Педагогический проект Развитие устной речи на уроках литературы


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Педагогический проект «Развитие устной речи на уроках литературы»
Выполнил: Исаченко Екатерина Ильинична,
выпускник курсов профессиональной
переподготовки по направлению
«Основы педагогической деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание …………………………………………………………………………………… 2
Введение …………………………………………………………………………………...…. 3-5
Описание проекта ……………………………………………………………………...…… 6-10
Оценка успешности реализации проекта …………………………………………...…… 11-19
Заключение ………………………………………………………………………………...….. 20
Список литературы …………………………………………………………………………… 21
ВВЕДЕНИЕ
Паспорт проекта
Площадка реализации проекта МБОУ СОШ п. Усть-Уда
Автор проекта Учитель русского языка и литературы Исаченко Е.И.
Гипотеза проекта Целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению школьников устной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной речи.
Цели и задачи проекта Цель - внедрение системы заданий и упражнений для развития навыков устной речи учащихся.
Задачи:
- изучить методологическую базу по обозначенной в теме проекта проблеме;
- выявить роль и значение развития навыков устной речи в учебно-воспитательном процессе;
- подобрать упражнения и задания для развития устной речи учащихся на уроках литературы.
Участники проекта Учащиеся 5-8 классов, учителя русского языка и литературы
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте) Проект предполагает внедрение упражнений и заданий, как предлагаемых УМК, так и дополнительных, соответствующих четырем этапам: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта Сформированность устной речи на одном из этапов проекта – краткосрочный результат, долгосрочный результат – оценка сформированности устной речи по итогам проекта, по окончании 8 класса
Показатели и критерии успешности выполнения проекта Умение четко, в соответствии с нормами выразить свою мысль будет оцениваться во время подводящих итог мероприятий (завершающих раздел семинаров, коллоквиумов, конференций) и выполнения текущих каждодневных заданий (заранее подготовленных устных сообщений, ответов на устном опросе, во время беседы, анализа спорной ситуации и др.)
Дальнейшее развитие проекта Подбор упражнений и заданий для учащихся 9-11 классов
Практическая значимость проекта Материал может быть использован для совершенствования работы на уроках литературы со школьниками среднего звена
Проблема развития устной речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Овладение речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Речь является важнейшим показателем духовной культуры личности. Речь неотделима от морально-этических убеждений и поведения человека. Философы и ораторы прошлого связывали истинное красноречие с высоким нравственным уровнем говорящего. Поэтому одна из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся - развитие речевой деятельности.
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Впервые придя в школу, столкнулась с проблемой недостаточной развитости устной речи учащихся 5 класса на уроках литературы. Из начальной школы дети принесли понимание того, что на уроках литературного чтения надо выразительно читать. И долго не могли и не хотели уяснить, что литература – это не литературное чтение, что читать надо много и дома, что следует научиться анализировать и грамотно выражать свои мысли и в устном и в письменном виде.
Актуальность проекта связана с увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, умение грамотно выражать свои мысли очень ценно в современном мире. Детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Объектом проекта является процесс развития навыков устной речи учащихся.
Предмет проекта - система развития навыков устной речи школьников.
Цель проекта заключается в разработке системы заданий и упражнений для развития навыков устной речи учащихся.
Гипотезой проекта является предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению школьников устной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной речи.
Поставленная цель, предмет и гипотеза проекта предполагали решение следующих основных задач:
- изучить методологическую базу по обозначенной в теме проекта проблеме;
- выявить роль и значение развития навыков устной речи в учебно-воспитательном процессе;
- подобрать упражнения и задания для развития устной речи учащихся на уроках литературы.
Участниками проекта являются учащиеся 5-7 классов, учителя русского языка и литературы. Практическая значимость исследования определяется материалом (разработанной системой упражнений), который может быть использован для совершенствования работы на уроках литературы со школьниками среднего звена.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Развитие речевой культуры учащихся – важнейшее направление в теории и практике литературного образования. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, Н.А. Демидова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др.
Труды ведущих методистов стали предпосылкой для разработки комплексной системы развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Сближение литературного и речевого развития - важнейшее условие постижения литературы как искусства слова. Речевые способности сходны с литературными и входят в их состав (способность мыслить словесно-художественными образами, способность самостоятельно создавать тексты, речевые произведения).
В проблеме речевого развития учащихся выделяют психолингвистический, лингводидактический и методико-литературный подходы.
Усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Урок - многоплановая коммуникативная система, межличностное взаимодействие внутри ученического коллектива, вписанное во взаимообщение учителя и учащихся.
Педагогическое общение на уроке литературы имеет своеобразное содержание. Литература сама по себе является формой и средством общения и требует организации коммуникативных условий. Идеи, образы художественного произведения воспринимаются и осмысливаются в форме эстетического переживания. Эстетическое восприятие произведения в процессе его изучения должно возрастать по мере углубления, становиться более осознанным.
Конструирование занятий по литературе во многом похоже на психологические законы, определяющие творческий процесс в искусстве. Учитель литературы составляет занятие так, чтобы учитывалась степень эмоционального резонанса, который имеют те или иные фрагменты художественного текста при его изучении в классе. Целостная эмоциональная картина приобретает управляемый характер. Учитель, исходя из общих задач обучения и воспитания и конкретных целей данного урока, получает возможность регулировать и вызывать необходимую реакцию учащихся на прочитанное. Эмоциональное «заражение» школьников осуществляется в обстановке коллективного художественного восприятия, взаимообмена эстетическими эмоциями.
Межличностное общение - это не только наука, но и искусство. Подготовленность к нему определяется не только усвоенными логическими знаниями, но и интуицией, эмоциональной восприимчивостью. Общение подразумевает реагирование на внезапно возникающие обстоятельства, оно требует от учителя импровизации, умения принимать молниеносные решения. Однако интуиция без наличия объективно задуманной модели общения не может принести должного успеха. От учителя требуется длительная и непрерывная работа по совершенствованию собственных коммуникативно-исполнительских качеств. Без работы над собой в плане развития коммуникативно-творческой культуры невозможно организовать правильное педагогическое взаимодействие с детьми.
Коммуникативный подход в обучении литературе - одно из важнейших средств, обеспечивающих продуктивное восприятие и понимание учащимися произведений искусства. Эффективность работы словесника зависит от его умения создать на занятиях по своему предмету атмосферу всеобщего эстетического переживания. Словесник организует учебную деятельность школьников, их общение; управляет этими процессами; «заражает» школьников эстетическими эмоциями, которые служат необходимым условием постижения искусства и ключевым средством художественно-педагогического взаимодействия. В ситуации эстетической коммуникации активизируются межличностные отношения, благодаря чему общение учителя и учеников на уроке литературы служит фундаментом направленного и организованного процесса обучения литературе.
Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями. Для развития и совершенствования речетворческих умений предлагаются упражнения, выполнение которых способствует повышению уровня языкового и литературного творчества школьников.
Ведущим принципом организации работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся является неразрывное единство этой работы с анализом художественного произведения, с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием - формированием духовной личности в широком смысле. Это принципиальное положение, вытекающее из философского и лингвистического понимания, обозначенное в трудах В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Н.В. Колокольцева, предостерегавших учителей от формального подхода к занятиям по совершенствованию речевой культуры школьников, от отрыва их от работы по литературному образованию и нравственно-эстетическому воспитанию.
Задача учителя – организовать жизненные и литературные впечатления учащихся. Если встреча с произведением взволновала, появится источник мыслей и чувств, который станет стимулом для вербального оформления переживаний, рассуждений.
Развитие речи должно проходить на основе речевой деятельности - активного целенаправленного процесса создания и восприятия высказываний.
Принципы развития речевой деятельности:
1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника;
2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе;
3) разнообразие методических форм и приемов;
4) соблюдение преемственности речевого развития с предыдущими классами;
5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства;
6) систематический характер работы;
7) учет межпредметных связей.
Совершенствование речевой деятельности в процессе занятий по литературе опирается на принципы:
– систематичности (работа по развитию речи обязательна при изучении любой темы, соблюдение возрастной последовательности);
– разнообразия методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся;
– преемственности содержания и разновидностей речевой деятельности учащихся (от репродуцирования текста – к собственному творчеству; от овладения жанром высказывания в устной речи – к письменному его воплощению; от речевых жанров по жизненным впечатлениям – к высказываниям на литературные темы, сочинениям об искусстве);
– практической направленности работы (отработка конкретных речевых умений и навыков);
– учета межпредметных связей литературы, языка, истории, МХК и др.
Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников следующие приемы:
обогащение словарного запаса - словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов;
совершенствование связности речи - пересказы, изложения; различные виды и жанры монологических высказываний на литературные темы (комментарии к тексту, письменные ответы на вопросы; планы; сочинения; рассуждение, реплики в эвристической беседе);
обучение выразительности речи - выразительное чтение;
обучение логике мышления и логике речи - работа над статьей учебника, литературно-критическими статьями; сообщения и доклады, концептуальные выступления на семинарских занятиях;
обогащение речи в эмоционально-образном отношении - анализ изобразительно-выразительных средств, стилистические задания, художественный пересказ, устное словесное рисование, составление киносценария.
Для достижения поставленной цели - внедрения системы заданий и упражнений для развития навыков устной речи учащихся; и реализации проекта «Развитие устной речи учащихся на уроках литературы» необходимо создать стройную систему.
Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Эта позиция может быть взята за основу выделения этапов проекта:
а) Сформированность устной речи у всех учащихся на уровне создания репродуктивных высказываний (воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей и т.д.) (V кл.);
б) Сформированность устной речи у всех учащихся на уровне создания репродуктивных высказываний (воспроизводящие и творческие пересказы мемуарных и эпистолярных материалов), продуктивных высказываний (развернутый устный ответ, сообщение, доклад; литературное обозрение, критический этюд, рассказ или доклад о произведении искусства и т.д.) (VI кл.);
в) Сформированность устной речи у всех учащихся на уровне создания продуктивных высказываний (критическое эссе, «слово о писателе», речь экскурсовода, режиссерский комментарий, речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.) (VII кл.);
г) Сформированность устной речи у всех учащихся на уровне создания продуктивных высказываний (стихи, рассказы, очерки, пьесы, самостоятельно сочиняемые школьниками; художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.) (VIII кл.).
Рабочий план реализации проекта определен задачами проекта.
Изучение материалов по теме проекта в теории;
Определение стратегии и механизмов достижения цели проекта;
Составление плана работы;
Определение результатов проекта;
Подбор заданий и упражнений, соответствующих этапу проекта (одному из четырех) и особенностям развития учащихся в классе;
Выявление критериев успешности выполнения проекта;
Определение рисков, угрожающих выполнению проекта;
Выявление дальнейшего развития проекта.
В соответствии данной структурой можно определить краткосрочные результаты реализации проекта – итоги, достигнутые на одном из этапов; и долгосрочные результаты – по окончании всего проекта, на момент завершения обучения детьми в 8 классе.
Подобранные и усовершенствованные на практике в конкретном классе задания и упражнения в среднем звене литературного образования создадут хорошую перспективу для продолжения работы и развития в старшем звене.
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Совершенствование речевой деятельности в процессе занятий по литературе опирается на принципы:
систематичности;
разнообразия методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся;
преемственности содержания и разновидностей речевой деятельности учащихся;
практической направленности работы;
учета межпредметных связей литературы, языка, истории, МХК и др.
Для развития и совершенствования речетворческих умений предлагаются упражнения, выполнение которых способствует повышению уровня языкового и литературного творчества школьников. Это упражнения по реализации ролевого принципа развития речи; упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи, умений художественной критики, эстетического анализа текста, создание режиссерских ремарок и другие интерпретирующие приемы.
Таким образом, работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:
1.Осмысливать тему, соблюдая ее границы;
2.Составлять план высказывания;
3.Отбирать материал, касающийся создания высказывания;
4.Излагать материал последовательно;
5.Собирать материал и систематизировать его;
6.Строить свое высказывание в определенном жанре;
7.Использовать различные синонимические средства языка;
8.Составлять конспект и тезисы;
9.Делать сообщение, доклад, выступление.
Исходя из этого, выделяются различные типы упражнений: словотолкование, группировка по тематике, анализ образцовых текстов, составление словосочетаний, предложений, связного текста.
Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников следующие приемы:
обогащение словарного запаса (словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов);
совершенствование связности речи (пересказы, изложения; различные виды и жанры монологических высказываний на литературные темы (комментарии к тексту, письменные ответы на вопросы; планы; сочинения; рассуждение, реплики в эвристической беседе);
обучение выразительности речи (выразительное чтение);
обучение логике мышления и речи (работа над статьей учебника, литературно-критическими статьями; сообщения и доклады, концептуальные выступления на семинарских занятиях);
обогащение речи в эмоционально-образном отношении (анализ изобразительно-выразительных средств, стилистические задания, художественный пересказ, устное словесное рисование, составление киносценария).
Современным детям нелегко даются для понимания классические произведения в силу того, что они не владеют лексикой того времени. Зачастую сегодняшние учащиеся не могут объяснить значения тех слов, которые были понятны взрослым людям, когда те учились в школе. УМК по литературе В.Я. Коровиной дает значение непонятных слов в сносках, но не всех. Поэтому необходимо проводить словарно-фразеологическую работу гораздо в большем объеме, нежели это предлагается УМК. Учащиеся ведут словарики литературоведческих терминов. Целесообразно ли вести еще и отдельные словарики для таких непонятных слов? Думаю, не совсем. Современные учащиеся - дети с клиповым восприятием информации. Легче ими воспринимаются и запоминаются картинки, инфографика. Поэтому словарно-фразеологическую работу необходимо сопровождать презентацией, в которой к каждому новому или непонятному слову привязывается ссылка, открывающая отдельный слайд с толкованием слова и примером его использования в других текстах. Разумеется, с обязательным проговариванием слова и его значения учащимися.
Важнейшим приемом, способствующим усвоению содержания произведения и развития речи учащихся средних классов, является пересказ. Выделяют виды пересказов:
1) свободный (основан на первом впечатлении и передаче его в целом);
2) художественный (близкий к тексту автора, не только детально передает содержание, но и отражает художественные особенности текста);
3) краткий /сжатый (изложение основного содержания прочитанного, логику и стиль исходного текста сохраняются, но опускаются подробности);
4) выборочный (строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой);
5) пересказ с изменением лица рассказчика (изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица).
Каждым из этих видов учащийся должен овладеть. Зачастую учащиеся упускают из внимания важные детали, стараясь не потерять нить и не уйти от содержания. И Мазепу могут назвать парнем Марии вполне серьезно. Поэтому в V-VI классах необходимо как можно чаще обращаться к пересказу прочитанных самостоятельно текстов. И постепенно усложнять пересказ в старших классах.
Широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках литературы являются доклады и сообщения. Доклады и сообщения, развивающие ориентацию в поисках и отборе материала, вырабатывающие собственное суждение, умение написать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль, наиболее эффективны на уроках по развитию речи. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно-обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. По назначению и способам организации материала доклады можно условно разделить на информативные, исследовательские и проблемно-дискуссионные. И использовать их по нарастанию сложности подготовки в соответствии с уровнем развития класса.
На занятиях литературой применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя; выразительное чтение учеников; чтение мастеров звучащего слова.
Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к его пониманию. Часто хорошее чтение учителя дает больше для понимания, чем тщательный разбор. Н.В. Гоголь в статье «Чтение русских поэтов перед публикой» подчеркивал: «Прочесть как следует произведение лирическое вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполняющее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его».
Ученическое исполнение заключает анализ, служит показателем глубины проникновения в текст. В каждом классе программой предусмотрены произведения, которые школьники заучивают наизусть. Развитие культуры чтения стихов и художественной прозы – процесс сложный и длительный. Работа должна вестись планомерно. Важны предварительные тренировочные упражнения: чтение одного предложения с различной интонацией, чтение вслед за образцом, прослушивание нескольких различных исполнений одного произведения и обсуждение их манеры, конкурсы чтецов.
Очень важна здесь возможность прослушать произведение в актерском исполнении. Приложением к УМК В.Я. Коровиной является фонохрестоматия – аудиозаписи имеющихся в обычной хрестоматии произведений. И электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, также предлагают различные варианты выразительного чтения поэтических и прозаических произведений. Учащиеся моих классов с удовольствием участвуют в конкурсах выразительного чтения. На уровне образовательной организации они, к сожалению, почти не проводятся. За три учебных года было организовано два муниципальных конкурса, в одном из них удалось поучаствовать, пройдя школьный отбор. На классном уровне такие мероприятия проводим примерно два раза в год, по завершении разделов стихотворений о родной природе и Великой Отечественной войне. Класс делится на группы: чтецы, жюри, критики. Обязателен на таком мероприятии фотограф. Каждый учащийся работает в соответствии со своим заданием, тех, кто никак не участвует в конкурсе, не бывает. Учитель наблюдает за ходом конкурса, чтецы выступают, члены жюри заполняют листы оценивания и считают сумму набранных баллов, высказывают свое мнение о выразительном чтении конкурсантов, критики отмечают удачные моменты и недостатки в прочтении. Завершается такой конкурс вручением грамот призерам и сертификатов участникам.
Обучению выразительному чтению способствует устное словесное рисование (описание картин, возникающих в воображении); хоровое чтение (в унисон, в едином интонационном ключе); коллективная декламация (различные части текста различными учениками); чтение в лицах, по ролям (басни, диалоги в эпических произведениях).
В.В. Голубков тесно связывал основы для формирования устной речи школьников с теорией и практикой ораторского искусства. Определяя особенности устной речи (живое выразительное слово, импровизированность, непосредственность общения оратора со слушателями).
Уроки литературы располагают большими возможностями для диалоговых форм. Например, для организации ролевых диалогов: встреч литературных персонажей, диалогов литературных критиков и т.д. Ролевые (игровые) диалоги повышают заинтересованность учащихся в чтении и изучении литературы, стимулируют речевую активность.
Знакомство учащихся с закономерностью диалогической речи и овладением приемами ведения диалога осуществляется через анализ содержащих диалоги эпизодов литературных произведений с учетом уже приобретенных знаний (вид диалога, стили речи, ситуация общения и т.д.).
Для развития речи применяется воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.
Стимуляция речевой деятельности осуществляется и активным воздействием на мысли и чувства учащихся, которого можно достичь проведением нестандартного урока. Это диспуты, концерты, семинары, викторины и т. д., которые имеют общую, объединяющую их задачу - привитие интереса к учебе в целом и к урокам литературы в частности. В числе эффективных называют следующие приемы для развития устной речи на уроках литературы.Поэтические пятиминутки. В начале каждого урока по одному – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения. Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру. Даже при пассивном слушании поэтических текстов, читаемых другими, ребятами приобретают навыки восприятия поэтического текста, что оказывает положительное влияние на изучение ими литературы в целом.
Кроме начала урока с поэтической пятиминутки можно настроить ребят на литературу кратким пересказом недавно прочитанной, сверх школьной программы, книги. Такое начало может предложить учитель, «заразив» эмоциональным рассказом много читающих ребят. Таких, конечно, найдется немного, так как современные дети предпочитают развлечения умственной работе и чтению в том числе. Но при соответствующем стимулировании примерно половина моего, например, класса захочет подключиться к такой работе.
Опережающие домашние задания. Суть использования опережающих заданий на уроке литературы заключается в том, что наиболее подготовленные ребятам предлагается выполнить задание, содержание которого будет актуализировано на следующих уроках. Учащийся должен самостоятельно выстроить логику устного ответа, выбрать из предложенной литературы наиболее интересные, с его точки зрения, факты, примеры, подготовить краткое, но эмоциональное и содержательно емкое сообщение.
Дискуссионная беседа между героями литературного произведения. Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопрос.
С помощью дискуссионной беседы между героями литературного произведения происходит приобщение учащихся к исследовательской работе над текстом, формируется умение строить развернутые речевые высказывания, умение противостоять своему оппоненту не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Важно, чтобы ребята пришли к осознанию того, что главное в дискуссии – найти истину, а не удовлетворить свое самолюбие.
Разыгрывание и анализ речевых ситуаций. В начале урока, перед обсуждением ключевого вопроса по данной теме, трем-четырем учащимся, желательно малоактивным, выдаются карточки-задания, в которых содержится определенный материал для раздумий (высказывание известного лица, трактовка литературных явлений, мемуарное свидетельство и т.д.), ставится вопрос, требующий оценки, выражения собственной позиции. Выступающий следит за ходом обсуждений, самостоятельно входит в дискуссию в нужный и удобный момент. Высказываясь, учащийся может цитировать материал карточки или пересказывать его своими словами либо ссылаться на него, сопровождая собственными рассуждениями.
Заседание клуба «литературных критиков». Содержание и организацию заседания клуба «литературных критиков» готовит наиболее способный к литературе учащийся, избранный председателем «клуба»; учитель оказывает ему необходимую помощь в планировании и отборе материала. Учебная группа заранее ознакомлена со списком произведений, которые предстоит обсудить. В процессе чтения произведений учащиеся записывают возникшие у них вопросы, на которые они хотели бы получить ответ на заседании клуба. Поступившие вопросы председатель заблаговременно распределяет между выступающими, которые должны включить их в контекст своих высказываний.
Использование имитационных упражнений на уроках литературы способствует дальнейшему развитию интеллектуальных, речевых умений учащиеся при подготовке различных жанров высказываний. При этом ребята стараются придать своей речи такие качества как точность, логичность, уместность, доступность, краткость, благозвучие.
Устный анализ психологического портрета литературного героя. Ребятам предлагается дополнить литературный портрет собственным описанием, характеризующим психологическое состояние героя и на этой основе подготовить связное устное выступление. В заключение учащиеся выступают с устными высказываниями по теме: «Роль портрета в раскрытии образа героя». Возможен другой вариант данного заседания: учащимся предлагается по описанию внешности и по репликам героев определить, кто это.
Данный способ устного анализа психологического портрета помогает учащимся глубже осмыслить внутренний мир героя, способствует эффективному развитию устной речи учащихся. Умение давать словесное описание человека пригодится ребятам и в дальнейшей жизни.
И, разумеется, развивать устную речь учащихся необходимо не только на уроках, но и во внеурочное время. В изученной литературе предлагаются такие варианты: проигрывание отрывков изучаемых произведений, литературная конференция, литературно-музыкальная гостиная.
Определение показателей успешности речевого развития учащихся является актуальной проблемой. Ученые-методисты (Н.В. Колокольцев, Т.А. Ладыженская, К.В. Мальцева, В.Я. Коровина и С.А. Леонов) разработали критерии речевого развития, которого школьники достигают в результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы во взаимодействии с изучением русского языка и других гуманитарных предметов. К ним относятся:
1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности;
2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя;
3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера;
4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня;
5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический рассказ, слово о писателе и т.д.);
6. Содержательность высказывания;
7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания;
8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления;
9. Ведение диалога на литературные темы;
10. Самостоятельность в подготовке выступления;
11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями;
12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Именно эти критерии были взяты за основу для показателей и критериев успешности выполнения проекта на каждом этапе.
При выборе заданий и упражнений следует ориентироваться на уровень развития и подготовки класса. Например, в моем ведении находится параллель – два класса. Один класс большой (25 человек), ребята в большинстве из благополучных семей, в детском коллективе есть отличники и ударники, на которых можно равняться. Есть, конечно, в классе ребята послабее, но они стараются, при поддержке родителей, не отставать.
Второй класс в два раза меньше (11 человек), ребята из неблагополучных семей, два ребенка из категории скрытой коррекции, двое имеют психические отклонения, мотивация к учебе не сформирована, большинство родителей к учебе детей интереса не проявляет. По словам школьного психолога, в этом классе на бытовую запущенность наложилась запущенность ученическая плюс отсутствие мотивации к учебе. Дети не читают дома, чтение вслух развито на уровне начальной школы. Поэтому с этим классом, у которого в течение одного учебного года сменилось два учителя русского языка и литературы, развитие устной речи на уроках литературы происходит преимущественно за счет чтения текстов вслух. Однако и в этом классе есть ребята, с удовольствием участвующие в конкурсах чтецов.
С уровнем интеллектуального развития учащихся связаны риски реализации проекта.
1. Малый объем словарного запаса, связанный с тем, что интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации;
2. Трудность восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации;
3. Чрезмерное увлечение школьников аудио-видео-компьютерными технологиями, способствующими получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
4. Литература относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
5. Непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
Чтобы снизить часть рисков, следует отметить, что развитие речи учащихся на уроках литературы не является специальным разделом занятий. Отдельные уроки развития речи вписываются в общую систему работы. В типологии уроков литературы выделяется четыре вида уроков развития речи: уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства, уроки обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам, уроки обучения сочинениям, уроки анализа сочинений.
Подобранные и усовершенствованные на практике в конкретном классе задания и упражнения в среднем звене литературного образования создадут хорошую перспективу для продолжения работы и развития в старшем звене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, владеющий речью, владеет миром. Именно так и не меньше можно оценить масштаб воздействия речи грамотной, точной и убедительной выражать свои мысли. Для человека, владеющего устной и письменной речью, не составит труда найти работу, найти слушателей и поклонников своего таланта.
Мы невольно начинаем уважать человека, который может говорить, не подглядывая в бумажку, не допуская ошибок, не уходя от темы выступления. В наш информационный век коммуникативная компетенция и человек разумный, владеющий речью, выходят на первый план. И поскольку школа должна подготовить ребенка ко взрослой жизни так, чтобы уверенный в своих способностях молодой человек нашел себя в мире, то научить грамотной речи – одна из первостепенных задач процесса обучения. Поэтому и в актуальности темы проекта «Развитие устной речи на уроках литературы» нет сомнений.
Чтобы добиться результата в решении проблемы недостаточного развития устной речи учащихся на уроках, можно воспользоваться подобранными упражнениями и заданиями. Однако риски велики, и следует сначала проанализировать, возможно ли их использование в конкретном классе.
На основе проанализированных теоретических источников были подобраны упражнения для развития устной речи учащихся 5-8 классов. Проект может быть использован другими учителями русского язык и литературы, материал может быть использован для совершенствования работы на уроках литературы со школьниками не только среднего звена, но и доработан для старшего звена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – Москва, 1962.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. – 368с.
Колокольцев Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – Москва, 1980.
Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. – Москва, 1994
Коровина В. Я. На подступах к риторике. — М., 1996
Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи. — М., 1996.
Ладыженская Т.А. Особенности работы по развитию связной устной речи // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб. процесса по рус. яз. в шк.: Пособие для учителя / Авт.-сост. Б.Т. Панов, Л.Б. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991. – 271 с.
Мальцева К.В. Развитие устной речи учащихся. – Киев, 1987.
Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1996.