Электронный задачник Русские математические задачи


Электронный задачник«Русские математические задачи»Автор: Топчиева Ольга Николаевна, учитель математики МАОУ «СОШ №2» г. Колпашево Томской обл..
«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!» (Д. Пойа).
Дорогие ребята!Предлагаю Вам электронный задачник по математике.Решив предложенные задачи, вы не только повторите курс математики 5-6 классов, но и узнаете о выдающихся русских математиках, заложивших основы этой науки.
ppt_y СодержаниеИз "Арифметики" Л.Ф.МагницкогоЗадача 1Задача 2Задача 3Задача 4Задача 5Из "Курса чистой математики" Е.Л.ВойтяховскогоЗадача 1Задача 2Задача 3Из «Курса алгебры» А. Н. Страннолюбского. Задача 1Задача 2Задача 3Задача 4Задача 4 Некто согласился работать с условием получать в конце года одежду и 10 флоринов. Но по истечении 7 месяцев прекратил работу и при расчете получил одежду и 2 флорина. Во сколько ценилась одежда?Завершить9,4 флорина9,2 флорина10 флорина9,8 флорина Ты ошибся, попробуй еще раз. Магницкий Леонтий ФилипповичРусский математик, педагог.Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739), автор первого в России учебного справочника по математике. Случился некоему человеку к стене лестницу приставить, стены же той высота 117 стоп. Имелась лестница длиною 125 стоп. На сколько стоп нижний конец сией лестницы от стены отставить?Завершить46 стоп41 стопа44 стопы49 стоп Ты ошибся, попробуй еще раз. Магницкий Леонтий Филиппович«Арифметика» Л. Ф. Магницкого — первый российский учебник по математике, изданный в 1703 году. Эта книга, являющаяся национальным достоянием России, уникальна как своей историей, так и содержанием.В «Арифметике» Магницкого, как и во всех учебниках того времени, рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Рядом с русскими Магницкий параллельно дает также их греческие и латинские названия. Методика изложения действий сложения, умножения, вычитания и деления мало отличается от той, которая применяется сейчас: сначала даются примеры, которые постепенно усложняются, и лишь после этого общее правило.  Купец имел 14 чарок серебряных, причем веса чарок растут по арифметической прогрессии с разностью 4. Последняя чарка весит59латов.Определить, сколько весят все чарки.Завершить463 лата465 лат468 лат462 лата Ты ошибся, попробуй еще раз. Магницкий Леонтий ФилипповичЧто же обеспечило этой книге такой успех?Во-первых, ее содержание. Это не учебник в обычном смысле слова, а энциклопедия математики и ее приложений. Арифметика Магницкого включает алгебру, основы геометрии, тригонометрии и астрономии. Повсюду теория сопровождается практикой — «прикладами, ко гражданству потребными». Решаются задачи из житейской практики — всякие расчеты «кумпанств» (товариществ), смесей, проб, убытков и прибылей, сроков; вычисляются площади, объемы; решаются вопросы военной техники и строя, а в конце книги дается подробное руководство по кораблевождению и решение всех основных «навигацких проблемат», т. е. вопросов мореходной астрономии и навигации.Во-вторых, успех книги зависел от той неустанной агитации о пользе наук вообще и математики в частности, которую автор вел в стихах и прозе на протяжении всей книги.Он не уставал приводить исторические примеры того, как: «В древних   бо   летах цари грецкиИ нынешние вси немецки Единако   ее   (науку) принимаютИ царство свое укрепляют». Спросил некто учителя скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается, сколько было у учителя учеников?Завершить36 учеников32 ученика34 ученика38 учеников Ты ошибся, попробуй еще раз. Магницкий Леонтий ФилипповичЗнание языковЛатинский язык Греческий языкФранцузский язык Немецкий языкГолландский язык Итальянский языкЗнание наукМатематикаАстрономияГеодезияНавигацияВпервые введённые в русский язык математические терминыМножительДелительПроизведениеИзвлечение корняМиллионБиллионТриллионКвадриллион Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят. За первую игрушку заплатил одну пятую своих денег, за другую три седьмых остатка от первой игрушки, за третью заплатил три пятых остатка от игрушки, а по приезде в дом нашел остальные-1 рубль 92 копейки. Спрашивается, сколько в кошельке денег было и сколько за каждую игрушку он заплатил?Завершить10,511,511,710,9 Ты ошибся, попробуй еще раз. Магницкий Леонтий ФилипповичВ 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигатской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем школы и руководит её учебной частью.С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигацкой школы.Умер в Москве в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.Похоронен в Москве в церкви Гребневской Иконы Божией Матери у Никольских ворот (в 1927 году церковь была разобрана). Бутылка с пробкой стоят 12 копеек. Бутылка стоит на 10 копеек дороже, чем пробка. Сколько стоит бутылка и сколько пробка?Завершить10 копеек , 5 копеек. 10 копеек , 1 копейка. 11 копеек, 1 копейка. 11 копеек, 6 копеек. Ты ошибся, попробуй еще раз. Войтяховский Ефим Дмитриевич Войтяховский Ефим Дмитриевич(умер около 1812 года) - штык-юнкер и благородного юношества партикулярный учитель - издал большой "Курс математики" в четырех томах. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 саженей, а собака в 5 минут 1300 саженей. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца?Завершить12 минут 17 минут 15 минут 19 минут Ты ошибся, попробуй еще раз. Войтяховский Ефим Дмитриевич Задачи, содержащие элементы занимательности, можно найти в учебниках и сборниках, выходивших в конце XVIII - начале XIX века. Из них наиболее, вероятно, интересны "Полный курс чистой математики, сочиненный артиллерии штык-юнкером и математики партикулярным учителем в пользу и употребление юношества и упражняющихся в математике" Е. Войтяховского (1820). Капитан на вопрос, сколько имеет людей в своей команде, ответствовал, что 2/5 его команды в карауле, 2/7 в работе, ¼ в лазарете да 27 налицо. Спрашивается число людей в его команде.Завершить Ты ошибся, попробуй еще раз. Войтяховский Ефим Дмитриевич Что известно нам о Ефиме Дмитриевиче Войтяховском из биографических словарей? То, что он «22 года прослужил в артиллерии, а его «Теоретический и практически курс чистой математики...» выдержал несколько изданий. Благодаря полноте и удачному расположению материала, а также значительному количеству интересных и занимательных задач этот курс был одним из самых распространенных пособий для русской средней школы на протяжении почти 40 лет».  Виноторговец, купив вина двух сортов, заплатил за каждые по 5-ведёрный бочонок вина первого сорта по 150 руб. и за каждый 7-ведёрный бочонок второго сорта по 140 руб. Он хочет получить 50 вёдер такой смеси этих вин, которую можно было бы продавать по 30 руб. ведро с барышом по 3 руб. на каждое. Сколько должен он взять вёдер каждого сорта, чтобы получить требуемую смесь?Завершить34 ведра,16 ведер36 ведер,19 ведер.35 ведер,15 ведер30 ведер,19 ведер Ты ошибся, попробуй еще раз. Страннолюбский Александр Николаевич Родился в 1839 году на Камчатке, в семье начальника области. Учился в Морском кадетском корпусе и офицерских классах при нём. По рекомендации профессора Н. П. Тырнова преподавал в 1866—1868 годах математику С. В. Корвин-Круковской (Ковалевской). Его преподавательская деятельность продолжилась в Морском училище, где он с 1867 по 1894 год преподавал математические науки. Так же занимался проблемами женского образования и разрабатывал новые педагогические методики. Выдвигал идеи организации обучения преподавания без принуждения поощрений. Ввёл новые приёмы обучения, такие как трудовое (ремесленное) обучение, экскурсии на производство (фабрики и заводы)[1]. Разработал план коммерческих курсов для женщин, с общим гимназическим образованием. У серебряника есть трёхфунтовые и четырёхфунтовые слитки серебра двух различных проб. Каждый трёхфунтовый слиток стоит 288 руб., а четырёх фунтовый – 328 руб. Серебряник должен сделать сосуд в 20 фунтов весом из серебра такой пробы, чтобы при продаже сосуда выручить за каждый фунт 93 руб., считая тут и вознаграждение и работу по 3 руб. на фунт. Сколько фунтов серебра каждой из имеющихся у него проб должен употребить серебряник на выделку сосуда, чтобы при продаже сосуда выручить за каждый фунт 93 руб., считая тут и вознаграждение и работу по 3 руб. на фунт. Сколько фунтов серебра каждой из имеющихся у него проб должен употребить серебряник на выделку сосуда? Завершить80/7 и 60/7.81/7 и 61/7.83/7 и 63/7.89/7 и 69/7. Ты ошибся, попробуй еще раз. Страннолюбский Александр НиколаевичТрудыСовременное состояние некоторых вопросов, относящихся к вооружению (оснастке) и парусности броненосных судов // «Морской Сборник». — 1867. — № 10 и 11Организация высшего морского образования в России. — СПб., 1878Обзор систем морского образования в иностранных государствах // «Морской Сборник». — 1882 и 1883)Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач. Дидактические указания для преподавателя начальной алгебры. — СПб., 1868ряд различных статей по вопросам педагогики и образования. Два работника прожили у хозяина равное время; один из них получал по 15, а другой по 10 руб. в неделю. При окончательном расчёте оказалось, что первый работник должен получить более второго именно на ту сумму, которую он забрал в течении работы, а забрал он сперва 4.5 руб., потом 3.5 руб. и наконец 7 руб.Завершить 2 недели 4недели 3 недели 5 недель Ты ошибся, попробуй еще раз. Страннолюбский Александр НиколаевичУмер Александр Николаевич в 1903 году. В некрологе о нём были написаны следующие строки[2]:«Страннолюбский был одним из образованнейших и благороднейших представителей блестящей плеяды педагогов 60-х годов… Это был человек честных, твердых и глубоких убеждений не знавший что значит идти на компромисс со своею совестью в каком бы то ни было деле его благородная осенка сильный ум и широкое образование, редкая гуманность и изящество, которыми дышала вся его личность, завоевали ему искренне горячее расположение и глубокое уважение всех тех, с кем сталкивала его жизнь». Отец завещал 1/3 своего имения сыну и 2/5 дочери; из оставшегося затем капитала 2500 руб. должны были пойти на уплату долга, а 3000 руб. в пользу вдовы. Как велик был оставленный отцом капитал и поскольку должен получить сын и дочь?Завершить20625 руб. капитал отца, 6875 руб. получит сын,8250 руб. получит дочь.206253руб. капитал отца, 6873 руб. получит сын,8251 руб. получит дочь.20635 руб. капитал отца, 6975 руб. получит сын,8150 руб. получит дочь.21625 руб. капитал отца, 6895 руб. получит сын,8850 руб. получит дочь. Ты ошибся, попробуй еще раз. Купец, будучи должен 753 руб., попросил у того же заимодавца ещё 303 руб. Последний согласился удовлетворить его просьбу на условии, чтобы весь долг был уплачен в течении 8 месяцев и притом так, чтобы должник, внеся к концу первого месяца некоторую сумму на покрытие части долга, ежемесячно увеличивал свой долг на половину, т.е. уплатил бы по второй месяц полторы таких суммы, в третий месяц две таких же суммы, в четвёртый две с половиной суммы и т.д. Обсудив эти условия, купец согласился на них. Спрашивается, какую сумму должен внести купец в первый месяц и сколько в каждый из следующий месяцев.Завершить48 руб, 72 руб.,96 руб и т.д.48 руб, 72 руб.,96 руб и т.д.48 руб, 72 руб.,96 руб и т.д.48 руб, 72 руб.,96 руб и т.д. Ты ошибся, попробуй еще раз. https://www.google.ru/search?q=картинка+старой+раскрытой+книгиhttp://www.alfaret.ru/item.php?prod=506&subid=1&catid=78http://azbukivedi-istoria.ru/publ/prochee/l_f_magnickij_pervyj_uchitel_matematiki_i_morskikh_nauk_v_rossii/5-1-0-114 http://www.nkj.ru/archive/articles/2228/ http://www.vestnik57.ru/page/uchitel-kamenskogo-i-ermolovahttps://www.google.ru/search?q=страннолюбский+александр+николаевич И. Депман. Рассказы о математике. Детгиз. Ленинград ,1954 г.В. Д. Чистяков . Рассказы о математиках. Минск ,1966 г.Э.Г. Гельфман, С.Я. Гришпон Задачник про рациональные числа да про Ивана с Еленой. Томск, 1994 г..