Исследование лексики у детей со стертой дизартрией (По Архиповой Е. Ф.)


Исследование лексики у детей со стертой дизартрией (По Архиповой Е. Ф.)
Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
Речевой материал подобран для учащихся подготовительного и первого класса.
I. Исследование пассивного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные
II. Исследование активного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные
III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
1. Классификация.
2. Группировка: - существительных - глаголов - прилагательных
3. Подбор синонимов.
4. Подбор антонимов.
5. Объяснение значения слов: - существительных - прилагательных - глаголов
6. Добавление одного общего слова к двум словам.
7. Дополнение к глаголу.
8. Дополнение последнего слова в предложении.
IV. Исследование словообразования:
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
2. Образование прилагательных: - относительных прилагательных - качественных прилагательных - притяжательных прилагательных - уменьшительно-ласкательных прилагательных.
3. Образование названий детенышей животных.
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
5. Словообразование профессий женского рода.
6. Словообразование по дефиниционному типу.
7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Обследование словаря детей со стертой дизартрией
I. Исследование пассивного словаря:
Цель: определить объем пассивного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.
Существительные
1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется высокочастотная лексика) мяч дерево ручка пирамида кружка блюдце
Примечание: предлагают предметные картинки.
2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется среднечастотная лексика) колено форточка ресницы локоть подоконник плечо
Примечание: предлагают картинки
3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется малочастотная лексика) клумба памятник клубок табуретка торшер половник
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание времен года и суток, явлений природы) осень утро облако зима вечер молния лето день луна весна ночь туча
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
5. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание частей предмета) воротник карман ствол листья петля рукав ветки плоды манжета пояс корни почки
Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева.
6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание названия жилищ) дупло будка нора берлога гнездо скворечник
Примечание: предлагают сюжетные картинки.
7. Инструкция: «Покажи на себе ...?» (проверяется знание названий частей тела) лоб колено брови грудь щеки спину подбородок плечо ногти локоть
Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
Глаголы
1. Инструкция: «Покажи, кто ...?» скачет стирает вяжет прыгает причесывается рубит ползет моется моет летает подметает режет Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий.
2. Инструкция: «Покажи, кто ...?»
воркует кудахчет каркает чирикает гогочет пищит кукарекает крякает рычит воет квакает мычит
Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова. 3. Инструкция: «Покажи, кто ...?» варит (повар) пашет (тракторист) учит (учитель) летает (летчик) работает (рабочий) лечит (врач) шьет (портниха) продает (продавец) Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий.
4. Инструкция: «Покажи, чем ...?» пилят вытираются подметают шьют рубят причесывают гладят рисуют прибивают режут красят копают
Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
Прилагательные
1. Инструкция: «Покажи, где ...?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса) круглый красный большой овальный синий средний квадратный зеленый маленький прямоугольный желтый легкий треугольный черный тяжелый
Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.
2. Инструкция: «Покажи, что бывает ...?» (проверяют понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений) кислым горячим пушистым сладким холодным теплым горьким колючим мокрым соленым гладким сухим
Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др.
3. Инструкция: «Покажи, где ...?» (проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину) высокий - низкий толстый - тонкий длинный - короткий широкий - узкий Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами.
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
II. Исследование активного словаря:
Цель: Определить объем активного словаря. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д.
Существительные
1. Инструкция: «Скажи, кто это?» (темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы) ласточка лошадь лев олень гусь голубь воробей собака тигр еж утка сорока снегирь корова волк лиса петух цапля галка коза кабан белка курица
кошка лось заяц свинья зебра
1. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные) щука паук муха сом оса муравей рак жук кузнечик лещ комар стрекоза акула кит дельфин
3. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы) яблоко клубника картофель сосна мак груша малина морковь ель ромашка лимон арбуз капуста дуб роза виноград смородина помидор береза колокольчик слива клюква огурец клен ландыш апельсин лук тыква
4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда) ботинки шляпа стул ложка туфли шапка стол вилка тапочки кепка кресло тарелка валенки торшер чашка сапоги диван сахарница шкаф сковорода
5. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт) лето день дождь снег автобус осень утро гроза луна поезд зима вечер туча молния корабль весна ночь облако месяц самолет
6. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: одежда, части тела человека) рубашка воротник шея ресницы брюки петля волосы губы пальто манжеты лицо подбородок шарф карман лоб плечо
кофта рукав брови локоть костюм пояс щеки ногти
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
Глаголы
1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?» лошадь - (скачет) строитель - (строит) гусеница - (ползает) врач - (лечит) птица - (летает) продавец - (продает) рыба - (плавает) солдат - (служит) собака - (бегает) спортсмен - (соревнуется) повар - (варит) учитель (учит) рыбак - (ловит рыбу) 2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?» голубь - (воркует) курица - (кудахчет) лягушка - (квакает) воробей - (чирикает) медведь - (рычит) кукушка - (кукует) ворона - (каркает) волк - (воет) мышка - (пищит) петух - (кукарекает) собака - (лает) соловей - (поет) 3. Инструкция: «Скажи, что делают ...?» пилой - утюгом - молотком - иглой - ножницами - ложкой - ручкой - топором - ножом - краской - карандашами - расческой - Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
Прилагательные
1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»
(темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, )му, величину предметов) геометрическая фигура - (треугольный) геометрическая фигура - (квадратный) кирпич - (прямоугольный) мяч - (круглый) цветок - (красный) перо - (легкое) кружок - (синий) камень - (тяжелый) лист - (зеленый) корабль - (большой) лимон - (желтый) палец - (средний) фломастер - (черный) гриб - (маленький) 2. Инструкция: «Скажи, ... (лимон) какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения) лимон - (кислый) чайник - (горячий) варенье - (сладкое) лед - (гладкий) перец - (горький) ежик - (колючий) огурец - (соленый) снег - (холодный) 3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?» (темы: прилагательные, обозначающие высоту, толoщину, длину, ширину) дом (высокий - низкий) дерево (толстое - тонкое) карандаш (короткий - длинный) шарф (широкий - узкий)
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены.
III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:
1. Классификация семантически далеких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: 1 гр.: мебель - насекомые; II гр.: посуда - звери.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их». I гр. стол диван бабочка паук шкаф жук
II гр. тигр волк тарелка чашка заяц кастрюля
2. Классификация семантически близких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I гр.: дикие животные - домашние животные; II гр.: птицы - насекомые.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их». I гр. лиса медведь кошка собака заяц корова II гр. бабочка синица пчела стрекоза воробей снегирь
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах 25%.
0 баллов - задания не выполнены.
Существительные
1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой:
Материал для исследования: # стол, бабочка, диван # тигр, тарелка, ложка # береза, яблоко, рябина I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # стол, бабочка, диван
II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 2. Серии семантически близких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # волк, собака, лиса # лимон, свекла, яблоко # сорока, бабочка, скворец # тарелка, стол, стакан I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # волк, собака, лиса
II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».
Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - задания выполнены в пределах от 51% до 75%.
2 балла - задания выполнены в пределах от 26% до 50%.
1 балл - задания выполнены в пределах от 11% до 25%.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.
2.Группировка слов.
Глаголы
Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # налил, насорил, вылил # подбежал, вошел, подошел # стоит, растет, сидит # идет, цветет, бежит # вошел, вылетел, выбежал
I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # налил, насорил, вылил
II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».
Прилагательные
Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # большой, желтый, маленький # хороший, деревянный, плохой # высокий, низкий, маленький # большой, маленький, низкий # желтый, длинный, зеленый # тяжелый, длинный, легкий # круглый, большой, овальный I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # большой, желтый, маленький
II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».
3. Подбор синонимов к словам:
Материал для исследования: слова различных частей речи: здание - глядеть - парк - шагать - улица - огромный - боец - радостный - доктор - торопится - Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, строение; парк = ...?»
4. Подбор антонимов к словам:
Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др. словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь «наоборот». Например, день - ночь». горе - говорить - шум - холодный - поднимать - плохой - быстро - легкий - далеко - утро -
II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»» холодный зимний день - холодная вода в реке - холодная вода в кастрюле - холодная вода - холодный день -
5. Объяснение значения слов:
Существительные
Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы.
I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». овощи дерево мебель одежда посуда обувь
фрукты животные цветы насекомые
II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». свекла стол яблоко вилка астра шуба паук сапоги береза собака
Прилагательные
Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»). Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». высокий тяжелый маленький круглый желтый легкий короткий низкий длинный широкий соленый холодный
Глаголы
Материал для исследования: слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». идти летать ползти тащить ехать торопиться нести светить везти лезть
6. Добавление одного общего слова к двум словам:
Материал для исследования: пары слов и общий вопрос.
Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)». фрукты - овощи (какие?) кошка - собака (что делают?) дождь - снег (что делают?) сидит - стоит (кто?) льется - журчит (что?) шумит - дует (что?)
светит - греет (что?) одевается - обувается (кто?)
7. Дополнение к глаголу:
Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит». Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п. сидит = светит = стучит = растет = умывается = летит = лежит = бежит = плывет =
8. Дополнение последнего слова в предложении:
Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения. Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение». Из крана льется ... Солнце светит ... Лимон желтый, а помидор ... Фрукты моют, а белье ... Яйцо овальное, а шар ... Кофта шерстяная, а шуба ... Молоко жидкое, а сметана ... Лимон кислый, а мед ...
IV. Исследование словообразования
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:
Материал для исследования: слова, предметные картинки. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?» таз - ухо - лист - снег - гриб - лиса - дом - окно - грузовик - солнце - кружка - кольцо - одеяло - береза - дерево - стакан - Критерии оценки (для всех заданий):
4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.
3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.
2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.
2. Образование прилагательных.
2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)
Материал для исследования: словосочетания. Инструкция: «Если предмет сделан из ..., например из стекла, то он какой? - стеклянный». компот из яблок - лист клена - горка изо льда - кубик из дерева - салат из моркови - шишка ели - суп из грибов - куртка из кожи - варенье из малины - стакан из стекла -
2.2. Образование качественных прилагательных.
Материал для исследования: слова, словосочетания. Инструкция: «Какой, ... , например, день, если днем жарко?» жарко - мороз - душно - снег - солнце - дождь - ветер - туман - холодно - пасмурно -
Критерии оценки:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.
3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.
2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания.
2.3. Образование притяжательных прилагательных.
Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки. I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка - кошачье кошачий кошачья» ухо нос лапа медведь - … … … волк - … … … белка - … … … собака - … … … лиса - … … … заяц - … … … лев - … … …
I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла - орлиное». # ружье охотника - # дупло белки - # клюв птицы - # берлога медведя - # хвост рыбы - # гнездо воробья - # яйцо курицы - # следы зайца - # следы волка - # свисток милиционера -
2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных. Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов. Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? - желтенький». # Лиса рыжая, а лисенок - # Волк серый, а волчонок - # Шуба пушистая, а шубка - # Сапоги зеленые, а сапожки - # Звезда красная, а звездочка - # Машина белая, а машинка - # Огурец соленый, а огурчик - # Яблоко вкусное, а яблочко - 3. Образование названий детенышей животных.
Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы - ягненок, а если их несколько, то - ягнята». один несколько один несколько у кошки - ... ... у коровы - … … у собаки - ... … у козы - … … у курицы - ... ... у льва - … … у утки - ... … у волка - … … у лисы - ... ... у птицы - … …
4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал». # Этот пишет, а этот уже ... # Этот снимает, а этот уже ... # Этот вешает, а этот уже ... # Этот стирает, а этот уже ... # Этот режет, а этот уже ... # Этот пилит, а этот уже ... # Этот льет, а этот уже ... # Этот ест, а этот уже ... # Этот умывается, а этот уже ... # Этот моет, а этот уже ...
5. Словообразование профессий женского рода.
Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий. Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?» # учитель - ... # крановщик - ... # певец - ... # каменщик - ... # воспитатель - ... # артист - ... # портной - ... # повар - ... # продавец - ... # проводник - ... 6. Словообразование по дефиниционному типу.
Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги - сапожник», «собирает грибы - грибник», «пилит дрова - пильщик». Инструкция: «Скажи, как называют человека, который ...?» # водит машину - ... # играет в теннис - ... # водит поезд - ... # ловит рыбу - ... # подстригает волосы - ... # сочиняет стихи - ... # играет на скрипке - ... # играет в футбол - ... # чинит часы - ... # ведет самолет - ... 7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.
Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов). Сюжетные картинки: Пары слов: мальчик залез на дерево залез - облез мальчик перешел дорогу перешел - обошел заяц обогнал волка прогнал - обогнал мальчик разбил вазу разбил - пробил птичка вылетела из клетки влетела - вылетела дети поливают огород заливают - поливают мальчик порвал рубашку порвал - сорвал мама пришила пуговицу пришила - вышила мама стирает белье моет - стирает мальчик спускается по лестнице поднимается - спускается
Инструкции: 1. Посмотри на картинку. 2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова - «развесила» - «обвесила», какое слово подходит? 3. Назови слово. 4. Произнеси все предложение
Параметры исследования:
1 Понимание существительных
2 Понимание глаголов
3 Понимание прилагательных
4 Активный словарь существительных
5 Активный словарь глаголов
6 Активный словарь прилагательных
7 Классификация
8 Группировка существительных
9 Группировка глаголов
10 Группировка прилагательных
11 Подбор синонимов
12 Подбор антонимов
13 Объяснение значения существительных
14 Объяснение значения прилагательных
15 Объяснение значения глаголов
16 Добавление слова к двум словам
17 Дополнение к глаголу
18 Дополнение слова в предложение
19 Образование уменьшительно-ласкательных существительных
20 Образование относительных прилагательных
21 Образование качественных прилагательных
22 Образование притяжательных прилагательных
23 Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных
24 Образование названий детенышей животных
25 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов
26 Словообразование профессий женского рода
27 Словообразование по дефиниционному типу
28 Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.