Конспект урока по ОРКСЭ Любовь и уважение к Отечеству 4 класс


Урок №30 «Любовь и уважение к Отечеству».
Цель:
формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;
воспитание уважительного отношения к представителям иных религиозных культур, проживающих в российской федерации.
Задачи:
формировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;
реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством;
формировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;
развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.
Понятия: Отечество, Родина, Россия, Любовь, уважение, патриот, патриотизм, народ.
Оборудование: мультимедийный проектор;
задания для групп;
аудиозаписи (песни о Родине).

Ход урока:
Мотивация и актуализация, направленная на создание эмоционального фона восприятия темы.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача! Итак, мы начинаем!
– А сейчас тишина… Я предлагаю вам вслушаться в слова песни, чтобы ответить на вопрос: « О чем мы сегодня будем говорить на уроке?»
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)
Введение в проблему.
- Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите мелодию песни «С чего начинается Родина?» О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):
Д: Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как в песне звучало это слово.
Д: Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине.
Д: Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красоте нашей Родины.
– Какие вы молодцы! Наш урок будет посвящен любви и уважению к Родине, к Отечеству.
Передача новых знаний.
У: Сегодня у нас с вами необычный урок. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. В течение года вы познакомились с великим духовным наследием, которое на протяжении многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу.
Прочитайте девиз нашего урока!
(Слайд 2)
Девиз урока: «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, не отдавай этого за понюх табаку …
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»
В.М. Шукшин.
-Такое завещание нам оставил выдающийся писатель и актер В.М. Шукшин
Прочитайте тему урока (Слайд 3)
У: Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
-Найдите ключевые слова в названии темы урока.
Д: Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.
Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.
Работа над темой урока. Слайд «4.
У: Посмотрите на слайд - вы видите слова.
Самостоятельно вставьте их в круги в зависимости от их значения.
- Подумайте, какие слова вы вставите в самый маленький круг, какие- в средний, а какие- в самый большой?
Проверка.
-Какие слова вы записали в синий круг? Почему?
А) Пинигино, малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это синий круг (маленький, внутренний).
-Какие слова вы записали в красный круг? Почему?
Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это большая наша страна. ( Красный круг)
- Какие слова вы записали в зелёный круг? Почему?
В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.
Слайд №5
У: Вы все правы. Давайте прочитаем значение слов (Родина, Отечество) из словаря С.И.Ожегова.
(Слайд 6)
«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.
Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.
Поэтическая страница.
У: А сейчас послушайте стих, который прочитает Шарафиева Лена…….
Ученица читает наизусть стих: «К Родине. Николай Рыленков»
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивойРусской природы.

Образ Родины.
У: В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах — нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков.
Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет?

Д: Культурные традиции, историческая память, вера, язык.
У: Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
Домашнее задание (проверка): Дети написали своих родных по крови людей на разноцветных (у каждого ребёнка свой цвет) дубовых листочках (дети прикрепляют листочки на дерево).
У: У нас получилось разноцветное дерево.
У: А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему.
Д: Давайте бережно относится и к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.
Стихитворение «Берегите Россию!» читает Шаяхметова А.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить.
Нет России другой.
Берегите её,
Берегите её тишину и покой,
Чтобы вечно ей быть.
Это небо и солнце,
Нашей правдой и силой.
Этот хлеб на столе
Всею нашей судьбой
И родное оконце.
Берегите Россию
В позабытом селе…
Нет России другой
Берегите Россию!
У: Давайте продолжим украшать наше дерево.
(Дети отгадывают загадки на обратной стороне желудей и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)
Загадки:
Деревца-красавицы,
Белым станом славятся.
Льют по дубу слёзоньки
Русские ...
(Берёзоньки.)
Раздаётся в поднебесье
Утром радостная песня.
Кто взлетел с утра в зенит,
Колокольчиком звенит?
(Жаворонок.)
Изгнал из страны
Супостатов-французов
Наш славный герой,
Полководец ...( Кутузов)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (Река Лена.)
Я – город-герой,
Стою над Невой.
(Санкт-Петербург.)
С городом этим
Трудно сравниться.
Главный в стране он,
Это – ...
(Столица.)
Отчизну она защищает,
Наш мир и покой охраняет.
В ней – авиация, пехота
И бойцы морского флота.
(Армия.)
Посмотрите, какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина!
Стихотворение наизусть читает Сошнева А.:
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка.
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя…
Значение слов «любовь», «уважение».
Работа в группах (раздаются задания каждой группе)
1 группа: - Что значит любить Родину, любить своё Отечество?
2 –группа: - Кем гордится каждый человек нашей Родины?
3 группа: - Что может сохранить наше Отечество?
(Работа в группах)
У: Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Слайд 7.
-Чем же наполнен весь наш урок?
Д: Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)
У: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество ( к доске прикрепляется желтый круг со словом О т е ч е с т в о)
Рисунок – работает 1 группа
Д: Значит - защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников ( по каждому слову лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)
У: Кем гордится каждый человек нашей Родины?
Д: Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так прикрепляются облака) –работает 2 группа.
-А теперь объедините всё и скажите
что значит уважать Отечество?
Д: Помнить о прошлом.
Помогать фронтовикам и пенсионерам.
Почитать традиции родителей.
Быть гостеприимным.
Изучать историю своей Родины.
Помнить Помогать Почитать Изучать Быть гостеприимным
У: А что может сохранить наше Отечество? (рисунок цветка, в середине каждого цветка слово:…)
Д: Любовь Свобода Милосердие Долг Справедливость Уважение Забота и т.д.
( прикрепляем все цветы на доску)
-Посмотрите, что у нас получилось! Красиво? Это красота нашей Родины.
Работа по учебнику (стр.78 – с 3 абзаца)
У: Как складывались духовные традиции России? Прочитаем текст.
(после прочтения появляется слайд) Слайд 8.
7-10 век – иудаизм
8 век – ислам Духовные традиции России
988 г - Крещение Руси - православие
17 век – буддизм
18 век – светская этика
Дети читают вывод: Слайд 9.
Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
У: С чем сравнивают духовные традиции?
(Прикрепляют корни к дереву)
Стихитворение «Россия – Родина моя» читает Сапичева Л.
Физкультминутка. Слайд 10.
У: А сейчас вас ждёт задание:
Продолжите предложения… Слайд 11.
Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».
У: Скажите, как назвать человека, который любит свою Родину - любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их?..
Д: Патриот (на доску выносится слово патриот)
У: Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки - Основа патриотизма .
Работа по учебнику.
У: Найдите в учебнике стр.79 определение понятий любовь, Отечество, Патриотизм.
( Дети зачитывают )
Слайд 12
У: Что же нас объединяет?
Д: Любовь. Слайд 13 (щелчок) К семье! К близким людям! К малой и большой Родине!
Слайд 14.
Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. (Дети зачитывают )
-Сегодня мы вырастили дерево и ухаживали за ним. Мы подарили ему свет, тепло своих сердец, любовь и уважение. Наше дерево стало сильным и крепким, так давайте сделаем наш мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь! Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя. Ещё Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель, говорил: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы?»
Наш урок заканчивается: Слайд 15.
Закончите предложения.
Слайд 16.
Какое настроение осталось у вас от урока? Покажите. (Дети показывают смайлики)
Слайд 17. Домашнее задание.
У: Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное- вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.
Слайд 18. Спасибо за работу!
( Учитель всем дарит голубков из бумаги).
У: Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень любит свою Родину – Россию!
Видеоролик "Россия, мы дети твои" http://paruss.ucoz.ru/blog/quot_rossija_my_deti_tvoi_quot/2012-01-01-13

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПИНИГИНСКАЯ СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ
В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
КОВАЛЁВА С.М.
2013 ГОД