три группы:
Группа №3 - средняя, воспитатель Паунина П.В.
Группа №4 – старшая, воспитатель Горелова Т.А.
Группа №8 – подготовительная, воспитатель Щербакова Е.В.
Они получили материальное поощрение.
Раз в квартал в учреждении проводится «Неделя безопасности дорожного движения», в процессе которой, в разных формах взаимодействия взрослого и ребенка, мы стараемся привить и укрепить полученные знания о ПДД.
Ежегодно наше учреждение принимает участие в окружном конкурсе «Дорожная азбука».
Понимая, что безопасное поведение ребенка на улице – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях – коллектив нашего дошкольного учреждения будет продолжать и совершенствовать работу с детьми в тесном сотрудничестве с родителями по усвоению правил дорожного движения с привлечением в данный процесс сотрудников ГИБДД.

Ст.воспитатель ГБОУ д/с №404 Сметаникова Е.В.


15