Статья на тему Использование видеоэкскурсий на уроках литературы как приём активизации познавательной деятельности учащихся

Колесень Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУСОШ г. Нытва Пермского края
Статья
Использование видеоэкскурсий на уроках литературы как приём активизации познавательной деятельности учащихся. Из опыта работы.
Фильмы-экскурсии по музеям и литературным местам являются важным источником новых литературно-исторических и литературно-теоретических знаний. Уроки, связанные с сопоставлением литературы с другими видами искусства, с изучением биографии писателя, истории создания литературного произведения, особенно нуждаются в созерцании и наблюдении. Видеозаписи с успехом решают эту задачу. Сравните интересные данные: для опознания простого, ранее неизвестного предмета «человеку необходимо: при словесном описании – 2,8 с.; при изображении на контурном рисунке – 1,5 с.; на цветной фотографии – 0,9 с.; средствами кино – 0,7 с.»
При изучении истории литературы и литературных направлений школьник может побывать в музеях, которые ему недоступны, познакомиться не только с картинами и другими экспонатами, но и с архитектурой зданий. Использование видеоэкскурсий в ходе знакомства с жизнью и творчеством писателя способствует наглядной конкретизации мест, где он жил и работал, воссозданию атмосферы времени, в котором творил, обогащает память учащихся новыми образами и представлениями.
Разнообразны приёмы применения видеопутешествий на уроках литературы. Такие экскурсии могут использоваться в качестве эпиграфа к уроку, фрагмента лекции учителя или сообщения ученика, служить основой для заданий творческого характера. Хочется отметить то, какую важную роль играют видеоэкскурсии в такой форме работы, как лекция. Лекция учителя на уроке литературы – один из важных приёмов изложения нового материала в 9-11 классах. Введение в старших классах этой формы обучения важно и с точки зрения перспективы дальнейшего образования школьников: лекция станет у них основным способом получения новой учебной информации, пойдут ли они в вуз или в среднее специальное учреждение, будут ли заниматься очно или заочно. Использование видеосюжетов в ходе лекции придаёт ей новые черты, приводит к тому, что учитель постоянно контактирует со слушателями, побуждая их участвовать в учебной деятельности, не только сообщает новые сведения, но и заставляет школьников непосредственно работать над материалом лекции уже в момент её прослушивания. Современная школьная лекция должна отличаться доказательностью, а в этом отношении роль видеоматериалов особенно важна. Школьники видят в кадрах экрана запечатлённые факты, «машину времени», которая может перенести их в другой век, в другую эпоху. Применение в лекционном сообщении видеоэкскурсий является «показателем научного уровня лекции, её достоверности. С другой стороны, экранно-звуковые вставки не только иллюстрируют отдельные положения лекции, но и служат эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся».
В качестве фрагмента лекционного материала на уроках применяются фильмы-экскурсии «Михайловское», «Тригорское», «Дом Пушкина на Мойке», «Ясная поляна», «Щёлыково. Музей-усадьба А.Н. Островского» и отрывки из них.
По фильмам «Музей-усадьба Толстого в Москве» и «Музей-квартира Достоевского в Москве» обычно провожу творческую работу. Вот пример её организации по сюжету о музее Льва Николаевича Толстого:
Просмотр фильма проводится вслед за изучением биографии писателя и обзором его творчества.
После демонстрации материалов видеоэкскурсии учащиеся пишут сочинение-рассуждение, отвечая на вопросы (по выбору):
Что рассказывают экспонаты музея о личности писателя?
С каким периодом жизни и творчества Льва Николаевича связан его московский дом?
Что нового в Толстом, человеке и писателе, вы открыли для себя в этом фильме?
Фильм находит положительный эмоциональный отклик среди старшеклассников. В своих сочинениях ребята обращают внимание на такие экспонаты, как кожаные сапоги, сшитые самим писателем, на рисунке умершей в юности дочери Льва Николаевича, на отпевании которой он не смог присутствовать в храме, так как был отлучён от церкви, на экземпляры первых изданий его произведений. Активизируется интеллектуальная деятельность школьников. Они вспоминают, в какие годы в московском доме жил Толстой, какую вёл общественную деятельность, как распорядился своими гонорарами. Этот материал не только дополняет представление учащихся о личности писателя, но и делает Толстого ближе и понятнее десятиклассникам.
Универсальным с точки зрения спектра применения является видеоматериал «Прогулка по Петербургу». Телевизионные экскурсии по городу проводит Алексей Бойко, сотрудник Русского музея, известный искусствовед и преподаватель. Эти экскурсии интересны неожиданными темами и исполнительским мастерством ведущего, формой подачи материала, когда зритель становится активным участником телевизионного действия на экране. Использовать фрагменты данных экскурсий целесообразно при изучении сквозной темы «Образ Петербурга в творчестве русских писателей и поэтов» в средних и старших классах. Однако самое удачное и интересное применение в моём опыте «Прогулка по Петербургу» нашла в 10-м классе на обобщающем уроке «Образ Петербурга в русской литературе». Давайте проследим, как видеоматериалы вписались в композицию урока, помогли в сочетании с другими средствами обучения раскрыть тему, вдохнуть жизнь в подготовленные учителем и учениками материалы.
Уместнее всего планировать такое обобщающее занятие (2 смежных урока) после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Подготовка урока проводится заранее. В начале учебного года темы ученических выступлений, которые должны прозвучать на этом занятии, включаются в общий список сообщений, рефератов, исследовательских работ. По мере необходимости проводятся консультации с теми, кто готовит сообщение. Накануне весь класс получает задание повторить следующие литературоведческие понятия: классицизм, романтизм, реализм, натуральная школа, силлабо-тоническая система стихосложения.
Очень важно во время занятия создать зрительный облик современного Петербурга. Для этого оформляется стенд «Люблю тебя, Петра творенье» с изображением достопримечательностей города, во время урока используются фрагменты видеозаписи «Прогулка по Петербургу». Отбираются эпизоды, соответствующие литературному направлению и общей стилистической тональности рассматриваемых произведений. На уроке демонстрируется 5 видеофрагментов общей продолжительностью 15 минут.
Эпизод I. «Два дома».
На здании ортопедического института – образ Богоматери с младенцем, для создания которого используются светлые и яркие тона. На другом доме – пугающий дьявольский облик и траурные венки.
Не случайно именно этот эпизод является эпиграфом урока. Он символичен. В архитектурном оформлении двух домов показано извечное противоборство, которое отражается в образе самого города: противостояние добра и зла, ангельского и демонического, света и тьмы.
Эпизод II. «Спасо-Преображенский собор».
Этот памятник создан архитектором Стасовым как храм воинской славы России в честь победы над Турцией в войне 1829 года. Уникальна ограда собора, которая состоит из 120 пушек, добытых у турков в ходе войны. Собор прославляет величие побед русской армии, подчёркивает могущество и силу России.
Фрагмент созвучен классическим традициям изображения города в стихотворениях поэтов XVIII века. Он демонстрируется перед сообщением «Величественный образ Санкт-Петербурга в произведениях В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова».
Эпизод III. «Колонны Петербурга».
Показаны торжественные колонны Казанского собора, увенчанные роскошными листьями, знаменитые колонны на стрелке Васильевского острова, служившие когда-то маяками, а теперь являющиеся символом города на Неве. На Дворцовой площади возвышается царственная 600-тонная Александровская колонна-монумент.
Именно такой, монументальный и строгий, гранитный образ Петербурга предстаёт перед нами в начале поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэтому видеосюжет даётся перед выступлением учащегося «Медный всадник» - все мы находимся в вибрации его меди». (А. Блок)
Эпизод IV. «Летний сад».
В Летнем саду – золотая осень. Статуи освещены ещё яркими солнечными лучами. Всё светло и прекрасно, но в природе уже чувствуется лёгкая грусть близкого увядания.
Романтическая направленность отрывка позволяет использовать его перед анализом стихотворений поэта-философа Ф.И. Тютчева «На Неве», «Опять стою я над Невою».
Эпизод V. «Дворы-колодцы».
Дворы-колодцы высокие, узкие, сдавливающие пространство. Даже небо над ними похоже на кусок картонки. Кажется, что в них не хватает воздуха. Выступы лестничных клеток ещё больше подавляют человека, и он чувствует себя как в клетке.
Учащиеся без труда определяют, что после такого фрагмента разговор пойдёт о Петербурге Достоевского. Звучит сообщение «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Продолжает эту тему интересное исследование учащегося «Возвращённый» читателям Петербург Всеволода Крестовского» (по роману «Петербургские трущобы»).
Таким образом, видеоэкскурсии расширяют рамки урока, позволяют учащимся увидеть Петербург. Каждый эпизод, являясь своеобразным эпиграфом к выступлению ученика, активизирует познавательную деятельность школьников перед прослушиванием сообщения, направляет их на поиск параллелей в содержании видеосюжета и литературного произведения.
Вместе с тем использование видеоматериалов не является каким-то исключительным приёмом работы на уроке. Только благодаря разумному сочетанию разнообразных форм учебной деятельности удаётся достичь цели урока: показать, как тема Петербурга раскрывается писателями и поэтами разных эпох и литературных направлений в произведениях различных жанров; продолжить знакомство учащихся с другими видами искусства, развивать чувство прекрасного; формировать интерес к исследовательской работе; продемонстрировать целостность литературного и общекультурного процессов; дать возможность каждому ученику самореализоваться в рамках этой темы.

 Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 138.
 Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения 1988