Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Сольное пение


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско – юношеский центр»
Утверждаю
Директор О.М. Андреева
__________ 2014 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Сольное пение»
(индивидуальная работа с детьми)
Возрастной диапазон: 7 -15 лет
Срок реализации программы: 3 года

Составитель: Прушинская А.А.
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Южноуральск
2014
Информационная карта программы
ФИО педагога: Прушинская Алена Алексеевна

Тип программы: адаптированнаяОбразовательная область: искусство
Направленность деятельности: художественно-эстетическая
Способ освоения содержания
образования:репродуктивный,
креативный, эвристический
Уровень освоения образования: углубленный,
профессионально-ориентированный
Возрастной уровень реализации
программы: общее основное образование
Форма реализации программы: индивидуальная
Продолжительность реализации
программы: трехгодичнаяПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система дополнительного образования детей является важным компонентом разностороннего развития личности ребенка, фактором социально-педагогической защиты, обеспечивающим его адаптивность и способность к самореализации. Совершенно очевидна необходимость обращения дополнительного образования детей к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития.
Образовательная программа «Сольное пение» позволяет реализовать эти возможности системы дополнительного образования и предоставляет юным вокалистам средства для самовыражения, развития творческих способностей, знакомства с современной звуковой аппаратурой, участия в концертной деятельности, общения с единомышленниками, способствует их нравственному, эстетическому и духовному развитию. Именно в этом заключается актуальность и педагогическая целесообразность данной программы.
Обучение индивидуальному пению в системе дополнительного образования дает возможность расширить кругозор детей в области вокальной музыки.
В отличие от школьных общеобразовательных программ, где большая часть времени уделяется слушанию и анализу музыкальных произведений, данная программа в системе дополнительного образования предусматривает более углубленное изучение и овладение вокальным мастерством, а также более четкое планирование занятий, в чем и заключается новизна программы.
Отличительной особенностью данной программы от других аналогичных и смежных по профилю является продуктивный характер творческой деятельности обучающихся, широкое применение современной звуковой аппаратуры.
В основу этой программы легли образовательные рекомендации по обучению вокалу В.А. Шереметьева, В.В. Емельянова, Е.М. Пекерской, С.П. Юдина и многолетний опыт работы с юными вокалистами педагога дополнительного образования, автора данной программы.
Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в той же мере участником формирования слуха и памяти. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Предложенная программа вокального обучения предполагает оригинальную форму эстетического воспитания детей, способствует эмоциональному и умственному развитию детей, обладает рядом особых достоинств среди программ других видов музыкального обучения.
Цель программы: создание условий для индивидуально-личностного развития юных вокалистов, их творческих способностей и дарований, освоения ими практических способов деятельности.
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- познавательная: организация познавательной деятельности по овладению социальным опытом;
-обучающая: развитие певческого голоса, сценического мастерства, углубление музыкально-теоретических знаний, исполнительских умений и навыков концертно-практической деятельности обучения;
- мотивационная: организация продуктивного общения детей, создание творческой атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, взаимоуважения, обеспечение успешной социализации, создание ситуаций успеха;
- развивающая: развитие творческих способностей детей, обеспечение условий для всестороннего развития личности с учетом потребностей ребенка;
- эстетическая: формирование музыкально-эстетического вкуса, нравственных качеств, художественного мировоззрения, духовное развитие личности;
- оздоровительная: оздоровление голосового аппарата, формирование стремления к здоровому образу жизни, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, укрепление психического и физического здоровья детей путем соблюдения целесообразного режима занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте 7-15 лет. При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности детей.
Педагогика сотрудничества и сотворчества и технология развивающего обучения, лежащие в основе программы, ориентируют на применение индивидуального и дифференцированного обучения, что помогает добиваться хорошего усваивания материала.
В объединение принимаются дети, обладающие певческим голосом, имеющие музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чутье.
Образовательная концепция программы предполагает продуктивную творческую деятельность, активно способствующую формированию инициативы, самодисциплины, общей культуры, навыков практической деятельности детей, педагогическую поддержку и продвижение одаренных детей.
Программа «Сольное пение» предполагает применение следующих педагогических технологий:
- технологию развивающего дифференцированного обучения,
- личностно-ориентированную педагогику,
- педагогику сотрудничества,
- метод продуктивной творческой деятельности.
Принципы обучения:
- научность,
- системность,
- доступность,
- преемственность,
- последовательность,
- связь обучения с жизнью.
Этапы освоения программы.
На изучение программы отводится 1 час в неделю, то есть 36 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Предполагается вариантность объема и содержания учебной информации программы в зависимости от уровня подготовки и способностей обучающихся. Педагог может вносить определенные коррективы, связанные с изменением времени на изучение отдельных вопросов и числа практических работ, при этом нравственность программы и логика изложения учебного материала должны сохраняться.
Условия реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей образовательной среды как комплекса комфортных технолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческой готовности обучающихся, формирование разносторонне развитой личности.
Механизм оценки получаемых результатов.
Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. В системе проводятся зачетные занятия по специальным технологиям. Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по трехуровневой системе (Р - репродуктивный, Э - эвристический, К - креативный) и фиксируются в журнале объединения.
Диагностика уровня развития детей проводится в процессе участия детей в концертах, конкурсах, а также на контрольных занятиях после изучения тем и разделов программы.
Прогнозируемые результаты.
Изучив трехгодичную программу «Сольное пение» обучающиеся смогут петь в вокальном ансамбле или в коллективах художественной самодеятельности.Учебно-тематический план
1 год обучения
Разделы, темы Общее кол. часов Теория Практика
1 Введение 1 1 -
2 Дыхательная гимнастика, артикуляционный массаж 2 1 2
3 Устройство голосового аппарата 2 1 1
4 Музыкальный словарь 2 1 1
5 Развитие слуха 8 1 7
6 Постановка голоса 8 - 8
7 Пение произведений 11 - 11
8 Заключительное занятие 1 - 1
Итого: 36 5 31
Содержание программы.
I. Введение (1 ч.) Теория (1 ч.) Цели и задачи программы «Вокал» на первый год обучения.
Прослушивание нового репертуара.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Образовательная программа «Вокал», аудиокассеты, диски, музыкальный центр.
II. Дыхательная гимнастика, артикуляционный массаж (2 ч.) Практика (2 ч.)
- Дыхательная гимнастика И.А. Стрельниковой.
- Дыхательная гимнастика Э.М. Чарелли.
- Артикуляционный массаж В.А. Шереметьева.
- Точечный массаж для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.
Методическое и дидактическое обеспечение: литература указанных авторов.
III. Устройство голосового аппарата (2 ч.).
Теория ( 1 ч.). Краткие сведения о голосовом аппарате.
- Дыхательный аппарат (трахея, легкие, бронхи, диафрагма).
- Звукообразующий аппарат (гортань, голосовые связки).
- Звукоусиливающий аппарат (грудной и головной резонаторы).
- Звуковыводящий аппарат (артикуляционный): нижняя челюсть, рот, губы, язык.
Практика (1 ч.).
Пропевание упражнений для голосового аппарата.
Методическое и дидактическое обеспечение. В.А. Шереметьев, В.В, Емельянов Плакаты, нотные сборники.
IV. Музыкальный словарь (2 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с музыкальными терминами.
Практика (1 ч.). Запись терминов в словарь. Заучивание терминов в процессе работы над произведением.
Методическое и дидактическое обеспечение. Плакаты. Музыкальный словарь.
V. Развитие слуха (8 ч.)Теория (1 ч.) Объяснение понятий: - «выше», «ниже».
- Движение мелодий вверх, вниз, на одном месте.
- Движение мелодий плавно и скачками.
Практика (7 ч.)
- Пение интервалов без сопровождения (больше - мажор, меньше – минор).
- Пение гамм (мажор, минор).
- Пение без сопровождения знакомых песен и упражнений с контролем за интонацией.
Методическое и дидактическое обеспечение.
В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в школе
В.В. Емельянов «Фонопедический метод» г. Ю-Сахалинск 1980 г.
Нотные сборники
VI. Постановка голоса (8 ч.)
Практика (8 ч.)
- Упражнения на сознательное использование регистров голоса.
- Тренировка певческого дыхания, артикуляции, дикции.
- Освоение техники миксты и вибрато.
- Развитие звуковысотного и вокального слуха.
-Вокальная работа над регистром. Сознательное применение творческих знаний и практических навыков академического голосообразования при разучивании произведений.
- Концертная деятельность, участие в конкурсах.
Методическое и дидактическое обеспечение. Нотные сборники, музыкальный центр, фонограммы, микрофон.
VII. Пение произведений (11 ч.)
Практика (11 ч.) Пение произведений.
- Работа над художественным образом исполняемого произведения.
- Выравнивание звучности голоса на всем диапазоне.
- Развитие подвижности, гибкости голоса.
- Работа над певческой дикцией, певческим дыханием.
- Выработка умения раскрыть идейно-художественный смысл произведения, выразительно передать содержание произведения.
- Углубление музыкально-художественного развития.
- Осмысленный глубокий самоконтроль.
- Умение анализировать.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Нотные сборники, музыкальный центр, микрофоны, фонограммы, фортепиано.
VIII. Заключительное занятие (1 ч.)
Практика: 2 ч. Подведение итогов изучения программы «Вокал» первого года обучения. Задание на лето.
К концу освоения программы первого года обучения дети
должны знать: правила поведения на занятиях музыкой, гигиены голоса, дыхательной гимнастики.
должны уметь: формировать академический звук, используя 1-й комплекс фонопедических упражнений В.В. Емельянова. Развить музыкальный слух, память, воображение. Исполнять несложные произведения.
Учебно-тематический план
2 год обучения
Разделы темы Общее кол. часов Теория Практика
1. Введение 1 1 -
2. Формирование вокальных навыков 8 - 8
3. Вокальные и муз. термины 2 1 1
4. Развитие слуха 6 - 6
5. Пение произведений 17 - 17
6. Заключительное занятие 2 - 2
Итого 36 2 34
Содержание программы.
I. Введение (1 ч.)Теория (1ч.) Цели и задачи курса «Вокал» на второй год обучения. Повторение пройденного материала. Прослушивание нового репертуара.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Образовательная программа «Вокал», аудиокассеты, диски, музыкальный центр.
II. Формирование вокальных навыков (8 ч.)
Практика (8ч.)
-Повторение фонопедических упражнений.
- Разучивание новых мелодических упражнений по вокалу.
- Работа над певческой фонетикой.
- Работа над интонированием.
- Формирование навыков свободы и подвижности артикуляционного аппарата.
- Работа над певческим дыханием.
- Работа над звуковедением.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Е.М. Пекерская. «Вокальный букварь».
В.В. Емельянов. «Фонопедические упражнения».
III. Вокальные и музыкальные термины (2ч.)
Теория (1 ч.) Повторение и закрепление изученных терминов. Знакомство с новыми терминами.
Практика (1 ч.)
Запись новых терминов в тетрадь. Заучивание, закрепление в работе над произведениями.
Методическое и дидактическое обеспечение. Словарь музыкальных терминов, плакаты.
IV. Развитие слуха (6 ч.)
Практика (6 ч.)
- Пение интервалов.
- Пение упражнений.
- Пение гамм.
Методическое и дидактическое обеспечение
В.В. Шереметьев «Пение и воспитание детей в школе» (приложение)
V. Пение произведений (17 ч.)Практика (17 часов).
Практическая работа над произведениями:
- Работа над художественным образом исполняемого произведения.
- Работа над мимикой, жестами, движениями.
- Работа над содержанием исполняемого произведения.
- Концерты, конкурсы.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Нотные сборники, музыкальный центр, микрофон, фонограммы, фортепиано.
VI. Заключительное занятие. 2 ч.
Практика: 2 ч. Подведение итогов изучения программы «Вокал» второго года обучения. Задание на лето.
К концу второго года обучения дети
должны знать и понимать современный музыкальный язык, иметь представление о романсах, современных песнях и знать их отличия.
должны уметь: владеть своим голосом, до конца изучив первый комплекс упражнений В.В. Емельянова, красиво и правильно исполнять классическую вокальную музыку и современные песни, формировать певческую установку.
Учебно-тематический план
3 год обучения
Разделы темы Общее кол. часов Теория Практика
1. Введение 1 1 -
2. Развитие слуха 4 - 4
3. Формирование вокальных навыков 15 - 15
4. Пение произведений 14 - 14
6. Заключительное занятие 2 - 2
Итого: 36 1 35
Содержание программы.
I. Введение (1ч.)Теория (1 ч.) Цели и задачи курса «Вокал» третьего года обучения. Повторение пройденного материала. Прослушивание нового репертуара.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа «Вокал», аудиокассеты, диски, музыкальный центр.
II. Развитие слуха (4 ч.)
Практика (4 ч.)
- Пение двухголосных произведений.
- Пение a capella.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Е.М. Пекерская. «Азбука вокалиста».
В.В. Шереметьев. «Пение и воспитание детей в школе» (приложение).
Ш.Формирование вокальных навыков (15 ч.)
Практика (15 ч.)
- Разучивание новых упражнений, рекомендованных для развития вокальных навыков.
- Работа над выравниванием звучности во всем диапазоне.
- Осознанный контроль за задержкой дыхания перед началом пения.
- Исполнение произведений в соответствии с правилами.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Е.М. Пекерская. «Азбука вокалиста».
Видеокассеты с упражнениями В.В. Емельянова.
III. Пение вокальных произведений (13 ч.)
Практика (13 ч.) Пение произведений.
- Работа над художественным образом исполняемого произведения.
- Выравнивание звучности голоса на всем диапазоне.
- Развитие подвижности, гибкости голоса.
- Работа над певческой дикцией, певческим дыханием.
- Выработка умения раскрыть идейно-художественный смысл произведения, выразительно передать содержание произведения.
- Углубление музыкально-художественного развития.
- Осмысленный глубокий самоконтроль.
- Умение анализировать.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Нотные сборники, музыкальный центр, микрофоны, фонограммы, фортепиано.
IV. Заключительное занятие (2 ч.)
Практика: 2 ч. Подведение итогов. Организация концертной деятельности обучающихся в летний период (линейка выпускников, День Защиты Детей, День Города).
К концу третьего года обучения дети
должны знать: исполнительско-певческие средства выразительности, уметь проводить исполнительский анализ.
Должны уметь: владеть устойчивыми вокальными навыками, петь в диапазоне 2-х октав, уметь петь на одном дыхании длинные фразы. Работать над художественным образом произведения, владеть опытом концертной деятельности.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение:
Информационное обеспечение: тематическая литература, программа, методические пособия, иллюстративный материал, периодическая печать.
Алгоритмы деятельности: технологические карты, демонстрационный материал.
Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, анкеты.
Для реализации данной программы нужны звукоизолированный кабинет, пианино, высококачественный музыкальный центр, микрофоны, наушники, комплект звукоусилительной и звукообрабатывающей аппаратуры, методическая, дидактическая и воспитательная литература для педагогов и обучающихся.
Необходимым условием успешной реализации программы является сотрудничество с родителями обучающихся для поддержки и продвижения детей, для создания ситуации успеха.
Литература для педагога.
Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре» «Версия» 1998 г.
Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса»
Ю-Сахалинск 1989 г.
Г.П. Стулов «Хоровой класс»
Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» Москва 1996 г.
Пекерская Е.М. «Азбука вокалиста» Москва 1996 г.
Видеокассеты с уроками В.В. Емельянова и ХачатуроваАвторские программы по музыкально-эстетическому направлению для учреждений дополнительного образования. Г. Ростов – на – Дону, 2002.
Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.
Емельянов В.В. Постановка голоса. Координация и тренаж. Санкт-Петербург. 1997.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
Исаева Л.А., Пугачева С.В. Что такое музыка? 2 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М.: «Просвещение» 1983.
Надолинская Т.В. Музыка (1-4). Методические рекомендации к учебному комплекту. Книга для учителя. – Таганрог: Айкэн, 2001.
Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов /Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. – 2-е изд. Испр. – М.: Просвещение, 1990.
Сетт Риггс “Как стать звездой».
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Изд. «Прометей» МПГУ , 1992.
Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами» Ростов-на-Дону 2002 г. Методическое пособие.
Струве Г.А. Школьный хор. М.: 1981.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана – Графф, 2003.
Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.
Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителей /Сост. Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. – М.: Просвещение, 1986.

Литература для детей.
Кленов А.Там, где музыка живет. Изд. «Педагогика», 1986.
Кенигсберг А. Людвиг ванн Бетховен. Л.: 1970.
Кривцун О.А. Искусство и мир человека. М.: 1986.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. – М.: Вентана – Графф, 2002.