Разработка урока «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями» (6 класс)

________
Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями "
Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.
Задачи:
предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;
научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;
метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;
личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.

Мотивация УД.

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.
- А вам? Почему?
- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.
- А вы? Почему?
- Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?









Читают, анализируют, осмысливают.











Вступительное слово учителя
Они оба имеют корень –здрав-, -здравл- и по своему значению и происхождению связаны со словом «Здоровье»
Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?
Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оро» и «оло» -
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий имел два сына...»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян...
С. Крыжановский «Старославянский язык».


Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради.

Работа над темой.

Ребята, как называется:
- Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)
– Как называют разновидность угля (Древесный)
– Куда надевается шапка? (Голова)
– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)
– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)
– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)
- Что даёт корова? (Молоко)
- Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).
Дерево
Древесный
ере - ре

Голова
Глава
оло - ла

Здоровье
Здравствуй
оро - ра

Молоко
Млечный
оло - ле

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.
Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.
Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД
Древнерусский - ГОРОД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.
Работа с учебником .Чтение материала учебника


Закрепление материала.

Задание: придумай пару
град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)
глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.
Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.


Учащиеся по очереди работают у доски.
Класс – в тетради

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.
Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?
Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.
Парная работа.
Огород – ограда
Полотно – платье
Молоко – млекопитающее
Середина - среда
Голос – согласный (звук)
Молодежь – младенец
Оболочка – облако
Сторона – страна
Здоровье – здравствуйте.




Физкультминутка.

Сенсорные касания
Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.
Выполняют разминку

Задание: придумай пару
голова – глава, холод – охладить, голос – гласный, молодой – младенец;
ворота – привратник, здоровый – здравие, здравствуй, сторож – стража;
берег – безбрежный, дерево – древесный, через – чрезвычайно;
волоку – влеку, молочный – млечный (путь).
Самостоятельная работа комментирование по цепочке

Задание: найти старославянизм и придумай пару
1. Пирует с дружиной вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана. (голова)

2. И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (голос)

3. Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво. (город)
Устно воспринимают текст и определяют пару

Задание: объяснительный диктант: подбери соответствующие русские слова к данным старославянизмам.
Бразда, древо, млечный, чреда, единый, вращать.
(Борозда, дерево, молочный, очередь, один, ворочать).
Выдели орфограммы в исконно русских словах.
Работа у доски

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Закончите высказывания.
1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
3. Слова глас и голос – братья, потому что...
4. В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
5. Приметой старославянизмов являются ..сочетания, а приметой исконно русских слов являются.. сочетания.
6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

Рефлексия.

- Что нового узнали?
– Что запомнилось?
- Что оказалось сложным?
- С чем легко справились?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Домашнее задание

Дифференцировано по учебнику
Запись в дневник.



ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 315