Презентация для учителя — Н. Н. Носов Заплатка


Гвоздева Нина ИвановнаНемичева Татьяна ПетровнаРолдугина Антонина Прокофьевнаучителя начальных классов МБОУ лицея № 15г.Ставрополь Урок литературного чтенияво 2 классе по рассказу Н.Н.Носова «Заплатка» в системе Л.В.Занкова Тема: «Терпение и труд все перетрут»Н.Носов «Заплатка» Цель:Создать условие для осмысления человеческих качеств, как терпение, трудолюбие.Продолжить работу по воспитанию качеств Человека, умению организовывать свой труд. Оборудование: учебник Литературное чтение, 2 класс, II часть, авторы В.Ю.Свиридова, Н.А. Чуракова- портрет писателя Н.Н.Носова- выставка книг писателя - рисунки учащихся по рассказу Н.Н.Носова « Мишкина каша»- мультимедийный проектор- презентация к уроку Тип урока: работа с художественным текстом. Задачи урока: - развивать умение понимать внутренний мир героя через его поступки;- воспитывать чувство сопереживания; - учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; - давать и обосновывать нравственную оценку поступка героя;- создать ситуацию осознанного восприятия содержания текста. Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.Приёмы: чтение с остановками, использование « тонких» и «толстых» вопросов, прогнозирование по названию, кластер, бортовой журнал. ХОД УРОКА: I Стадия вызова -Какое произведение читали? ( автор, название…)-О ком ( чем) ?-Чему учит?-Для чего автор рассказал эту историю вам?Работа в парах: предлагается заполнить «Бортовой журнал» Что мешает в жизни? Что помогает в жизни? самоуверенность невнимательность безответственность - Какие черты характера мешают Мишке достичь поставленной цели ? ( Самоуверенность, всезнайство, невнимательность, перекладывание дела на позднее время, не может признать свою несостоятельность, не может понять причин неудачи)-Кто из друзей лучше понимает причины неудачи? Какие это причины? ( Лучше всего это осознает Коля. Мальчики не знают как варить кашу, Мишку оказывается только видел, как варила мама. Это черты всезнайства и уверенности.)-Что кажется тебе смешным в этом произведении? Прочитай отрывок. ( Выборочное чтение) - С какими еще произведениями Н.Н.Носова вы знакомы? О чем эти рассказы? (Федина задача, Клякса, Живая шляпа, Огородники. В этих произведениях главные герои – дети. Они попадают в такие ситуации, которые смешны и одновременно учат нас взаимопониманию, уважению, с честью выходить из трудных ситуаций.) Тема урока « Терпение и труд все перетрут»На уроке мы познакомимся с новым произведением Н.Н.Носова « Заплатка» из сборника рассказов «Огородники» (несколько книг разных издательств для знакомства ) -Что означает слово ЗАПЛАТКА?Слово заплатка ( из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова) означает кусок ткани, кожи, нашиваемый на разорванное место для починки. ( положить заплату, рубашка в заплатах.)-Как вы думаете, о чем может быть это произведение? (Фиксирую ответы учащихся на доске.- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу. II.Стадия осмысления Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».Фрагмент 1. Пришел домой.-Почему штаны были замечательными?- Что произошло со штанами? - Как Бобка к этому отнесся?Фрагмент 2. Разговор с мамой.-Мама рассердилась…Почему? ( подтвердите словами из текста « сам порвал, сам и зашей»)- Какой совет дала мама? ( Сумел порвать, сумей и зашить.) Фрагмент 3. Стало стыдно.-Почему ребята засмеялись?Каким должен быть солдат? ( найди в тексте)Бобке стало стыдно. Почему?Фрагмент 4. Нелегкое дело.Читают отрывок и составляют кластер: действия Бобки. ( Напомните, какая часть речи обозначает действие предмета, глаголы)Как работал Бобка, пришивая заплатку? ( дети работают в паре)(вырезал заплатку, торопился, спешил, колол пальцы)Какой результат получился? Почему?Подходит ли к этому отрывку пословица: Первый блин комом? Почему? Кластер: Как работал Бобка, пришивая заплатку? ( дети работают в паре) работа Бобки Фрагмент 5. Долго возился.Читают отрывок и составляют кластер: действия Бобки во второй раз. (взял, отпорол, расправил, приложил, обвел, стал пришивать, не спешил, аккуратно, следил, чтобы заплатка не вылезала за черту, долго возился, сопел, кряхтел)- Какой результат получился во второй раз? Почему?-Как вы думаете, что значит выражение: не отодрать зубами? работа Бобки Вырезал заплатку спешил Торопил-ся Колол пальцы Не спешил расправил Долго возился обвел Не вылезал за черту Сопел, кряхтел работа Бобки Вырезал заплатку спешил Торопил-ся Колол пальцы Не спешил расправил Долго возился обвел Не вылезал за черту Сопел, кряхтел Фрагмент 6. Сам пришивал.-Как оценили работу Бобки дети? ( Сразу видно, сам пришивал )- Почему? (обводка карандашом видна)-Понравилась ли Бобке похвала ребят? ( Прочитай отрывок)-Как Бобка оценил свою работу? ( Как пуговица оторвется, обязательно сам пришью…)III Стадия рефлексии.1.Возврат к фиксированным предположениям, которые сделали учащиеся в начале урока:-Сегодня мы предположили…-Что совпало? Что нет?-С каким произведением работали? О чем (ком) оно? 2.Работа с кластером: Сравните действия Бобки при пришивании заплатки в первом и во втором случае. ( работают в парах, красным цветом выделяют действия, которые помогают достичь хорошего результата, а синим- которые мешают, опрос нескольких представителей от пары, остальные дополняют или соглашаются с оценкой действий)А как автор оценил работу Бобки? Как выглядела заплатка? ( выборочное чтение)сушеный гриб, сморщилась, одна штанина короче другой…ровно, гладко, любо взглянуть….Какое главное достижение Бобки?3.Работа в «Бортовом журнале» ( работа в парах)Что еще можно записать в « бортовой журнал»? Запишите. Что помогло Бобке справиться с работой?Чему учит рассказ Н.Носова?Может ли вам пригодиться опыт Бобки? ( или Чему научился Бобка? Какой жизненный опыт приобрел?) Что мешает в жизни? Что помогает в жизни? самоуверенность планировать работу невнимательность старательность безответственность аккуратность торопливость настойчивость … усидчивость IV. Домашнее задание:-стр.20-23, чтение произведения-ответить на вопросы на стр.23-по желанию подберите 3-5 пословиц, которые характеризуют работу Бобки.V. Итог урока.-оценить работу учащихся;-поблагодарить за работу на уроке.