Статья Новые возможности использования ИКТ в обучении математике при организации работы учителя

Новые возможности использования ИКТ в обучении математике при организации работы учителя

МОУ «Далматовская средняя
общеобразовательная школа №2»
Далматовский район
Пермякова Н.Г.
учитель математики.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой новых форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования.
Цель:
подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию в стремительно развивающемся информационном обществе;
к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Включив в структуру урока математики применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ:
повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать
дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения
позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:













Информационно-коммуникативные технологии открывают совершенно новые возможности для организации работы учителя.
Считаю целесообразным использование ИКТ, как на уроках, так и во внеурочную деятельность. Некоторые занятия полностью построены на работе с цифровыми образовательными ресурсами, а на остальных уроках компьютер используется частично на отдельных этапах, что способствует предотвращению усталости и позволяет варьировать видами работ.
В работе по использованию ИКТ при обучении математике можно выделить следующие направления:
1. Подготовка и проведение уроков математики с использованием электронных образовательных ресурсов.
Использование компьютера на уроках математики повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к предмету, способствует развитию математических способностей.
С помощью компьютерных технологий на уроках математики я способствую решению следующих задач: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг достижений учащихся.
Мониторинг достижений учащихся осуществляется посредством ведения электронного журнала, который содержит созданные в электронных таблицах Microsoft Excel списки учащихся; отражает даты и темы уроков, порядковый номер урока, согласно календарно – тематическому планированию; текущие и итоговые оценки учащихся; позволяет просчитать средний балл каждого учащегося и класса в целом).
Таким образом, применение ИКТ на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления.
2. Проведение предметных недель с использованием ИКТ.
Во внеклассной деятельности компьютерные технологии играют не малую роль. Повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать. В рамках предметных недель совместно с учащимися подготавливаем и проводим открытые внеклассные мероприятия по математике. Создаем слайды, выпускаем информационные газеты, организовываем просмотры видеофильмов о жизни ученых и т.д.
Вывод: Использование в учебном процессе компьютера, который на данный момент является техническим средством наивысшего порядка, – это не просто изменение технической вооруженности труда учителя – это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Это готовность осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащегося, единственным проводником дидактических принципов обучения. Это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов и методов, организационных форм обучения.








13PAGE 15


13PAGE 14115











15