Технологическая карта занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему Мой дом, мои друзья


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»
Технологическая карта занятия
по формированию речевого слуха и произносительной стороны
речи.
Мой дом, мои друзья.
4 класс
Текст: День рождение Тани
Составитель: Фомина Надежда Сергеевна
учитель по слухоречевой работе
г. Екатеринбург, 1.12.2015г.
Пояснительная записка.
Технологическая карта урока разработана с учетом требований адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ.
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность детей по обобщению и углублению по данной теме.
Воспитательные: формировать навык межличностного общения при решении единой задачи.
Коррекционные: развивать умение отвечать на причинно-следственные вопросы, самостоятельно находить информацию в тексте и выделять главное.
Задачи/ планируемые результаты:
Задачи:
- Автоматизация звука Т, устранение озвончения.
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Отработка умения отвечать на вопросы по тексту кратко и полным предложением.
- Развитие темпа, ритма, голоса, речевого дыхания.
Умение применять знания в повседневной жизни.
- Понимание слов, фраз по теме.
- Умение сравнивать и анализировать правильное и неправильное предложение. Умение понимать опорную схему звука.
- Умение выполнять задания учителя и самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
Узнавать речевой материал по теме: «Мой дом. Мои друзья».
Правильно произносить речевой материал, различать слухо-зрительно и на слух, понимать смысл слов, фраз, текста.
Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
Знать и уметь различать, опознавать и воспринимать слухо-зрительно речевой материал по данной теме.
Знать и соблюдать орфоэпические правила.
Метапредметные результаты.
Уметь правильно пользоваться речевым дыханием
Владеть навыками модуляции голоса по силе, тембру и высоте, темпу.
- Учится говорить четко, внятно, выразительно.
- Уметь принять участие в диалоге.
Учится сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе выполнения практической работы; правильно выражать мысли, вступая в диалог.
Учится анализировать услышанное, закреплять в самостоятельной речи новые слова и фразы.
Совершенствоваться в приемах работы с текстом.
Уметь выполнять задания с использованием компьютера.
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку на занятии.
Личностные результаты освоения ООП НОО.
Осознавать значение грамотной, внятной речи для высокого уровня социализации в среде слышащих.
Учится навыкам грамотной, выразительной речи как показателя общей культуры человека.
Уметь сравнивать и анализировать правильное и неправильное предложение.
Уметь выполнять задания самостоятельно.
На уроке педагогом создается проблемная ситуация отдельно для каждого обучающегося. Подобраны такие виды заданий, которые позволяют активизировать имеющиеся знания у обучающихся, развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, выстраивать диалог, выполнять совместную работу либо проявлять самостоятельность.
Ресурсы: Оборудование: картинки, таблички, слова, слуховая речевая аппаратура Интон-м, презентация.
При составлении технологической карты учтены возрастные особенности обучающихся, здоровьесберегающие факторы (смена видов деятельности, чередование работы с ПК, физминутка). На уроке предполагается индивидуальная.
Материал содержит технологическую карту, опорные таблички, тренажёр по теме, созданный в программе подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.

Технологическая карта занятия
Предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи.
Класс: 4 класс
Тема Мой дом, мои друзья
Тип урока Индивидуальное занятие
Цели
Образовательные: организовать деятельность детей по обобщению и углублению по данной теме.
Воспитательные: формировать навык межличностного общения при решении единой задачи.
Коррекционные: развивать умение отвечать на причинно-следственные вопросы, самостоятельно находить информацию в тексте и выделять главное.
Задачи/ планируемые
результаты
Задачи/ планируемые результаты:
Задачи:
- Автоматизация звука Т, устранение озвончения.
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Отработка умения отвечать на вопросы по тексту кратко и полным предложением.
- Развитие темпа, ритма, голоса, речевого дыхания.
Умение применять знания в повседневной жизни.
- Понимание слов, фраз по теме.
- Умение сравнивать и анализировать правильное и неправильное предложение. Умение понимать опорную схему звука.
- Умение выполнять задания учителя и самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
- Узнавать речевой материал по теме: «Мой дом. Мои друзья».
Правильно произносить речевой материал, различать слухо-зрительно и на слух, понимать смысл слов, фраз, текста.
Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
Знать и уметь различать, опознавать и воспринимать слухо-зрительно речевой материал по данной теме.
Знать и соблюдать орфоэпические правила.
Метапредметные результаты.
Уметь правильно пользоваться речевым дыханием
Владеть навыками модуляции голоса по силе, тембру и высоте, темпу.
- Учится говорить четко, внятно, выразительно.
- Уметь принять участие в диалоге.
Учится сотрудничать с учителем и сверстниками в процессе выполнения практической работы; правильно выражать мысли, вступая в диалог.
Учится анализировать услышанное, закреплять в самостоятельной речи новые слова и фразы.
Совершенствоваться в приемах работы с текстом.
Уметь выполнять задания с использованием компьютера.
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку на занятии.
Личностные результаты освоения ООП НОО.
Осознавать значение грамотной, внятной речи для высокого уровня социализации в среде слышащих.
Учится навыкам грамотной, выразительной речи как показателя общей культуры человека.
Уметь сравнивать и анализировать правильное и неправильное предложение.
Уметь выполнять задания самостоятельно.
Основные понятия Части речи, имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.
Ресурсы Рабочие тетради, карточки с заданиями, интерактивная доска ActivBoard и программного обеспечения ActivInspire, пульты для тестирования и голосования ActiVout .
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА(5 мин.)
РАЗВИТИЕ ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ (5 мин.)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА (10 мин.)
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (10 мин.)
ФИЗМИНУТКА (3 мин.)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА ПО ТЕМЕ (10 мин.)
ИТОГ(2 мин).
Этапы урока Цели каждого этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Педагогические приёмы Система ожидаемых результатов УУД
1.Орг. момент.
Сконцентрировать внимание.
Обеспечить мотивацию и принятие цели учебно-познавательной деятельности. - Миша, ты готов к уроку?
- Надень наушники.
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Что мы будем делать на занятии?
- Что мы читали?
- О ком рассказ?
- Правильно. С чего мы начинаем наше занятие? что мы будем делать?
-Готов!
-Я надел наушники.
- Сегодня 1 декабря..
- Сегодня четверг.
- На занятии мы будем говорить, слушать, отвечать на вопросы.
-Мы читали рассказ.
- Рассказ о Тане.
-Я буду делать зарядку.
Предметные.
-Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
- Уметь принять участие в диалоге.
Развитие слухового восприятия.
Предметные.
-Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
- Уметь принять участие в диалоге.
Развитие слухового восприятия.
2. Артикуляционная гимнастика Сконцентрировать внимание и обеспечить мотивацию к четкой, внятной речи с помощью гимнастики.
Улыбочка, трубочка, улыбочка -трубочка, рупор, покусаем язычок, лопаточка, часики, качели, чистим верхние зубки, маляр, чистим щечки, индюк, дятел.
-Что ты сейчас сделал? Улыбочка, трубочка, улыбочка -трубочка, рупор, покусаем язычок, лопаточка, часики, качели, чистим верхние зубки, маляр, чистим щечки, индюк, дятел.
- Я сделал зарядку. Метапредметные.
-Развитие артикуляционной моторики, чтобы учится говорить четко, внятно, выразительно. Метапредметные.
-Развитие артикуляционной моторики, чтобы учится говорить четко, внятно, выразительно..
3. Развитие голоса и дыхания. Выполнять упражнения на развития голоса и дыхания, как залог правильной, четкой и красивой речи. - Миша, что мы сейчас будем делать?(за экраном) + табличка
-С какого звука начинаем?
- Сделай вдох через нос.
- Какой звук прибавляем?
- Миша пропой звуки самостоятельно.
АОУЫЭИ.
А теперь пропой тихо.(за экраном), + табличка
Миша,что ты сейчас делал?
- Я буду пропевать звуки
- со звука А.
-Хорошо.
- Прибавляем О.
-Хорошо.
-АОУЫЭИ.
- Я пропел звуки.
МетапредметныеУметь правильно пользоваться речевым дыханием
Владеть навыками модуляции голоса по силе, тембру и высоте, темпу.
МетапредметныеУметь правильно пользоваться речевым дыханием
Владеть навыками модуляции голоса по силе, тембру и высоте, темпу.
4. Развитие речевого слуха Сконцентрировать внимание и обеспечить мотивацию к вслушиванию звуков.
-Миша как ты слышишь?
-Давай произнесем вместе.
- Миша, послушай.

(За экраном прозностяся звуки, которые пропевали.)
- О, У, И, Э, А, Ы.
- А теперь два звука: АУ, ИЭ, ОЫ, УО, ЭА.
- Мша,молодец!
- Миша,что ты сейчас делал? - Я слышу хорошо.
-Я слышу хорошо.
- Я послушаю.
- О, У, И, Э, А, Ы.
- АУ, ИЭ, ОЫ, УО, ЭА.
- Я послушал. Метапредметные.
-Учится анализировать услышанное, закреплять в самостоятельной речи звуки, слова и фразы.
Метапредметные.
-Учится анализировать услышанное, закреплять в самостоятельной речи звуки, слова и фразы.
5.Коррекция звукопроизношения.
6.Физминутка Мотивация к правильному и красивому звукопроизношению
Мотивация к повторению учебного материала.
Упражнение на корреляцию крупной моторики с произвольным вниманием.

. - Что ты будешь сейчас делать?
- Послушай, какой звук будем произносить? Т-т-т-т-т (за экраном), с тактильным контролем
- Повтори за мной. Та, то, ту, ты, тэ. Ат, от, ут, ыт, эт.
- Посмотри на текст, найди слова со звуком Т. Прочитай их правильно. Следи за горлышком.
-Миша, посмотри на экран. Выполним мульт-зарядку. - Я буду красиво говорить.
- Д-д-д-д-д. С тактильным контролем.
Тт-т-т-т-т.
- С тактильным контролем. Та, то, ту, ты, тэ. Ат, от, ут, ыт, эт.
- ( с тактильным контролем).Таня, зовут, лет, гости, ребят, ребята, цветы, конфеты, торт, фрукты, потом, танцевали.
- Миша встал и вместе с Надеждой Сергеевной делает мульт зарядку. Предметные и метапредметные.
-Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
-Уметь осуществлять самоконтроль.
Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
Релаксация. Предметные и метапредметные.
-Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
7. Формирование речевого слуха по теме.
Сконцентрировать внимание и обеспечить мотивацию к изучению темы.
- Миша, ты будешь отвечать на вопросы?
(Вопросы задаются за экраном, в случаем не распознавания текста, предлагается табличка).
-Как можно назвать текст?
У кого день рождения?
- Сколько лет исполнилось Тане? (
- Кого пригласила Таня в гости?
- Что подарили ребята Тане?
- Чем Таня угощала ребят?
-Что ещё ребята делали?
Миша, что ты сейчас делал? -Я буду отвечать на вопросы.
- День рождения.
- День рождения был у Тани.
-Тане исполнилось 11 лет.
- Таня пригласила в гости ребят.
- Тане подарили цветы, конфеты, книги и грушки.
-Таня угощала ребят чаем, конфетами, тортом и фруктами.
-Ребята танцевали и играли.
- Я отвечал на вопросы. Метапредметные и личностные.
- Узнавать речевой материал по теме: «Мой дом. Мои друзья».
Правильно произносить речевой материал, различать слухо-зрительно и на слух, понимать смысл слов, фраз, текста.
Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе. Уметь правильно воспроизводить поставленные ранее звуки и их сочетания, дифференцировать родственные по артикуляции звуки.
Знать и уметь различать, опознавать и воспринимать слухо-зрительно речевой материал по данной теме.
Знать и соблюдать орфоэпические правила.
Осознавать значение грамотной, внятной речи для высокого уровня социализации в среде слышащих.
Учится навыкам грамотной, выразительной речи как показателя общей культуры человека.
Уметь сравнивать и анализировать правильное и неправильное предложение.
Уметь выполнять задания самостоятельно.
Метапредметные и личностные.
- Узнавать речевой материал по теме: «Мой дом. Мои друзья».
Правильно произносить речевой материал, различать слухо-зрительно и на слух, понимать смысл слов, фраз, текста.
Закреплять умение говорить голосом нормальной силы, высоты и тембра в нормальном, быстром и медленном темпе.
7. Итог Подведение итогов,что получилось, что нет,над чем надо поработать. - Занятие закончилось.
- Повтори, что мы делали на занятии?
- Тебе понравилось занятие?
- На какую оценку ты поработал?
- Я сниму наушники.
- Я слушал,говорил, отвечал на вопросы.
- Да,мне понравилось занятие.
- На 4. Анализ деятельности на уроке.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке,
анализировать и оценивать результат работы.
Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику по подражанию.
8.Домашнее задание. Обеспечить понимание содержания текста. - Ответить на вопросы письменно.
- Запиши в дневник. - Я записал в дневник задание. Осознавать значение грамотной, внятной речи для высокого уровня социализации в среде слышащих.
Познавательные: уметь самостоятельно работать с учебником, ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.