Картотека домашней работы по автоматизации шипящих звуков. Ш, Ж, Ч, Щ.


Звук Ш №1
1. Ш – согласный, глухой, твердый, шипящий. (характеристика)
Уклад органов артикуляции:
Губы «трубочкой»
Зубы окошечком;
Язык за верхними зубками у бугорков;
Воздушная струя проходит по середине языка, теплая;
2. Игра «На что похож звук «Ш»?»
На шипение змеи,…на то, как лопнула шина..
3. Гимнастика для язычка:
«Лопатка» - спокойный язычок лежит на нижней губе.(под счет до 5)
«вкусное варенье» - широким краем языка облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю. Нижняя челюсть не двигается.
«чашечка» - язык в форме чашечки под счет до 5- 6.
Пальчиковая гимнастика:
«кулачки – фонарики»
«пальчики здороваются»
Звук Ш №2
1. Изолированное произношение звука Ш.
Как шумит листва? Ш –Ш – Ш.
2. Какой звук Ш? (обьясните ребенку характеристику звука). Перед зеркалом.
3. гимнастика для языка:
«лопатка»;
«вкусное варенье»
«чашечка»
«почистим верхние зубки»
пальчиковая гимнастика:
«пальчики здороваются»
«пианисты»
Дыхательная разминка:
Сдуй ватку со стола. (язычок лопаткой) несколько раз.
4. произноси:
Ш –Ш –Ш –ША
Ш –Ш –Ш- ШО
Ш – Ш – Ш – ШУ
Ш –Ш –Ш –ШИ
(утрированно произноси звук Ш)
4. Приклей картинки в тетрадь со звуком Ш.
Звук Ш №3
1. Выполняй гимнастику для языка из предыдущего задания.
2. Развитие фонематического слуха.
Повтори за взрослым лишь звук Ш из потока звуков, или хлопни в ладоши когда услышишь звук Ш.
З Ш И Ш Р П Ш В М Н Ш В Ш М И Ш.
3. Назови слоги: (утрированно произноси звук Ш)
ША – ШО – ШУ – ШЫ – ШЭ
4. Назови слова:
ША – шапка;
ШО – шов;
ШУ – шуба;
ШИ –шина;
Звук Ш №4
1. Каждый день выполняй гимнастику для языка.
«Качели» - рот открыт, язык вверх, вниз.
«чашечка»;
«чистим нижние зубки»
«фокусник» - сдуть ватку с носика;
2. Повтори за взрослым только имена со звуком Ш:
Соня, Шура, Миша, Костя, Толя,Маша, Наташа, Вера, Дима, Саша, Гоша, Клава ..
3. Назови слова: шар, шапка, шуба, машина,
4. Проговори словосочетания, выбери из слов:
Воздушный…(шар)
Теплая…, вязанная…, быстрая…
Звук Ш №5
1. Выполни гимнастику из предыдущего задания.
2. Повтори только слова со звуком Ш.
Шаг, машина, сок, цветок, малыш, снеговик, шина, уши.
3. Назови слова и определи место звука Ш в словах ( в начале, в середине, в конце):
Камыш, машина, шапка, карандаш, ромашка.
4. Подбери к действию подходящий предмет и произнеси фразу целиком:
Цветет… (ромашка), рисует…(карандаш),
Едет…(машина), растет на болоте…( камыш), лежит в шкафу…(шапка).
5. Выучи чистоговорку:
Наш шалаш из камыша
Для мышонка – малыша.
Звук Ш №6
1. гимнастика:
«вкусное варенье»
«качели»
«улыбка – трубочка»
«сдуй ватку»
2. Повтори только слова со звуком Ш в начале слова:
Шаг, каша, шахта, малыш, афиша, шоссе.
3. Назови слова: шпага, лягушка, мишка, малыш, избушка, душ.
4. Подбери слова – признаки:
Шпага (какая?) - …, Лягушка…, мишка…, избушка…
5. Выучи чистоговорку:
Мишка плюшевый уснул
На шелковой подушке.
Не шевелятся во сне
Плюшевые ушки.
Звук Ш №7
1. Выполни гимнастику из предыдущего задания.
2. Повтори только слова со звуком Ш в конце слова: шмель, камыш, суша, финиш, душ, ошибка, выигрыш, гуашь, грош.
3. Назови слова: мышь, малыш, шуба, груша, кошка.
4. Подбери к признаку подходящую картинку: шустрая…(мышь), маленький…, норковая…, сладкая…, ласковая…5. Выучи стих.
Мышь, как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат –
Пусть крупою пошуршатЗвук Ш №8
1. Повторяй гимнастику.
2. Повтори только слова со звуком Ш в середине: пешеход, шалун, левша, крыша, пушок, шифр, карандаш, аншлаг.

3. Назови слова: дедушка, башня, ландыш, парашют, карандаш, машина.
4. Произнеси названия слов во множественном числе: дедушки, шапки…
5. Выучи чистоговорку:
Швея шьет парашют для парашютиста.
Звук Ш №9
1. Каждый день выполняй гимнастику:
«чашечка»;
«грибочек»
«вкусное варенье»
«сдуй ватку с руки»
Пальчиковая: Изобрази пальчиками животное: зайка, кошечка, мышка.
2. Прослушай слова парами и повтори только слова со звуком Ш: шампеньон – медольон, шапка – лапка, сутки – шутки, чайник – кувшин, шуруп – тулуп, поводок – шнурок, карандаш – фломастер
3. Повтори слова и определи место звука в словах (в начале, в середине и конце): подушка, шишка, мишка, мышь, избушка, игрушки, лошадь, душ.4. Замени словосочетание признаком (какой предмет?). Проговори целиком.
Шишка ели(какая?) -…(еловая шишка)
Мишка из плюша (какой?) - ..
Кабина для душа (какая?) - …
Избушка из дерева (какая?) - …
Игрушки из пластмассы (какие?) -…
5. Выучи стихотворение.
Если подушка
Кладется под ушко,
Такая подушка
Зовется подушка. Звук Ш №10
1.Выполняй гимнастику.
2. Добавь в слово недостающий звук Ш: камы__, ланды__, каранда__, фини__, детены__, малы__, ков__, выигры__.
3. Определи место звука в словах (в начале, середине, в конце): картошка, шар, лягушка, машина, малыш, шарф, пушка, летучая мышь.4. Посчитай от 1 до 5 со словами: лягушка, малыш.
Образец: одна лягушка, две лягушки и тд.
5. Выучи чистоговорку:
Шумят на крыше летучие мыши.
Летучие мыши иумят на крыше.
Звук Ш №11
1. Добавь в слово недостающий звук:
Ко_ка, Ду_ша, лап_а, ви_ня, ти_ина, рома_ка, Ната_а, ба_мак.
2. Определи место звука Ш в словах: шайба, карандаш, ковш, кормушка, бабушка, ландыш, подушка.
3. Послушай фразы и исправь ошибки:
Два шайбы, две карандаша, два кармушки, две ландыша, два подушки.
4. Выучи стихотворение:
У бабушки нашей
Хватает забот:
Для Тани с Наташей
И вяжет и шьет
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек
Ведет вечерком. Звук Ш №12
1. Добавь в слово недостающий звук:
_ляпа, _елк, ков_, _аль, _ина,фини_, _каф, _вея, _тора, мы_ь, _пион, _катулка, _ило.
2. Назови слова и определи место звука в слове: шорты, клюшка, шахматы, дедушка, крыша, камыш, ромашка, лапша.3. Закончи предложение словом дедушка:
Мишу из школы встретил…(дедушка);
Много наград у Мишиного…(дедушки);
Внук подарил новую машину своему…
Миша пошел в музей со своим…

4. Сочени чистоговорку со словами: камыш, крыша.
Образец: Ыш – ыш – ыш – сорвали мы камыш; ша – ша – ша – красная крыша.
Звук Ж №1
1. Характеристика звука Ж – согласный, звонкий, твердый, шипящий.
Уклад органов артикуляции:
Губы «трубочкой»;
Зубы «окошечком»;
Язычок за верхними зубами в форме чашечки.
Воздушная струйка проходит по середине язычка, слабая;
Голосовые связочки коллеблятся образуя голос.
2. Игра «На что похож звук Ж? Жук жужжит. Ж Ж Ж Ж Ж Ж
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук». Если услышишь звук Ж хлопни в ладоши. Л Ш А Ш М Т С Ш А Т Е Ш Т Ш Ы Ш С Ш
4. Выполни гимнастику:
«Лопатка» - язык в лопаткой лежит на губе. Под с чет до 5.
«Чашечка» - язык в форме чашечки под счет до 5.
«Фокусник» - сдуй ватку с носа. Звук Ж №2
1. Выполни гимнастику из предыдущего задания.
2. Как жужжит жук? Ж Ж Ж Ж Ж3. Повтори в слогах (утрируя звук Ж):
Жжж – Жа; Жжж – Жо;
Жжж – Жу; Жжж – Жи;
4. Придумай слова со звуком Ж (5 слов) и приклей картинки в тетрадь.
5. Игра «Поймай звук Ж» в слогах:
Жа – Ши – Ту – Жи – Ма – Жа – Ка – Ты – Жу – Жа – Вы – То – Жи – Ка – Жа.
Звук Ж №3
1.Каждый день выполняй гимнастику для язычка.
«лопатка», «чашечка», «вкусное варенье».
Пальчиковые упражнения:
«пальчики здороваются», «кулак – ладонь – ребро»
2. Игра «Поймай звук» в словах: жук, кино, кукла, жираф, тетрадь, живот,помидор, каша, пожар, папа, мама, мороженое.
3. Назови слова со звуком Ж:
Жа – жара, жаба, жадный;
Жо – Жора, обжора, ожог;
Жу – жук, жутко, журнал;
Жи – живот, жизнь, жидкость;
4. Выучи чистоговорку:
Жа – жа – жа – мы нашли ежа.
Жу – жу – жу – дали молока ежу.
Жи – жт – жи – хороши ежи.
Звук Ж №4
1. Выполняй гимнастику из предыдущего задания.
2. Повтори за взрослым только слова со звуком Ж: дружба, солнце, ужин, журнал, ящик, жена, гаражи, шорох, дракон, кожа.
3. Назови слова со звуком Ж: лыжи, снежинка, лужа, ножницы, журавль.
4. Придумай по два слова – признака к каждой раскрашенной картинке.
Лыжи (какие?)…, снежинка (какая?)…, лужа (какая?)…, ножницы (какие?)…,журавль (какой?)…
5. Послушай рассказ, назови все слова со звуком Ж и попробуй перескажи.
Женя и Жанна.
Папа купил детям лыжи. Женя и Жанна обрадовались подаркам. Они быстро собрались и отправились в лес каткться. Зима, холодно, а им жарко!
Вопрос: Почему им столо жарко?
Звук Ж № 5
1. Выполни гимнастику:
«качели», «вкусное варенье», «чашечка».
«сдуй ватку со стола».
Пальчиковые: «пианист», «ножницы».
2. Развитие фонематического слуха. Повтори только слова со звуком Ж в седине слова: прыжок, сапожок, ужи, жалко, прожектор, жеребенок, сапожник.
3. Назови слова со звуком Ж и определи место звука в слове (в начале, середине, в конце): пиджак, ножи, жилетка, пружина, мороженное, пирожок.
4. Подбери обобщающие понятия. «Назови одним словом»: жилетка, пиджак… (одежда), мороженное, пирожок…,
5. Выучи чистоговорку: Три ножа у ежа.
Звук Ж №6
1. Выполни гимнастику из предыдущего задания.
2. Развитие фонематического слуха.
Добавь в слово недостающий звук Ж: ко_а, лу_а, уро_ай, кру_ево, пиро_ное, оде_да,.
3. Назови слова и орпедели место звуа Ж в словах ( в начале, в середине и конце): дирижер, художник, лыжник, пожарный, журналист, животновод, жонглер.
4. Назови профессии по ключевым словам.
Краски, мольберт, палитра (художник)
Шланг, лестница, каска …
Микрофон, газета, интервью…
Оркестр, ноты, концерт…
5. Послушай стихотворение и назови все слова со звуком Ж:
Дайте жонглеру любые предметы:
Ножницы, ложки, шары и конфеты,
Железные обручи, сабли, кинжалы –
Он ловко подбросит, но этого мало.
Кружат предметы не падая вниз!
Очень талантливый этот артист.

Звук Ж №7
1. Развитие фонематического слуха.
Добавь недостающий звук Ж в начало или середину слова и произнеси слова правильно: _адина, _анна, _ ивет, у_ин, _еня, до_дик, пи_ама, _идкий, не_ный.
2. Определи место звука Ж в словах: желуди, баклажан, ружье, жар – птица, абажур, кружево, жеребенок.
3. Скажи, какая будет одежда если она расшита кружевом? Произнеси фразы целиком.
Блузка – (кружевная блузка)
Платье - …, юбка - …, перчатки - …, жилет - …, панама - …, шаль - …
4. Выучи чистоговорку:
Желает каждый день ЖаннетНосить свой кружевной жакет.
Звук Ж №8
1. Развитие фонематического слуха.
Послушай пару слов и повтори только слово со звуком Ж: лужайка – балалайка, жало – мало, гора – жара, машины – гаражи, помощь - дружба, желтый – зеленый.
2. Назови слова и произнеси их ласково: жук – жучок, ножницы - …, жираф - …, пижама - …, журнал - …, уж -…3. Выучи стихотворение на изусть.
Жук
У жука надежный дом,
Жук живет, не тужит в нем.
Жук жужжит, неунывает,
Жу –жу –жу он напевает.
Звук Ж №9
1. Развитие фонематического слуха.
Повтори только слова в котором встречаются два звука Ж: жажда, жюри, тужурка, жужелица, подснежник, пассажир, жабры, жижа, напряжение.
2. Назови слова и определи на каком месте по порядку звук Ж в слове: медвежонок, жирафенок, моржонок, верблюжонок, жеребенок, журавленок.
3. Закончи каждое предложение словом медвежонок:
По лесу медленно идет…(медвежонок)
Маленькие лапки у …
Медведица осторожно подошла к своему…
Она весело играет с…
4. выучи стихотворение на изусть:
Медвежонок
Медвежонок Жак простужен,
Мед ему сегодня нужен.
Мед дадим ему на ужин,
Потому что мы сним дружим.
Звук Ж №10
1. Развитие фонематического слуха.
Из трех услышанных слов повтори одно - в котором есть звук Ж и назови обобщающее понятие:
Малина, крыжовник, черника (ягоды);
Свитер, пальто, жилет…
Бухгалтер, менеджер, архитектор…
Ружье, пушка, пистолет …
Вера, Катя, Жанна …
Полка, этажерка, диван …
Баклажан, перец, кабачок …
2. Назови слова, запомни и попробу назвать их по памяти:
Жаба, жираф, журавль, желуди, жилет, жаворонок.
3. Закончи фразы, что у кого?
Пятно на шерсти у…(жирафа), длинный клюв у…, короткие лапки у…, карманы у…, звонкий голосу…
4. Посчитай от 1 до 5 со словом: желудь.
Звук Ч №1
1. Характеристика звука Ч – согласный, глухой, твердый, шипящий.
Игра «На что похож звук Ч?». Как едет поезд? Ч –Ч – Ч – Ч – Ч
2. Выполни гимнастику для язычка:
«лопатка», «чашечка», «вкусное варенье».
Пальчиковую гимнастику: «массаж кончиков пальцев», «растирание ладоней».
На развитие дыхания: «фокусник» - сдуть ватку сноса.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук Ч»
Если услышишь звук Ч хлопай в ладошки: З А Ч В Ц Ч С Ч Ы У Ч П Р Ч О П Ч К Ч О

4. Повтори слоги:
ЧА – ЧА – ЧА, ЧО – ЧО – ЧО,
ЧУ – ЧУ –ЧУ, ЧИ –ЧИ –ЧИ, ЧЕ –ЧЕ –ЧЕ.
Звук Ч№2
1. Каждый день выполняй гимнастику для язычка.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» в слогах: ЧА – МА – ПО – ЧИ – МИ – ЧУ – ТА – ЧЕ – ЧО – ДИ .
3. Запомни и повтори слоги:
ЧА – ЧО –ЧЕ;
ЧУ – ЧА – ЧИ;
ЧО – ЧА – ЧУ;
4. Повтори слова:
Ча –Ча – часы, час, часть;
Чо – Чо – сверчок, сачок;
Чу – Чу – чудо, чудак, чучело;
Че – Че –червяк, чепуха, четыре;
5. Выучи чистоговорку:
Ча – Ча –Ча – на столе горит свеча.
Чу – Чу – Чу – потушили мы свечу.
Чи – Чи – Чи – мы зажгли две свечи.
Звук Ч № 3
1. Развитие фонематического восприятия.
Повтори только слова со звуком Ч: завод, почта, чудо, щетка, шея, червяк, замок, дочь, окошко, беседа, порученье.2. Назови слова со звуком Ч и определи место звука в слове (в начале, в середине и в конце): туча, мяч, девочка, мальчик, часы.
3. подбери к словам признакам подходящие слова. Повтори словосочетание целиком.
Фудбольный…(мяч), грозовая…, послушная…, умный…, песочные…
4. Послушай начало рассказа и придумай окончание.
Малыши Олечка и Димочка лепили в песочнице куличики. И вдруг… Звук Ч №4
1. Развитие фонематического слуха.
Повторить только слова со звуком Ч в начале слов: врач, чайник, свеча, девочка, чудак, человек, уточка, чайка, чепуха, чай.2. Назови слова со звуком Ч и определи место звука в слове: очки, ключ, чайник, бабочка, чкрепаха.
3. Придумай конец предложения.
Черепаха спряталась в панцырь, чтобы…
Буратино искал ключ, чтобы…
Бабочка села на цветочек, чтобы…
Врач надел очки, чтобы…
4. Выучи чистоговорку и произнеси ее несколько раз с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, сердито.
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
Звук Ч №5
1. Развитие фонематического слуха.
Повтори только слова со звуком Ч в конце слова: мяч, обруч, почерк, кулич, чушь, пачка, вечер, богач, тапочки, пугач.2. Назови слова со звуком Ч и определи место звука в слове ( в начале, середине и конце): тюльпан, летчик, чайник, врач, мяч, грач, телефон, меч.
3. Раздели слова на слоги. Назови слова состоящие из одного слога. (меч…).
4. Назови профессии: (врач, летчик). Придумай предложение с этими словами и запиши в тетрадь.
5. Выучи чистоговорку:
Часами на качелях
Качается Иван.
Быть летчиком мечтает
Этот мальчуган.
Звук Ч №6
1. Развитие фонематического слуха.
Повтори только слова со звуком Ч в середине слова: мальчик, черника, сверчок, кочан, дача, чистый, учебник, чудеса.2. Назови слова и определи место звука Ч в словах: ученик, печенье, одуванчик, чемодан, дача, кирпич, спички.
3. Посчитай от 1 до 5 со словами: одуванчик, печенье.
Образец: один одуванчик, два одуванчика и тд..4. Послушай рассказ и назови все слова со звуком Ч.
Дачники.
На даче Коля и Ваня помагают маме чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками
.Запиши , вместе с мамой, все слова в тетрадь.
Звук Ч № 7
1. Развитие фонематического слуха.
Добавь в слово недостающий звук Ч: _ерный, _увство, _есть, _айка, _етверг, _емпион, _ерепаха, _умазый, _удак, _ердак.
2. Определи место звука Ч в словах ( вначале, середине и конце): качели, чашки, мяч, чайник, часы, ключ, печать.
4. Исправь ошибки в словосочетаниях:
Фарфоровый чашка
Футбольная мяч
Круглый печать
Точный часы
Дверная ключ
5. «Я, ты, он, она». Произнеси сочетание слов качаться на качелях изменяя слово качаться.
Я качаюсь на качелях.
Ты… качаешься на качелях.
Он… Она…. Мы… Вы… Они…
Звук Ч №8
1. Развитие фонематического слуха.
Добавь в слово недастающий звук Ч: по_ерк, коблу_ок, гор_ица, пе_енье, сей_ас, у_еный, тумбо_ка, на_ало, сей_ас.
2. Назови слова и определи место звукаЧ в слове: кисточка, червяк, черника, кузнечик, пчела, чемодан, ключ, мяч, бабочка.3. игра «один – много».
Образец: много кисточек, много чевяков, много черники и тд…
4. Закончи предложения подбирая родственные слова к слову летела:
Пчела к улью …(подлетела)
Пчела в улей… (залетела)
Пчела из улья… (вылетела)
Пчела вокруг улья …(облетела)
Звук Ч №9
1. Развитие фонематического слуха.
Послушай пары слов. Повтори только слова со звуком Ч: клюв – ключ, мяч – мять, меч – мел, враг – врач, ткань – ткач, грач – грамм, кулик – кулич, сыт – сыч.2. Назови слова со звуком Ч и определи место звука в слове: чайка, сачок, грач, удочка, ручка, кисточка, чеснок, кабачок.3. Закончи предложение словом чайки:
По берегу моря ходят …(чайки)
Над водой летает стая… (чаек)
Девочки покрашили кусочки булочки..(чайке)
Ястреб погнался за …(чайками)
4. Выучи чистоговорку:
Чибис с дятлом на неделе
В гости к чайке прилетели.
Угостит всех птичек чайка.
Чайка – чудная хозяйка.
Звук Ч – Ть №10
1. Развитие фонематического слуха.
Прослушать пары слов, повторить только слово со звуком Ть: челка – терка, тесный – честный, чудо – тюбик, тяпка – чашка, тиски – чипсы, мочие – крутит.2. Определи какой звук Ч или Ть: чемодан, чашка, теленок, паутина, свеча, костюм, печь, компас.
3. Подбери к словам – признаки:
Стеклянная…(чашка), песочные…(часы), вместительный…, тонкая…, праздничный…, кирпичная…, горящая…, смешной…
4. Посчитай от 1 – до 5 со словом: теленок.
5. образовать слова признаки от слова теленок и проговорить словосочетания целиком.
Уши теленка (чьи?) - …(Телячьи уши)
Хвост теленка (чей?) -… (Телячий хвост)
Голова теленка (чья?) - …(телячья голова)
Звук Ч – Ш №11
1. Развитие фонематического слуха.
Прослушай пары слов и повтори только слова со звуком Ш: чайка – шайка, мыши – мычи, Шурка – чурка, тучка – тушка, пешка – печка, пачка – Пашка, кошка – кочка.
2. Определи, какой звук Ч или Ш слышится в названии слов: печенье, чайник, обруч, душ, туча, шапка, груща, удочка.
3. Выучи чистоговорку:
Над опушкой сгустились пушистые тучки.
4. послушай начало рассказа и придумай окончание.
Миша взял удочку и пошел на речку удить рыбу. Вдруг налетели черные, страшные тучи. Полил дождь….
Звук Ч – Сь №12
1. Развитие фонематического слуха детей.
Добавь в начало слова звук Ч или Сь.
_ерный, _ерый, _етка, _ешки, _истый, _ильный, _елка, _егодня, _екунда, _ирень.
2. Определи какой звук Ч иди Сь слышится в словах: черепаха, семечки, пчела, серьги, лось, очки, апельсин, бассейн.
3. Догадайся о каком предмете идет речь.
Медлительная, как … (черепаха)
Трудолюбивая, как…
Сочный, как …
Рогатый, как…
4. выучи чистоговорку:
Гусь гогочет и гогочет,
Непойму, чего он хочет?
- Чистой я хочу водички,
Семечек и чечевички.
Звук Щ №1
1. Выполни гимнастику:
«качели», «вкусное варенье», «чашечка».
«погрей ладошки» - подуть на ладошки звуком «Ха».
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» - если услышишь звук Щ хлопай в ладошки: П Щ В К Щ В М Щ С Щ Ш С К Щ А И Щ В Щ
3. Характеристика звука Щ – согласный, твердый, глухой, шипящий.
4. Как шипит змея? Щ Щ Щ Щ Щ
5. Четко повтори слоги:
Щ щщ – ща, Щ щ щ –що, Щ щ щ – щу, Щ щ щ – щи, Щ щ щ – ще.
Звук Щ №2
1. Выполни гимнастику из предыдущего задания.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук» в слогах. Ща – Пы – Ту – Що, Ру – Па – Щи – Ры – Ка – Ща – Ту.
3. Повтори слоги:
Ща – ща – ща; Щу –щу – щу; Щи –щи –щи. Ще – ще – ще.
4. Повтори слова:
Ща – щавель, плащ.
Щи –овощи, клещи.
Ще – ще – ще – щенок, щепка.
Щу – щука,
Звук Щ №3
1. Развитие фонематического слуха.
Повтори (или хлопни в ладошки) только слова со звуком Щ: щит, мошка, четыре, помещение, комната, муха, помощь, вещи, жакет, лес, щи, камень.
2. Назови слова со звуком Щ и определи место звука в слове (в начале, середине и конце): щавель, щенок, овощи, плащ, плющ.
3. Выучи чистоговорку. Проговори ее несколько раз сначало в медленном темпе, затем в быстром.Поищу овощей для щавелевых щей.
Звук Щ№4
1. Развитие фонематического слуха.
Повтори только слова со звуком Щ в начале слова: пища, щи, угощение, щипцы, хищник, щит, хвощ, щеки, щипать.
2. Назови слова со звуком Щ и определи место звука в словах: щука, лещ, ящерица, ящик, щит, прищепка, щетка.
3. Посчитай от 1 до 5 со словами: щука, лещ.
Образец: одна щука, две щуки и тд.
4. Выучи стих.
Щетки.
Каждый должен помнить четко –
Для чего какая щетка:
Обувь чистим мы – сапожной,
Половой – полы в прихожей.
Зубы – щеткою зубной,
Платья чистим платяной,
А котел со сковородкой
Чистим мы посудной щеткой.
Звук Щ - Ч №5
1. Развитие фонематического слуха.
Прослушай пары слов и повтори только слова со звуком Щ: плач – плащ, челка – щелка, щетки – четки, помочь – помощь, пищать – печать, горящий – горячий, чадит – щадит, лещи – лечи, тащу – точу.
2. Определи какой звук слышится в словах Щ или Ч: ключ, чайник, ящик, туча, печенье, вещи, бочка, щека, луч.
3. Назови ласково слова: ключик, чайничек, ящичек, тучка, печеньице, вещички, бочечка, щечка, лучик.4. Послушай стих и запомни название лакомст со звуком Ч и Щ и назови:
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть ищербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Вбирайте, угощайтесь. Звуки Щ – Сь №6
1. Развитие фонематического слуха.
Повторить только те слова в названии которых слышится одновременно звуки Щ и Сь: заседание, священник, помещение, посещение, щенячий, светящийся, хвостище, защита, месяц, веселье, носильщик, подходящий, вместилище.
2. Определите, какой звук Щ или Сь слышится в названиях слов: сейф, ящик, такси, щепка, гусь, письмо, клещи, щенки.
3. Послушай начало рассказа и придумай конец.
В лесу бегал щенок. Он жалобно скулил. Щенок потерял свою маму….
Картотека домашней работы по автоматизации шипящих звуков.
(Ш, Ж, Ч, Щ)
Составила: логопед Волженина Т.П.
КГКП «ясли – сад «Пчелка» 2015 год
п. Глубокое.