Технологическая карта к уроку русского языка по теме Синонимы. Использование синонимов в речи (2 класс)


Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Учитель: Зулаева Любовь Анатольевна
МБУ СОШ № 15 г.о.ТольяттиТема урока: Синонимы. Использование синонимов в речи.
Цель:
Выработать навык коммуникативно оправданного использования синонимов речи.
Научить:
Определять синонимы и обосновывать своё мнение;
Учить подбирать синонимы;
Редактировать текст используя синонимы;
Выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания;
Адекватно взаимодействовать в паре для представления результата.
Подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
Дать понятия о синонимах, учить подбирать синонимы.
Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала.
Развивать грамотную , правильную речь , мышление , внимание , кругозор .
Познавательные умения: определять синонимы и обосновывать своё мнение; учить подбирать синонимы; формировать умения находить синонимы; различать синонимы и родственные слова.
Регулятивные умения: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата; формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Планируемые результаты урока: развивать умение находить синонимы в тексте.
Задачи:
• формирование представлений о многозначности слов русского языка;
• формировать умение находить синонимы;
• развивать монологическую речь учащихся, интерес к предмету;
• формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.
Оборудование:

• учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина "Русский язык" 2 класс., проектор, экран.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!
Сегодня на уроке мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых из них мы уже побывали. Подготовка класса к работе.
Регулятивные:
Волевая саморегуляция2.Актуализация знаний
Чтобы узнать, на какой остров мы сейчас отправимся, необходимо отгадать кроссворд. Продолжите пословицы
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.
Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (СИНОНИМЫ).
Сформулируйте тему нашего урока. Разгадывают кроссворд.
спатьоткликнется тонетсладок одногоберегимачехассорыПознавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Постановка учебной задачи.
Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ» слайд
Мы продолжим знакомство с этим понятием.
- Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)
Какие слова называются синонимами?
Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Какие предложения называются повествовательными?
Для чего нужны синонимы в речи?
Что такое олицетворение?
Все ли слова имеют синонимы?
Ребята, а на какой из вопросов вы уже можете ответить?
Сегодня на занятии мы ответим на следующий вопрос. Учитель зачитывает вопрос еще раз. Для чего нужны синонимы в речи Выбирают вопросы.
Какие слова называются синонимами?
Для чего нужны синонимы в речи?
Отвечают на вопрос.
Что такое синонимы?
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
4. Работа по теме урока.
Путешествие на остров Синонимов.
5. Динамическая пауза
Продолжение работы по теме.
Подъем на гору находок. Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание. (работа в парах).
А) Инструкция: каждая пара получила свое задание
Перед вами слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Каждый ученик выполняет это задание в тетради. У каждой команды своё слово. Время работы – 5 минут.
Б) (упр.39) Допишите те слова, которых у вас нет.
Ребята, скажите какие слова мы сейчас редко употребляем?
Мамаша-просторечное слово, матушка-оттенок возвышенности
Братец и сестрица-чаще встречаются в сказках.
Вывод: оказывается, у слов могут быть синонимы, которые имеют свой смысловой оттенок. Например: мама, мамочка.
На нашем пути Дворец Синонимов.
Во Дворце устроена выставка. (На слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка)
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи?
ЛУНА – МЕСЯЦСОБАКА – ПЁСДОКТОР – ВРАЧ
ЛОШАДЬ – КОНЬБЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ
Продолжите фразу:
- Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют )Залив «Развлекай-ка»
Подъём на гору Находок
Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют на выбор. Упр.4
- Выберите четверостишие и выпишите синонимы.
Проверка.
- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- В каком тексте синонимы обозначают предметы? А в каком – действия предметов?
- Прочитайте отрывок об осинке.
- Какие слова помогают передать отношение автора к осинке?
Как поэт относится к осинке?
Посмотрите как автор по разному говорит об осинке?
- Для чего синонимы нужны в речи?
Вывод: Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. Записывают как можно больше синонимов к слову
матьбабушкаотецдедбратсестрасамопроверка
Дети называют картинки.
Проверяют по слайду
Делают вывод.
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные:
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
6.Самостоятельная работа . Бухта Творчества 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил к бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
1.Даны два текста. Прочитайте, сравните. Чем различаются?
2.Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются. Близки ли эти слова по значению?
3. Как вы думаете какой текст ярче, выразительней?
Пристань «Вопрос - ответ»
Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос - ответ»
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?
Обсудите вопросы в парах (вопросы на слайде)
- Какие слова называются синонимами?
- Для чего нужны синонимы в речи?
- Приведите примеры синонимов.
Вот несколько сувениров, которые мы собрали за время путешествия. Каждый из них приготовил для нас сюрприз.
(По клику мыши на экране передвигаются фигурки, из них образуется слово – ЛЕКСИКА.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА.
Лексика – словарный состав языка. На некоторых островах мы с вами уже побывали. На следующих уроках мы продолжим исследование и узнаем много нового. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные – самоопределение.
7.Рефлексия деятельности
( итог урока ).
Организует рефлексию.
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, возьмите штурвал жёлтого цвета цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результаты,
степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.