Урок по литературе на тему Удивительное произведение Э. По «Золотой жук»


Тема: Удивительное произведение Э. По «Золотой жук»
Цели урока:
Воспитание грамотного читателя - поддержание интереса к чтению.
Формирование духовной и интеллектуальной потребности читать.
Обеспечение освоения основных теоретико — литературных понятий.
Задачи урока:
Обсуждение текста, предназначенного для «обзорного изучения» в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
Показать ученикам скрытый динамизм и направленность рассказа при внешней неторопливости изложении событий.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока( аудиозапись)
Почему золотой жук был золотым? (ответы учащихся).

Фронтальная беседа
Сам Э.По писал о себе (эпиграф урока) 
«Я родом из тех, кто отличается силой фантазии и пыланием страсти».
Какое представление о личности Э. По у вас сложилось после всего, что вы о нем узнали? (ответы)
Кто же первым в мировой литературе заговорил об удивительном деле расшифровки таинственных документов, о кладоискательстве? Это был американский писатель Эдгар По.
А что такое шифр?
Шифр, это- ? (Система знаков для секретного письма).
А что называется кладом- ? (Зарытые, спрятанные где - нибудь ценности).

Анализ рассказа «Золотой жук»
Все свои произведения Э. По назвал «логическими рассказами». Тон повествования спокоен, подробно воспроизводятся рассуждения главного героя, исследующего тайну. Таково настроение и рассказа «Золотой жук»!
Понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Что особенно интересует и захватывает?
Конечно это раскрытие тайны, шифра и поиски клада.
Кто ищет клад?
Кто помогает?

Работа по сюжету.
Групповая работа (Характеристика героев)
Вывод по характеристике героев
Итак, все части сюжета таинственны, вы согласитесь со мной. Каждая из частей хранит какую - то тайну, не раскрывает ее до конца, и мы, полные нетерпения, вступаем в следующею часть, которая добавляет что - то новое.
Мы движемся до конца повествования, приходим к развязке, которая в книгах является наименее напряженной частью.
А что в рассказе Э. По приходится на долю развязки? (Ответыучащихся).
В развязке действия - интересное объяснение Леграна. Поэтому автор и не дает успокоится до самого конца рассказа.
А для чего Э. По нарушает хронологию развития действия (сначала поиск и находка клада, т.е. результат, а затем ход рассуждений Леграна, (ответы учащихся).Строго говоря, развязкой должна быть находка сокровищ, но тогда рассказ стал бы не таким остросюжетным и менее занимательным.

Почему Леграну удалось найти клад? (ответы учащихся).
Вывод по сюжету
Самостоятельная работа по карточкам на оценку
1 задание оценка 5
2 задание оценка 4
3 задание оценка 3
1 задание- составить свой шифр
2 задание-тест
Что за стеклянный глаз помог в поисках клада?(подзорная труба)
2.На чем был нарисован план? (пергамент)
3.Имя пирата, спрятавшего клад? (капитан Кидд)
4.Имя слуги Леграна? (Юпитер)
5.Как называли пираты скалу( трактир)
3 задание
Синквейн (план синквейна на доске)
Повторение
Что такое синквейн?
Что такое существительное?
Что такое прилагательное?
Что такое глагол?
Творческое задание - придумать свою историю про поискклада Подведение итогов
В чем же удивительность рассказа «Золотой жук»? (ответы учащихся).
В начале мы сказали, что Э. По. по праву считают основателем приключенческой и детективной литературы. В этом значения его творчества для всей мировой литературы.
А рассказ «Золотой жук» к какому жанру относится? (ответы учащихся).
На первый взгляд, история 3-х последовательных, «нарастающих» находок (каких?) редкое насекомое, клочок пергамента, клад - очень проста. И многие говорят: «Детектив». На самом деле, рассказу присущи черты детектива. Но в «Золотом жуке» нет преступления, вернее настолько давнее, что ответственность преступника в расчет не берётся. Тайна здесь связана с кладом. А клад является элементом художественной действительности, соответственно герой подключается к действию добровольно — хочешь - ищи клад, хочешь — не ищи. Своеобразие рассказа «Золотой жук» в том, что здесь можно усмотреть признаки таких жанров, как авантюрный роман, фантастика и детектив.
Что лежит в основе произведений приключенческой литературы?
(В основе - само приключение, полное опасностей и неожиданностей).
Какие описания характерны для приключенческого произведения? (Исторические события, географические открытия, кораблекрушения, поединки, столкновения с пиратами, наводнения, т.е. то, что мы назвали экстремальными ситуациями).Каковы герои приключенческого произведения?
(Смелые, мужественные, добрые, благородные люди, не теряющие бодрости в любой ситуации).
Чему учит нас приключенческая литература?
(Дружбе, любви, быть храбрым, тяге к знаниям, к наукам).

Рефлексия
Что вам дал сегодняшний наш урок?
Что нового узнали?
Что понравилось?


VII. Домашнее задание.
На оценку 3 – отвечать на вопросы стр 301-302
На оценку 4- творческое задание на стр 302
На оценку 5- творческое задание на стр 302
подготовить биографию Гомера
VIII. Обсуждение оценок за урок, самооценка. Благодарность классу за работу.
Критерии оценки по предмету:
Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.
- Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.
- Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.
- Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.