АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ И ПОЛИЛИНГВАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сальлева Н.В.
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»Общепризнанным фактом является то, что культура и язык находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Культура напрямую отражается в языке, его графическом, звуковом и смысловом проявлении.
В понимании современного общества культура является многогранным явлением, состоящее из таких аспектов, как определенные правила и нормы поведения; историческое наследие отдельного народа и нации в целом, включающее в себя предметы прикладного творчества, памятники архитектуры, музыкальные композиции, литературные произведения, картины, скульптуры и многое другое; определенное, сложившиеся в результате влияния различных факторов, мировоззрение; интеллект; умение строить отношения, основанные на чувстве уважения представителей различных национальностей.
Татарстан – многонациональная республика с многоязычным населением. Актуальными здесь являются вопросы воспитания гуманности. Научить сегодняшних школьников и студентов вести себя цивилизованно в современном многокультурном обществе, сформировать умения представить свой народ, подчеркивая его своеобразие и уникальность, как одного из элементов богатой и красочной мозаики российского народа, а не позиционируя и противопоставляя себя, как особого представителя особого народа – это важная задача для родителей и педагогов.
По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Татарстан проживают представители 173 национальностей и этнических групп. [1] Татарстан всегда гордился наличием дружественных отношений между населяющими его народами. Эти традиции уходят корнями глубоко в историю, а последние столетия отличаются отсутствием серьезных конфликтов на межэтнической основе.
В городах и селах Татарстана мирно живут, дружат семьями, вместе отмечают государственные и национальные праздники татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры, украинцы, азербайджанцы, армяне, грузины, цыгане, корейцы и многие другие. Здесь купола православных храмов соседствуют с минаретами мусульманских мечетей. Представители разных национальностей и вероисповеданий отмечают атмосферу небывалой гармонии, спокойствия и умиротворения, посещая или приходя на службу, например, во всемирно известную мечеть Кул-Шариф, жемчужину Казани и Татарстана. «Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул – Шариф не столько культовое сооружении, сколько культурно-просветительский центр: в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека.» [2]
Еще одной достопримечательностью республики является Раифский Богородицкий мужской монастырь. Туристы и паломники со всей России едут сюда, чтобы поклониться чудотворной иконе Грузинской Божией Матери, испить и набрать с собой целебной воды из раифского источника. [3]
Все мы понимаем, что людей следует воспринимать такими, какие они есть – со своими обычаями, традициями, культурой поведения. Нам следует радоваться успехам и достижениям друг друга, будь то победа в спортивном соревновании или духовная радость от соблюдения религиозного поста. В этой связи толерантность становится основой цивилизованных отношений между разными народами.
Проявление толерантности – это не отказ от своих собственных убеждений, это не означает, что мы должны мириться с несправедливостями вокруг. Толерантная личность осознает свою уникальность и признает за другим человеком право придерживаться своего вероисповедания, своих убеждений. Быть толерантным значит осознать и принять, «что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» [4].
Вопросы воспитания толерантного отношения молодежи особенно актуальными являются в год празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, которая не обошла стороной ни одну семью в нашей многонациональной республике. В рамках празднования этой знаменательной даты по всей стране, в том числе и в Татарстане, организованы различные проекты в системе образования, такие как разнообразные открытые мероприятия, конкурсы, смотры строя и песни и т.д. VI Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Виктория», акция «Бессмертный полк», призванная увековечить имена героев, причастных к победе, акция «Имя героя – школе», различные конкурсы творческих работ – вот лишь немногие мероприятия, приуроченные к великому празднику. Основные цели и задачи подобных проектов направлены на воспитание толерантности; воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью; формирование у молодого поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего поликультурного и полилингвального народа.
Использованные источники:
http://www.an-tat.ru/natsionalnaia-politika-v-rt/
http://www.happytour.ru/tatarstan/kazan_02_1.shtmlhttp://kazan-citytour.ru/raifa