Выбор репертуара в детском хоре




Выбор репертуара
в детском хоре

Методические рекомендации









Наталья Орлова
Преподаватель ДШИ


с.Федоровка


2016год



Самым наглядным показателем работы детского хора являются его выступления Успех концерта зависит от многих причин: достигнутый хором исполнительский уровень, настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, акустика зала. И одну, едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора.
Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников повышение их вокально-хорового мастерства и развитие музыкального вкуса.
Концертная программа детского хора должна быть разнообразной, доступной для исполнения и восприятия, но не упрощенной, богатой исполнительскими красками, но не усложненной. Она должна обязательно нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественной, не теряя притом детскости. Конечно, создать свое собственное репертуарное лицо коллективу нелегко гораздо проще петь подряд все, что «лежит на поверхности», звучит вокруг.
Часто хоры к каждому своему выступлению готовят новую программу. Но необходимо заботиться и о том, чтобы часть репертуара хора состояла из хорошо «в петых» произведений, неоднократно исполняемых на концертах . Тут действует принцип накопления репертуара. С первого же года существования хор создает и пополняет свой репертуарный фонд. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Идет постоянное обновление репертуара, его количественный рост, совершенствование качества.
Следует подчеркнуть, что механическое повторение ранее выученного репертуара не является средством для его накопления. Единственное условие накопления неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, неустанная работа над музыкальным образом. Постоянное исполнение одних и тех же произведений позволяет проследить рост коллектива, сделать то, чего никогда не добиться при первом прочтении произведения.

О художественной ценности произведений
Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности. В этом смысле проще всего обстоит дело с классикой, народной музыкой, известными произведениями русских и зарубежных мастеров. Интересен и доступен репертуар младших хоров Певческих праздников. Очень большая и кропотливая работа проводится ведущими дирижерами в подборе такого репертуара. Что касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки носят чаще всего субъективный характер и не могут быть безусловными.
Тем не менее, художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведений, даже впервые исполняемых. Хоровой коллектив тоже участвует в оценке произведений. Для этого совсем не обязательно устраивать обсуждение, сам ход разучивания произведения, рост интереса к нему или спад прекрасный барометр его художественной ценности. Нередко появляются такие произведения, которые по настоящему воспринимаются не только слушателями, но даже исполнителями лишь после второго, третьего исполнения.
Включение в репертуар классики и народной музыки обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском отношении, и в смысле общемузыкального развития хористов. У хора, исполняющего произведения только современных авторов, исполнительский уровень значительно ниже, чем у хора, который работает с классическими произведениями и народной песней.
Сложности в подборе классического репертуара для детского хора существуют, т.к. мастерство юных хористов только развивается, а произведений для однородного детского хора русскими композиторами-классиками написано не так уж много. Особенно это касается хоров a cappella. Есть, конечно, ряд произведений для детского хора a cappella у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Для детского хора с сопровождением у В. Калинникова есть хоровые произведения, которые отличаются необычностью интонационного строя, имеют очень «богатый» аккомпанемент, помогающий детям создать музыкальный образ, но несколько сложны в исполнительском отношении.
Можно включать в детский репертуар ряд женских хоров a cappella, в основном произведения с умеренным диапазоном, такие, например, как обработки народных песен «Колыбельная» и «Во лузях» А. Лядова. Хорошо звучит в исполнении подвинутого детского хора, написанный для женского хора, хор из оперы А. Бородина «Князь Игорь» «Улетай на крыльях ветра» и другие.
Многочисленные обработки и аранжировки русской и зарубежной классики также расширяют репертуар детского хора. Часто в исполнении детского хора можно услышать произведения, написанные для дуэта. Например, А.Алябьев «Зимняя дорога»
Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония. Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою хоровую партию. Лучшие каноны при всей простоте их исполнения могут украсить концертный репертуар коллектива. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений. В западной литературе много канонов (В. Моцарт, И. Гайдн, Б. Барток). Ряд канонов есть и в русской музыке. Например, М. Анцев «Кукушка».
Произведения Эстонских композиторов ( Gustav Ernesaks, Olav Ehala, Rene Eespere) доступны детям и содержат в себе много интересных музыкальных «находок».
Принципы подбора репертуара
При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения. Ведь встречаются еще факты, когда мало подготовленный коллектив исполняет произведения, которые ему явно не удаются в вокальном и техническом отношении (например, произведения с высокой тесситурой). В результате в хоре может появиться резкий надсадный звук от напряжения и перенапряжения голоса. Часто это происходит, когда дети, стараются изо всех сил и поют громче своих возможностей, что приводит к довольно печальным последствиям: травмированию голосовых связок (сухость гортани, появление узелков на связках) и даже к хроническим заболеваниям голосового аппарата. Вот почему выбор репертуара очень ответственное дело для дирижера. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с вокальными распеваниями может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания к красоте слова, смыслу фраз.Часто можно встретить песни с словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой, например стихи для младшего возраста, а музыка усложненная для трех-четырехголосного хора без сопровождения. Еще один аспект доступности: доступность исполнительско-техническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это непременно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в неких вариантах даже отчуждение от хорового пения.
Но сложные произведения обязаны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время огромное количество легких произведений обязаны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не провоцирует профессиональный рост. А так же естественно он обязан быть интересен хористам, это даёт даже некое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову дирижера. Произведение должно соответствовать возрастному уровню хористов. И если это не так, исполнение бывает плохим и вызывает недоумение зрителей.
Для того, чтобы верно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о поставленных задачах перед хором. Выбранное произведение должно быть ориентировано и на отработку неких певческих навыков. Репертуар обязан отвечать таковым требованиям:
соответствовать возрасту и пониманию детей;
быть высокохудожественным;
соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;
быть разнообразным по характеру, содержанию;
каждое новое произведение должно способствовать двигать хор вперёд в приобретение тех либо других навыков, либо закреплять их.
Работая в НХШ с младшими коллективами (1-4 классы) у меня существует разделение репертуара на три ступени.
1.Хор только еще формируется как творческая единица. В репертуаре много одноголосных песен. Происходит кропотливая работа над хоровым унисоном. В репертуаре появляются песни с элементами двухголосия, вся песня одноголосная и лишь в последних двух тактах появляется двухголосие. Например, словацкая народная песня «Белая водичка».
Примерный репертуар.1класс.
Русские народные попевки (12)
Чешские народные песни Обр. Шебастика «Печь упала», «Колючка»
Эстонская народная песня «Кукушка»
П.Чайковский «Весна», «Мой садик»
Ц.Кюи «Гордый котик», «Под липами»
И. С. Бах «За рекою старый дом»
М.Ройтерштейн «В осеннем саду», «Зимний вечер»
Е. Адлер «Тишина», «В первый раз»
В. Кикта «Одолжи мне крылья», «Матрешки», «»Синеглазка»
Г. Струве «С нами друг»
A. Saluuver «Lahme lapsed»
2.Именно на этом этапе очень важно в разучиваемых произведениях активно «впевать», «выстраивать» двухголосие, продолжая работу, проводимую на занятиях сольфеджио. Те навыки, которые еще не привиты на данном этапе (скажем, исполнение постоянного двухголосия), могут хорошо развиваться в небольшом фрагменте песни. Причем наряду с «впеванием», «выстраиванием» хорошо применять метод периодического «откладывания» труднодоступных для этого этапа мест с последующим многократным возвращением к ним. Хорошо «впевать» двухголосные места отдельно по партиям, сочетая это с одновременным гармоническим «впеванием». Предлагаемый способ дает очень важную вещь: качество. Качество интонирования (ощущения этого простого двухголосия), качество исполнения.
Примерный репертуар. 2класс.
Двухголосные попевки (10)
Русская народная песня «Я с комариком плясала», «Комарочек»
Украмнская народная песня «Шел козел»
Е. Лиманская 6 песенок на русские народные стихи в обработке М Булатова «Гуси, вы гуси», «Как у нас-то козел», «Баю-баюшки-баю», «Из-за лесу, из-за гор», «Свинка-Ненила», «Лиса по лесу ходила».
П. Чайковский Неаполитанская песенка»
В.А. Моцарт «Детские игры»
Р. Глиер «Травка зеленеет»
В. Калинников «Сосоны»
Ц. Кюи «Майский день»
Ж. Металлиди «Тихий час»
М. Ройтерштейн «Про ежа»
3.В дальнейшем продолжается работа над хоровым унисоном, над элементарным двухголосием, а затем над развитым двухголосием. Очень важно, чтобы в исполняемых произведениях двухголосие было представлено сразу же в самых разнообразных интервальных сочетаниях (то есть стремилось к развитому двухголосию).
Примерный репертуар. 3-4 классы
Русская народная песня «На зеленом лугу», «Уж я золото хороню»
Р.Н.П. в обработке А. Думченко «Как у бабушки козел»
Ц.Кюи «Омывшись на заре», «Лунным блеском озаренная»
А.Гречанинов «Звоны», «Козел Васька»
Л.Керубини «Терцет во славу мажорной гаммы»
В.Калинников «Журавель»
М.Глинка «Жаворонок»
Р.Глиэр «Здравствуй, гостья зима», «Вечер»
А.Даргомыжский 3 хора из оперы «Русалка»
Ф.Шопен «Желание»
А.Алябьев «Зимняя дорога»
И.С.Бах «Рождественская песня»
Из английской народной поэзии «Sleep, baby sleep»
R.Rodgers «Edelweiss»
Negrospirituaali «Thi
·s Little Light of Mine»
B.Chilcott «Can you hear me»
С.Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой»
R.Rannap «Pisike puu»
Raivo Korgemagi «Kui tuju on monus»
Rene Eespere «Kodu on pьha »
Практически хор готовится ко всем хоровым трудностям в пределах возможностей детского голоса. В общем, на разных этапах работы с хором или при разных уровнях его подготовленности хормейстер должен выбирать для исполнения произведения технически доступные его коллективу.
И если хористы еще не укрепили свои навыки двухголосного пения, а с ними разучивается двухголосное произведение с определенными трудностями. На данном этапе эти исполнительско-технические трудности не подготовлены упражнениями и являются почти недоступными для хора. Конечно, потратив много сил и занимаясь только или почти только данным произведением, можно, в конце концов, преодолеть все препятствия. Но путь этот нерациональный, долгий и неправильный. Метод зазубривания, натаскивания решает данную задачу почти всегда лишь локально, не способствуя развитию музыкальной грамотности хора, росту его исполнительского мастерства. Коллектив должен постоянно расти и совершенствоваться, искать новые интерпретации, вырабатывать свой собственный исполнительский почерк, развивать, улучшать, совершенствовать свой музыкальный вкус.
Чрезвычайно важно воспитать в коллективе навыки пения без сопровождения (а сарреllа). Еще существует ошибочное мнение, что заниматься этим можно, только достигнув определенного уровня. Действительно, пение многоголосных сложных произведений без сопровождения наиболее трудный вид исполнительства, доступный далеко не каждому хору. При пении а сарреllа наиболее полно выявляется мастерство хора, его звучность, строй, ансамбль, нюансировка. Для детского хора пение без сопровождения способствует выявлению специфического детского звучания, особой прозрачности детских голосов, которая иногда исчезает (частично или полностью), стоит лишь зазвучать аккомпанементу.
Когда же хор может начинать петь а сарреllа? С первых же занятий. Пение без сопровождения (вначале одноголосных упражнений и песен) будет способствовать выработке навыков пения в унисон. И ничего, что песни, разучиваемые без сопровождения, позже исполняются с фортепианным сопровождением или пение с сопровождением чередуется с пением а сарреllа. Важно, что такое пение способствует интенсивному развитию музыкального слуха. И что именно раннее пение а сарреllа может в дальнейшем привести хор к исполнению сложных произведений а сарреllа. И наоборот, занимаясь даже много лет и не имея навыков пения а сарреllа, хор не справляется с таким пением. Не справляется прежде всего, потому, что хор, привыкнув петь с сопровождением фортепиано, то есть в темперированном строе, будет петь и произведения а сарреllа в темперированном строе. Значит, все будет звучать фальшиво, без учета специфики нетемперированного строя. И привычка петь всегда с сопровождением сдерживает его развитие и возможности.
Начиная уже с двухголосных песен, пение а сарреllа может украсить любую программу. Хор при таком пении чувствует себя самостоятельным (не связан аккомпанементом). Активность каждого хориста, естественно, возрастает, малейшие шероховатости, скрадывающиеся при аккомпанементе, при пении а сарреllа хорошо слышны. Среди специфических особенностей пения а сарреllа есть одна очень важная возможность пропевания произведений в самых различных тональностях: на полтона, на тон ниже (выше). Известно, что тональность, в которой написано данное произведение, не всегда удобна для исполнения. Для этого мы пользуемся такой возможностью. Очень часто одно и то же произведение совсем не звучит в хоре, например в тональности до мажор, и гораздо лучше звучит в тональности до-диез мажор. Бывает, что то или иное произведение трудно стройно спеть в одной тональности и гораздо легче в другой (на полтона выше или ниже). Наверно, это объясняется, прежде всего, акустическими особенностями интервальных сочетаний в данном произведении. В практике это обстоятельство приходится учитывать. На репетициях полезно пропевать произведения и в неудобных тональностях. Почувствовав себя «неудобно», хористы пропевают свои партии, преодолевая непривычные трудности, качество может сохраниться при возвращении в исходную тональность. Сущесивует еще один положительный момент пение а сарреllа. Фортепианное сопровождение заставляет петь в строго определенной тональности, дети, неправильно интонирующие, продолжают неправильно интонировать, не слыша себя. Пение а сарреllа позволяет найти «примарный» тон, удобный для всех детей, помогает им услышать себя и услышать других. Таким образом, становится очевидна положительная роль пения а сарреllа в творческом росте хора.


Процесс разучивание музыкального произведения

В каждом хоровом коллективе репертуар состоит из произведений различной степени сложности. Обязательно наличие в нем и более сложных и более легких вещей. Необходимо чередовать работу над первыми и вторыми. Некоторые песни служат для отдыха хора от напряженной работы над трудными, не сразу поддающимися произведениями, для переключения внимания ребят. Есть произведения, которые после небольшой репетиционной работы готовы для концертного исполнения. Есть произведения, для исполнения которых требуется кропотлтвая и долгая работа.
Процесс разучивания произведения можно разделить в основном на два этапа.
Первый этап– это технический: разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т. д.
Второй этап – это работа с хором в художественном плане, освоение произведения хором как художественного целого. Это творческая работы как дирижера, так и коллектива. Если первую этап можно как-то разделить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы. Конечно, этапы технического разбора и художественной работы не могут быть разделены механически. Нельзя, проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в период художественной обработки произведения, и, обратно, в период технического изучения – забыть о содержании произведения. Это было бы совершено неправильно. Разделение на технический и художественный дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на данном этапе разучивания произведения с хором.
Выбрав произведение, оно изучается мною, намечается общий план выполнения, анализируются трудные места. На начальном этапе разучивания произведения проводится беседа об авторах музыки и словесного текста, рассматривается общее содержание произведения. Сообщение должно быть ярким, живым, выразительным и по возможности сжатым.
Далее начинается процесс разучивания произведения. Необходимо помнить, что нельзя решать сразу все задачи, дирижеру нужно определить, что на данном этапе является наиболее важным, и на этом сосредоточить внимание хора.
Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём поделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно только тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание произведения следует продолжать, но к закреплению сложного места следует возвратиться, после ознакомления со всем произведением.
Начальная работа - сольфеджирование. В период развития младшего коллектива, обучение хора умению сольфеджировать - принципиально. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, музыкально- теоретическая база произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.
В хорах где участники не читают ноты с листа, либо совсем их плохо знают, невозможность петь сольфеджи, по моему мнению, лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри.
Уровень младшего хора недостаточно высок, поэтому целесообразно разучивать произведение сольфеджио по партиям. Во всех случаях сольфеджирование должно проводиться отдельными отрезками и очень точно в интонационном отношении. Это продуктивный способ работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Большое внимание следует обращать также на выполнение ритмической точности каждого отдельного звука в его соотношении с другими. В дальнейшем следует просольфеджировать хоровую партию от начала до конца всеми исполнителями. Удачное выполнение этой части репетиционной работы не только укрепит интонацию, интервалику, ритмическую точность в хоре, но и подготовит правильное воспроизведение звука в вокальном отношении.
Затем следует пропевание хоровой партии на гласную или на один из слогов, что облегчит правильную и одновременную атаку звука, его направление. Сольфеджирование всем хором или пропевание партий на отдельном слоге, с одной стороны, ускоряет процесс разучивание хорового произведения, а с другой – скрепляет, цементирует общее звучание и придает ему звуковую цельность и стройность. В этой стадии работа над хоровой партией должна проводиться настойчиво и длительно, т. к. именно здесь практически вырабатывается интонационный и вокальный фундамент, та хоровая звучность, на которой в дальнейшем строится реализация художественных намерений.

Закончив эту сторону технической работы, хор переходит к тщательному изучению словесного текста. Самым правильным и продуктивным способом его изучения будет чтение его в том ритме, в котором написана каждая хоровая партия. Следя за тем, чтобы согласные буквы произносились остро, коротко и отнимали минимальную долю звуковой продолжительности, необходимо добивается совершенно ясного произношения, как целых фраз, так и отдельных слогов. Предварительное ритмическое чтение целесообразно проводить не только отдельными хоровыми партиями, но и отдельными группами хора и в дальнейшем всем составом хорового коллектива, независимо от расположения текста в хоровых партиях. Ритмическое чтение укрепляет правильную звуковую атаку, вырабатывает четкую артикуляцию в произношении текста.
После предварительно проведенной подготовки во всех хоровых партиях, группах и во всем хоре, можно приступать к отделке музыкальной стороны. В первую очередь выравнивается вокальная сторон отдельных партий, затем отдельных групп и, в заключение, всего хорового звучания. Сглаживаются регистры, прорабатываются наиболее трудные в вокальном отношении места. Затем внимательно отрабатыается выполнение поставленных в партиях цезур, знаков дыхания, динамических обозначений, исполнительских штрихов и других деталей.
Заостряется внимание на изучении музыкальных фраз, на отделку отдельных важных эпизодов и т.д.
На этапе художественной работы выверяются и сводятся воедино все элементы и частичные результаты, достигнутые на предыдущих стадиях работы. Только после того, как усвоены партии каждым участником хорового коллектива, неполных и полных ансамблей, есть уверенность в том, что предварительная технологическая работа выполнена в достаточной степени, что устранены замеченные ошибки, и что хоровой коллектив подготовлен к практическому решению художественных и исполнительских задач, наступает период художественной отделки хорового произведения.
Внимание направлено на выработку общего ансамблевого исполнения, для чего ведется работа сначала над отдельными законченными тематическими кусками, а затем постепенно объединяется в одно целое. Одновременно работа ведется над осознанием взаимосвязи между содержанием музыкального произведения и формой его исполнения. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях.Этот процесс, непосредственно связанный с всесторонним раскрытием музыкального образа, является самым напряженным и ответственным. Художественно-творческое познание данного произведения постепенно переходит в сознание и чувство хорового коллектива, превращая его в реального выразителя замысла композитора и дирижера.
Конечно, процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать этапами с чётко очерченным кругом технических, либо художественных задач Это может приниматься только как схема. Часто в процессе художественной отделки хорового произведения используются и чисто технические приёмы это тоже нужно и закономерно.
Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является исполнение произведения перед аудиторией слушателей, в котором и дирижер и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.











ђ Заголовок 115