Методические рекомендацииМузыкальное оформление урока классического, современного и историко-бытового танца


Методические рекомендации
Тема: «Музыкальное оформление урока классического, современного и историко-бытового танца»
Преподаватель: Солдатова Елена Ивановна
В системе музыкального оформления урока классического танца в качестве тем для музыкального сопровождения используются песенные и танцевальные темы народной музыки, а так же мелодический материал классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных и т.п. Для удобства работы можно отксерокопировать нотные листы и вставить в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом, накапливается «золотой фонд» концертмейстера.
Для правильного подбора музыкального материала концертмейстеру необходимо знать процесс построения урока классического танца. На уроках классического танца перед каждым движением следует играть Preparation – подготовительное движение, предшествующее всей комбинации в характере и темпе основного движения. Урок классического танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и переходит к более сложным. Каждое движение экзерсиса так же имеет свою динамическую линию. Это выражается в усилении кульминации и ослаблении, поэтому в музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна соответствовать динамическим оттенкам музыки.
В младших классах по содержанию музыка должна быть проста и элементарна, учитывая возраст, а в старших классах музыкальное оформление обогащается появлением более разнообразных ритмическихрисунков, гармонии, ускоряются темпы. В начале обучения движения разучиваются в медленном темпе, с паузами.Урок классического танца состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных  в определенном порядке. Урок делится на 4 основные части:
1.Экзерсис у палки.
2. Экзерсис на середине зала.
3. Allegro (прыжки).
4.Упражнения на пальцах.
Все движения исполняются поочередно с обеих ног, поэтому музыкальное оформление движений должно быть  тождественным.Каждому движению должна быть подобрана соответственная музыка. Такиедвижения  какPlie, Battements tendus, Battmentstendusjetes, Ronds de jambe par terre, Battements fondus, Ronds de jambe en l’air, Frappes и doubles frappes, Adagio, Grands battements jetes, Port de bras, Adagio входятвэкзерсисупалкииэкзерсиснасерединезала. С каждым годом обучения эти движения все более усложняются, составляются комбинации.На середине зала исполняются прыжки (маленькие, средние и большие), повороты, вращения и движения на пальцах.
Рекомендуемые музыкальные произведения для уроков классического танца:  К. Лядов. Вальс ор.9 № 1, Н. Черепнин «Медленный вальс», А. Цфасман «У водопада», И. Дунаевский «Лунный вальс», И. Брамс «Венгерские танцы», А. Полонский «Фигурный вальс», А. Полонский «Цветущий май», Э. Фибих «Поэма», Р. Глиэр «Романс», Ф. Шопен «Ноктюрны», И. Дунаевский «Марши», А. Цфасман «Неудачное свидание», П. И. Чайковский «Старинная французская песенка»,А. Рубинштейн «Романс» т.д. Можно использовать музыку из балетов классического наследия: Л. Минкус «Дон Кихот», А. Адан «Жизель», А. Адан «Корсар», А. Глазунов «Раймонда», А. Делиб «Ручей», Л. Минкус «Баядерка», Л. Делиб «Коппелия», Р. Дриго «Конек-горбунок», произведения Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова. Затрагивая уроки историко-бытового танца нужно отметитьсвязь с этикетом, культурой поведения. Историко-бытовой танец – парный танец, общение, игра, поэтому музыкальное сопровождение не должно быть тусклым, маловыразительным. Немаловажным фактором для концертмейстера является относительная техническая легкость, удобство фактуры, музыкальность нотного материала. Уроки историко-бытового танца делятся на изучение танцевальной культуры XVI-XVIII веков и танцевальной культуры XIX века.
Танцевальная культура XVI-XVIII веков включает в себя изучение таких танцев как: Павана – танец, открывающий торжественные церемонии; Романеска; Менуэт – танец королей и король танцев; Ригодон – торжественный придворный танец; Сарабанда – святое шествие; Жига – танец английских моряков; Гавот; Крестьянский бранль – городской ремесленнический фольклор; Тампет – своеобразный отклик на французскую революцию, в переводе – «Буря»; Краковяк; Па-де-спань.Рекомендуемый музыкальный материал: паваны  Кабесона, Гиббонса, Бёрда.  М. Равеля, романески Н. Ивановского, А. Глазунова, ригодоны Г. Генделя, Г. Телемана,  менуэты И. Гайдна, Л. Бетховена, сарабанды Б. Асафьева, Г. Генделя, Ж. Люлли, жиги И. Баха, А. Вивальди, Ф. Куперена, Ж. Люлли, гавоты Г. Мари, С. Туликова. и др.
Танцевальная культура XIX века включает в себя изучение поклонов, позиции рук, форм chasse и таких танцев как: Полонез – танец, открывающий всякий бал; Полька; Вальс; Мазурка; Галоп; Экосез – старинный шотландский народный танец; Английская и Французская Кадрили; Котильон – кода бала, прощальное выступление всех участников в излюбленных танцах. Для данных уроков можно порекомендовать полонезы: М. Огинского, И. Козловского, А. Лядова, М. Глинки, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, вальсы: М. Глинки, Л. Делиба, П. И. Чайковского,  А. Алябьева, А. Грибоедова, И. Козловского, мазурки: Б. Сметаны, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, Г. Венявского, экосезы: Ф. Шуберта, А. Жилина, польки:  И. Штрауса, А. Зилоти, Д. Шостаковича, Н. Гурилева, галопы: Р. Дриго, Л. Делиба, кадрили: В. Шуберта, А. Алябьева.
Исторический танец является основой эстетического воспитания средствами хореографии, предлагает систему гармоничного развития личности. Концертмейстер, как и педагог – хореограф, обязан расширять эрудицию свою и учащегося, побуждать к научному и творческому поиску.Работа концертмейстеразаключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, отличного музыкального слуха. Специфика работы концертмейстера требует особого универсализма, мобильности.
Танец-это один из видов искусства. Ритмичные движения, пластика, выразительные позы –все это составляющие танца. Искусство современного танца, неразрывно связанные с музыкой, воплощает содержание, передаёт композицию, задумку автора.
Главное и необходимое условие работы концертмейстера в хореографическом классе – непрерывный поиск новой музыки, интерес к танцу, творческое содружество с педагогом – хореографом. Современный танец это путь раскрытия себя. Как и в любом другом виде искусства, а современный танец – это искусство! – каждый отдельный стиль и направление – это отдельная история со своими особенностями, набором движений и «фишками». Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями:Популярные стили танцев HYPERLINK "http://dancedb.ru/modern-dance/article/sovremennye-tancy-chto-ehto/"

Клубные танцы (джаз-фанк, индастриал, хаус, стрип-данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу-гоу, вог и другие);
Уличные стили (хип-хоп, локинг, попинг, дабстеп, электро дэенс, драмнбасс, крамп и т.д.)
Какой бы стиль вы ни выбрали, он поможет любому, даже самому застенчивому человеку раскрыться навстречу окружающим, проявить свою личность через движения под модные современные биты.
Не стоит, однако, забывать, что корни современных стилей уходят в старую добрую классику. Да-да, вы не ослышались – все эти дабстепы, хип-хопы и гоу-гоу родились на основе традиций балета, бальных и народных танцев, так-то. Боль, радость, страх и счастье – все эти эмоции передавались через движения корпуса и ног многие века. И сегодня мы имеем возможность видеть эти потрясающие связки, ломаные движения корпуса, завораживающие па и повороты только благодаря традициям, пришедшим из далеких давно минувших эпох.