Урок для детей сложной структуры дефекта. Тема. Изучение звука и буквы Ш


Русский язык ( чтение ) во 2 Б классе.
Учитель Макеевской специальной общеобразовательной школы-интерната № 35 Дюкарева Е.В.
Тема. « Изучение звука и буквы Ш»
Задачи: познакомить детей со звуком и буквой Ш; формировать умение правильно выделять и произносить звук Ш в словах, умение отличать по образу букву Ш от других букв, продолжить работу над правильным овладением навыка чтения, делением слов на слоги и умением дифференцировать гласные и согласные звуки; развивать связную речь, внимание, память, коррегировать фонематический слух, мелкую моторику рук ; воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе.
Тип урока. Сообщение новых знаний.
Оборудование: разрезные буквы, наборное полотно ,таблица с изображением буквы Ш, коробки (песочная терапия),цветные картинки, Букварь ,аудио, видео аппаратура.
Ход урока.
I Вступительная часть.
1 Организация класса.
-Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
(Какой сейчас урок?)
(Чему мы учимся на уроках чтения?)
2 Н/п Настрой.
Для того, чтобы язычок у нас был послушный и хорошо читал , давайте дети вспомним чистоговорку.
Чистоговорка.
Ежи. Жи -жи –жи - живут в лесу ежи.
Жа- жа- жа -я нашел ежа.
Жу-жу-жу – молоко даю ежу.
II Основная часть.
1Актуализация полученных знаний.
Игра» Угадай букву».
Дети открывают букву и называют звук, определяя гласный он или согласный. (Поем, не поем)
Ставлю на наборное полотно слева гласные (поем, справа согласные не поем)
Мотивация.» В гостях сказочный Колобок.»
Загадка про Колобок.
По сусекам скребен, по амбару метет, на сметане вымешан (кто это?)
2 Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня, дети мы познакомимся с новой буквой Ш.
-Нет буква ш попала в беду.( колобок)
- Дети , поможем колобку найти и освободить букву Ш.А чтобы освободить букву Ш мы должны быть: внимательными ,послушными, дружными и активными.
1 слайд И в погоню за гусями отправляемся мы с вами.
Дети, чтобы облегчить себе поиск буквы ш мы должны знать как она выглядит.
3 Объяснение нового материала.
2 слайд. - Посмотри на букву Ш , буква очень хороша! На что похожа буква Ш?
3 слайд. Сравнение буквы Ш с другими предметами.
Итак, отправляемся мы с вами на поиск буквы Ш.
Первая станция» Воздушно- звуковая» Слушаем загадку:
Мы летим над облаками, мы их трогаем руками.
Поднимает в небо пар -наш большой воздушный ( Шар ).
Для чего человеку нужен воздушный шар? (Правильно, для путешествий, чтобы попасть в трудно доступные места.)
Выделение звука Ш .- Дети , с какого звука начинается слово шар? Произнесите слово Молодцы, летим мы дальше и вот мы поднялись очень высоко и стало нам холодно .Что же спасет нас?
- Слушаем загадку : Он обнимает шею и станет нам теплее? (Шарф).
Что такое шарф?
Определение места звука ш .Произнесите слово шарф . Определите , где слышен звук ш в начале или конце слова?
Звуковое произношение буквы Ш.
Опустились мы с небес , пошипим теперь мы здесь.
4 слайд. Змейки.( шипим)
-Для шипенья хороша , в Алфавите буква ш, не поется буква Ш ,буква очень хороша(пошипели)
2 станция Загадочно- стихотворная.
5 слайд . Теремок.
Стоит на пути у нас теремок -Угадайте ,кто в теремке живет?
Маленький рост
Длинный хвост,
Серая шубка
Острые зубки. ( мышка )
Выполним задание мышки .Для этого вы должны глазками найти букву ш , среди других букв и поставить ее на наборное полотно вместо точек
…ум , ,..ала… ( вместо точек найдите букву ш и поставьте ее).
Чтение образованных слов: шум, шалаш
Словарная работа (шум, шалаш).
6 слайд. Медведь.
Он коричневый лохматый
Угадайте –ка ребята,
Кто построив теплый дом,
Спит всю зиму в дом
Для того, чтобы медведь нас пропустил в лес на поиск буквы, мы должны прочитать стихотворение А. Барто «»Мишка «.Кто хочет рассказать стихотворение?»
Мы немножко отдохнем и опять читать начнем.
Динамическая пауза « Утята». Упражнение на дыхание.
7 слайд Молочная река.
III Станция « Песочная ». Определение элементов и печатание буквы
Дальше смотрим мы и видим на пути у нас река течет , новое задание нам дает( из каких элементов состоит буква ш? ) посчитали элементы букв ( 3 палочки поставим, а 4 положим),Посмотрели на плакат, сели правильно, показали указательный палец пишем печатным текстом букву Ш. Закрыли коробочки.
IY Станция « Слоговая»
Гуси –лебеди летите букву Ш освободите. Гуси-лебеди летят букву Ш вернуть хотят. Чтобы гуси не шипели, поделим названия всех героев на части. Вспоминаем кого мы встречали на своем пути? Делим слова на части при помощи ( рук, голосом.)
Y Станция» Букварная».
Букву Ш освободили и в Букварь мы поместили.
Мотивация «Колобок» говорит:» Кто будет хорошо читать , приз готов я вам отдать»
Гимнастика для глаз.» Часики».
Работа по Букварю.
-Чтение за диктором, по выбору.
III Заключительная часть.
- С какой буквой мы познакомились?
Что мы можем о ней сказать?
Релаксация.
«Колобок» раздает призы и предлагает найти в словах букву ш и обвести карандашом в кружок.
Оценивание детей.