Технологическая карта урока русского языка Единственное и множественное число имен прилагательных


Технологическая карта урока
Тема урока Единственное и множественное число имен прилагательных
Тип урока урок открытия новых знаний
Цель урока Создать условия для формирования умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе
Задачи урока
(планируемый результат)
Предметные умения УУД
1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;
2) определять число имен прилагательных;
3) Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;
4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.
Коммуникативные: 1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;
3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: 1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.
2) развитие самостоятельности;3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная,
самостоятельная. - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 2;
- рабочая тетрадь;
- карточка со словарными словами (раздаточный материал);
- презентация;
- карточка с домашним заданием.
Мотивационно-целевой этап
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.
Организационный
момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понятьучитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и соседу по парте.
Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету прошепчу: будет интересно! Учащиеся дарят друг другу свои улыбки.
Настраиваются на работу.
2.
Актуализация знаний.
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 - Ребята, вы любите путешествовать?
На чем можно путешествовать?
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на 6 планету Солнечной системы.
- расскажите нашим гостям что это за планета.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Путешествовать мы будем со своим другом Бусей.
- Что необходимо приобрести, чтобы отправиться в путешествие? (билеты)
- Пока ребята покупают нам билеты (индивидуальные задания на карточках), давайте проверим как вы справились с домашним заданием.
- у вас могли получиться разные предложения.
- назовите пожалуйста имена сущ. В вашем предложении.
- назовите глагол
- назовите слова которые относятся к имени прилагательному
Хорошо.
Наши контролеры проверили выполнение задания у доски. Все ли верно выполнено.
- давайте вспомним:
- что вы знаете об именах прилагательных?
- Какие признаки могут обозначать?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

Бусе понравилось, как вы отвечали, значит можно отправляться дальше.
Первая станция – это станция «Словария»
- К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
Л…пата, р…бота, М…сква, …зык, к…пуста, п…льто, ф…милия, т…традь, с…годня, с…бака.
7 апреля
Классная работа
2 чел работают на обратной стороне доски:
1.Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные.
Светит, снег, яркое, тает, сосульки, длинный, сочные.
2. соединить линиями прилагательные, противоположные по значению.
белый высокий
сладкий черный
низкий тяжелый
лёгкий горький
опушке, ночью, колокольчик
распустился
лесной, летней, голубой
Отвечают на вопросы

Выполняют работу на листочке. Меняются листочками, оценивают свои результаты.
Регулятивные
(проверка контролеров, оценивание результатов товарищей)
Регулятивные
(проверка контролеров, оценивание результатов товарищей)
Предметные.
Умение поставить и сохранить учебную задачу.
Личностные.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
3. слайд 7
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности
Постановка проблемы.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание , создать условия поиска.
Физминутка. Слайд 10
Наш Буся очень любит путешествовать. Он привез нас на полянку.
Рассмотрите рисунки.
- в чем заключается различие этих словосочетаний?
- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
- На какие вопросы отвечают слова второго столбика?
- В каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?
- как вы думаете, какова тема урока?
А какие задачи поставим?
- Как определить число имен прилагательных?
Минутка отдыхаКакой?, Какая? Какое?
Какие?

В единств. И множеств.
Узнать в каком числе стоит сущ. Регулятивные.
Способность принимать и сохранять учебную задачу.
Снятие физической усталости, получение заряда бодрости.
Процессуальный этап
4.
Построение проекта, выхода из затруднения.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание, создать условия для поиска.
Прочитайте слова тетушки Совы.
- Что обозначают имена прилагательные в единств. числе?
- На какой вопрос отвечают?
- Что обозначают имена прилагательные во множеств. числе?
- На какой вопрос отвечают?
1) познакомимся с правилом определения числа имени прил -ного1)Научимся! Определять число имен прилагательных
3) применять правило на практике Познавательные
Умение сравнивать, выделять существенные признаки прилагательного.
5. слайд 11
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: обеспечить усвоение методики воспроизведения нового материала через монологическое высказывание
Станция «в открытом космосе»
Учитель диктует слова:
- Широкая дорога, душистые ландыши, солнечные дни, летнее утро.
Буся очень доволен вашей работой, поэтому вместе с вами решил отдохнуть.
Один учащийся работает у доски, объясняет орфограммы, указывает число прилагательного.
Оценим работу товарищей
6. слайд 12
Самостоятельная работа с самопроверкой по этанолу.
Цель: выявить пробелы в знаниях и способы их устранения.
Станция «Самостоятельная»
Списать предложения. Подчеркнуть имена прилагательные волнистой линией. Определить число.
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Журчат шумные ручьи.
Выполняют упражнение по заданию, обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга, оценивают
свою работу с помощью светофора.
Выполняют задание по карточке. (Сильные ребята дополнительно в первом предложении подчеркивают главные члены). Личностные. Развитие навыка сотрудничества при работе в паре, развитие самостоятельности.
Рефлексивно-оценочный этап
7 слайд 13
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: систематизировать знания по изученной теме.
Слайд 14 На экране слова. Соединить линиями прилагательные с существительными, подписать число прилагательных.
большой река
глубокая астры
красные ребята
веселая крокодил
Работа в паре
Одна пара работает у доски, доказывает, почему так сделали.
Самооценка результата.
(по светофору)
Личностные.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.
развитие самостоятельности;
8. слайд 15
Рефлексия.
Цель: умение применять свои знания на практике;
Развитие знаний и умений в самостоятельной деятельности.
- Какие задачи ставили в начале урока? С чем познакомились?
- Чему научились на уроке?
Сегодня на уроке мы говорили…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен …
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- как определить число имен прилагательных?
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
Домашнее задание.
Буся прощается с вами. Он очень доволен вашей работой, а в награду задает вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любомпорядке. Например, может получиться так: “ На горячей планете жили умные и веселые человечки….”. А может и так: “ На квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки может получиться множество самых разных вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.
М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
 
На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были……………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.
Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.
С именем существительным.
по имени сущ –ному.
Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
9. Рефлексия деятельности
Итог урока.
Прозвенел наш друг- звонок
И закончился урок!
Учащиеся оценивают свою работу на уроке... (светофориками)