Урок по развитию речи в коррекционной школе VIII вида “Красавица — березка”


Урок по развитию речи в коррекционной школе VIII вида
“Красавица - березка”
Цель: формирование и углубление знаний о характерных признаках берёзы и введение в активный словарь понятий “корень”,” ствол”,” ветви”, “листья”.
Задачи:
Образовательные:
дать первоначальные знания о строении лиственных деревьев на примере берёзы и создать условия для уточнения и расширения представлений об особенностях берёзы.
развивающие:
создать коммуникативно-речевые ситуации, стимулирующие развитие речи учащихся и побуждающие детей к высказыванию своего мнения и суждения;
способствовать развитию любознательности, развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, видеть прекрасное в ней;
воспитывать в детях доброту, желание помощь ближнемуТип урока: мультимедийный комбинированный урок.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, сравнительный.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, лист березы, макеты корня, ствола, листьев





Ход урока

I.Организационный момент
1. Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
-на урок спешит гость, отгадайте кто это
На сметане мешён,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
2. Введение в тему
-дело было ранним утром. Заболела бабушка колобка. Попросила найти лечебное дерево. А какое дерево, нужно отгадать загадку.
Не заботясь о погодеВ сарафане белом ходит.
А в один из теплых днейМай сережки дарит ей.

II.Основная часть
1.Сообщение цели, темы урока
- тема урока красавица березка. Сегодня мы о характерных особенностях березы, рассмотрим части дерева и какими лечебными свойствами береза обладает- Скорее, скорее пойдёмте в лес! Помогите мне, ребята, берёзку отыскать
- Ребята! Кто из вас знает, как называется лес, в котором много берёз?
- Покатился колобок по дорожке. Катится по лугам, по полям и добрался до леса. Смотрит деревья кругом.


2. Артикуляционная гимнастика
- давайте вспомним песенку колобка
Я Колобок,Колобок,
Я по коробу скребен,По сусеку метен,На сметане мешонДа в масле пряжон,На окошке стужон.
- Покатился колобок по дорожке. Катится по лугам, по полям и добрался до леса.
а навстречу зайка
3. Правила поведения в лесу
- колобок, колобок чтобы войти в лес нужно знать правила поведения в лесу. Что означают эти знаки?
    
Не ломай деревья, не делай на них вырезки, от этого они сохнут и погибают
Не лови бабочек, жуков и других насекомых зря
Нельзя разорять птичьи гнезда. Птицы могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет
Не разжигать костры, беречь лес от пожара

- Покатился колобок по дорожке. Катится по лесу
а навстречу серый волк
4. Изучение материала. Береза. Части растения:корень, ствол,ветки листья.
- колобок, колобок я тебе помогу если выполнишь мои задания
- Кто из вас знает, как называется лес, в котором много берёз?
1)задание в конвертиках: части дерева корень, ствол, ветки, листья

Рассказ учителя. Для чего служит корень, ствол, ветви, листья
2) береза, характерные особенности
- есть ли отличия березы от других деревьев?
Cтвол у берёзки такой — белый. Верхний слой коры покрыт тонкой шелковистой берестой. Из бересты делают лукошки, кузовки, изготовляют красивые необычные картины. Раньше плели лапти, корзины, делали шкатулки. Береза – символ красоты русской природы, символ России. Почему это дерево? Наверное, потому что у берёзы белый ствол, отличный от всех деревьев. Мечта о светлой жизни связалась у народа с образом белоствольной берёзки. Некоторые традиции у русского народа связаны с берёзкой. На Троицу берёзовыми ветками украшали дома, разноцветными лентами украшали саму берёзку, считая её священным деревом. Берёзка сопровождает человека всю его жизнь. Поэты, писатели, художники сделали берёзку героиней своих произведений. Ею можно восхищаться в любое время года.Береза – щедрое и доброе дерево. Люди давно знают цену этому дереву. 
-давайте послушаем песенку про берёзку

- Покатился колобок по дорожке. Катится по лесу
а навстречу медведь косолапый
- колобок, колобок я тебе помогу если споешь песенку и станцуешь
Физкультминутка


- Покатился колобок по дорожке. Катится по лесу навстречу лиса
-колобок, колобок я тебе помогу, подскажу лечебные свойства берёза. Но сначала выполни мои задания.
1задание
- нужно назвать части дерева ласково.
береза – березка
ветка – веточка,
лист-листочек
серьги -сережка
белая - беленькая
стройная - стройненькая2задание
- найдите слова-родственники, похожие на слово «берёза»
(Берёзонька, березы, берёзовый, подберёзовик, берёзовая, березняк)
-молодцы, вы справились с заданием. Я вам расскажу о лечебных свойствах этого чудесного дерева

Береза - чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай. Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли. 
- спасибо тебе лиса, теперь я смогу помощь бабушке
III.Заключение- Кому мы помогли на сегодняшнем уроке?
- Чему мы научились во время прогулки по лесу?
- как называются части дерева?
- какими особенностями отличается берёза?
Берёза – символ России.У Берёза – белый ,стройный ствол.У берёзы тонкие и гибкие ветви.В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.Берёза может лечить людей.Берёза даёт берёзовый сок.О берёзе пишут стихи и песни, картины.В народе берёзу называют « берегиня».Нужно бережно относиться к природе.

- Вы сегодня молодцы, было очень интересно с вами путешествовать, спасибо за урок