Урок литературного чтения Н. Носов «Заплатка»


Тема: Н. Носов «Заплатка»
Цель: знакомство с произведением Н. Носова «Заплатка»
Задачи:
создавать условия для осознания и осмысления содержания произведения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыков правильного и осознанного чтения;
содействовать развитию словесно-логического мышления, умению правильно, точно высказывать свои мысли;
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;
стремиться воспитать чувство ответственности за выполняемое дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, карточки - задания для работы в группах, в парах, магнитофон, микрофон, магнитные буквы, лоскут ткани.
Ход урока
Организационный момент (звучит спокойная музыка, учитель и дети становятся в круг) Упражнение «Счастье» (слайд 1)
Здравствуйте, мои друзья,
К вам пришла сегодня я.
Не стесняйтесь, присмотритесь,
Если нравлюсь – улыбнитесь.
Теперь друг к другу повернитесь
и тоже мило улыбнитесь.
Поверьте, что улыбки эти
Согреют всех на белом свете.
И так светло сегодня в вашем классе
От теплоты сердец, сиянья глаз!
Я думаю, сегодня все удастся.
Да, непременно все получится у нас!
Мотивация и целеполагание- Начать урок я решила с фразы «Кто любит труд, того люди …», но как она заканчивается, от волнения совсем позабыла… Ребята, поможете мне вспомнить? (Ответы учащихся.)
-Я думаю, что точно закончить фразу мы сможем в конце нашего урока.
Предлагаю не лениться,
А всем дружно потрудиться.
- Как вы думаете, почему люди ставят перед собой определенные задачи? (без определения задач трудно добиться хорошего результата)
– Ребята, с какой целью вы пришли на урок литературного чтения?
Сегодня мы познакомимся с новым произведением, для того чтобы… (кто много читает, тот много знает)
Сегодня на уроке будем читать, чтобы ….
Будем на вопросы отвечать, чтобы ...
- Познакомимся с новыми героями, будем вместе с ними радоваться и переживать, учиться отличать хорошее от плохого, делать выводы.
Прогностическая оценка. Упражнение «Слово - магнит» (на доске)
Вот перед вами слово-магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Нужное слово к себе он притянет,
Лишнее оттолкнет, рядом не поставит.
- Из предложенных слов выберите те, которые по вашему предположению охарактеризуют наше занятие и вашу деятельность.
неинтересный
скучный
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ШУМНЫЕ
ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ
ТРУДНЫЙ
НУДНЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
Урок
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

РАССЕЯННЫЕ

АКТИВНЫЕ
МЫ

умные
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
СТИЛЬНЫЕ
ПАССИВНЫЕ

Объяснение выбора.
Взаимооценка выполненной работы.
- Садитесь и с усердием трудитесь (дети занимают свои места).
3.Подготовка к восприятию нового текста
Актуализация знаний
«Огурцы»«Заколдованная буква»
«Живая шляпа» ? «Затейники»

-что объединяет эти слова?
-какое слово лишнее?
- Кто автор данных произведений?
Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…” так как у Носова был сын, который любил слушать интересные истории. А с каким интересным произведением познакомимся сегодня мы, я вам предлагаю догадаться, решив пример.
4. Сообщение темы урока
( на доске магнитные буквы)
ЗАЛ – Л + ПЛАТОК – О + А
ЗАПЛАТКА
Лексическое значение слова заплатка - в основе лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи) Прогнозирование
– О чём может идти речь в рассказе с таким названием?
Словарная работа
– В этом рассказе встретятся новые для нас слова. Обратимся к толковому
словарю Ожегова и узнаем их значение.
Заплатка – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки.
Бобка – имя мальчика.
Защитный цвет – серовато-зеленый.
Лоскуток – обрывок или отрезок ткани, кожи.
5. Первичное целостное восприятие текста
1.Чтение рассказа учителем.
2.Проверка эмоционального восприятия произведения.
- – Понравился ли вам рассказ? Что понравилось особенно? Объясните.
что произвело впечатление? Какое у вас настроение?
- понравился ли вам Бобка? Чем?
3.Выявление первичного целостного восприятия произведения.
Ответ на поставленный проблемный вопрос.
– Почему рассказ так называется?
– Подтвердился ли наш прогноз?
– Что случилось с Бобкой?
- Что сказала на это мама?
- Она была права?
6. Физкультминутка
- Я назову слова. Если слова характеризуют положительное отношение к труду,
то вы приседаете, если отрицательное отношение к работе, то маршируете:
Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, ответственно.7. Повторное чтение нового текста учащимися (чтение с остановками), сопровождающееся анализом и составлением плана.
- Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, и озаглавливать каждую часть.(1-часть до слов «…однажды Бобка …)
1.«Жужжащее» чтение
- Почему зелёные штаны очень нравились мальчику? Зачитайте.
- Какое настроение было у Бобки? (веселый, счастливый, гордый, радостный, счастливый, довольный)-Как можем озаглавить эту часть? « Замечательные штаны» слайд
2.«Бинарное» чтение - 2 предложения.
- Каким тоном будем читать слова мамы? (недовольным, раздраженным)
- Как прочитаем слова Бобки? (Бобка злился, ворчал)
«чтение по ролям» в парах - оставшуюся часть.
- Жаль ли вам Бобку?
- Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны? (Грустный, печальный, злой, недовольный, раздраженный, обиженный)
- Из какого предложения можно об этом узнать? Найдите.
- Как надо прочитать это предложение?
- Как встретила его мама? Почему?
- Какие поучительные слова сказала мама? Прочитайте.
-Что решил делать Бобка?
- Можно ли заменить слово проворчал Бобка словами сказал Бобка.
- Изменится смысл?
В этих словах (проворчал Бобка) выражается недовольство мальчика, так как его мама отказалась ставить заплатку, а он вероятно был аккуратным мальчиком и в рваной одежде ему не хотелось ходить, но и заменить солдатские штаны на другие он тоже не захотел.
- Как озаглавим? «Дырка» слайд
3.«Коллективное чтение по ролям»: учитель – слова автора, мальчики – слова Бобки, девочки – слова детей.
- Почему ребята смеялись?
- Как вы думаете, хорошие друзья у Бобки? Докажите.
- Как вёл себя Бобка с ребятами? Он считал себя виновным? (он оправдывался)
- Почему же Бобке стало стыдно?( сам не умеет ничего делать)
- Как озаглавим? «Какой же ты солдат?»
4. "Чтение цепочкой" по одному абзацу.
- Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
- Какие слова Бобка говорил иголке?
- С чем сравнивает автор заплатку, которую Бобка  пришил в первый раз?
- Давайте попробуем прочитать эту часть без этого сравнения.
Вывод: это сравнение помогает представить, как выглядела заплатку.
- Почему Бобка стал переделывать заплатку? Как это может характеризовать его? (аккуратный)
- Давайте найдём и прочитаем отрывок, где Бобка работал во второй раз.
Найдите и прочитайте слова, которые помогают представить, что работа была нелёгкая (долго возился, сопел, кряхтел). «Нелегкое дело – пришивать заплатку» слайд
Работа в парах
-Найдите среди записанных слов те, которые обозначают чувства Бобки после того, как он сначала порвал штаны, а затем сам зашил их.
удовольствие
радость
огорчение
Бобка порвал штаныгордостьБобка сам зашил штаны
досада
возмущение
обида
веселье
- а если бы бобка не стал зашивать сам штаны, он бы смог испытать эти чувтства?
- Представьте себя героем рассказа. Что вы чувствуете в этот момент?
Самопроверка. Самооценка.
5."Чтение про себя"
-Почему ребята похвалили мальчика.
- Понравилась ли Бобке самому всё делать?
-Из каких слов это видно? Прочитайте.
Какое открытие удалось сделать нашему герою?
Вывод: Ценят тех людей, которые умеют делать всё самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое – как. "Гордость Бобки" слайд
8.Физминутка для глаз
По буквам, по строчкам,
По запятым, по точкам
Наши глазки бежали
Устали!
Все движения сопровождаются движением глаз.
Наш герой испытывает гордость – нос вверх,
А теперь посмотрели на свои брюки и костюмы: налево, направо, под парту – нужна заплатка?
Нарисовали носиками солнышко, побегали за иголочкой, закрыли глазки, улыбнулись и с таким хорошим настроением вернулись на урок.
9. Работа в группах
Бобке друзья помогли стать лучше и я вам предлагаю поработать сообща.
Напомню вам правила работы в группах. Не забудьте распределить роли.
1 группа работает с пословицами, восстанавливая их по смыслу. Выбирают ту пословицу, которая наиболее подходит к нашему рассказу.
     Терпенье и труд                               а руки делают
     В гостях хорошо,                             все перетрут
      Глаза страшатся,                           а дома лучше
Где труд там и счастье.
2 группа распределяет картинки согласно сюжету произведения. «Восстановление логической последовательности текста»

3 группа по опорной записи пересказать текст и «пришить заплатку»
Однажды Бобка … … … штаны.
Мама … … зашивать.
Тогда Бобка … … … брюки.
Первый раз … … … … некрасиво.
Бобка … работу.
Теперь … … … … и гладкой.
10.Проверка работы в группах
Оценивание работы в группах. Самооценка. Взаимооценка.
11.Экспресс-опрос по содержанию (хлопок-молчок)
Мальчика в рассказе Н.Носова «Заплатка» зовут Борька. –
У мальчика были милицейские штаны. –
Мальчик попросил маму зашить штаны. +
Мальчик вырезал заплатку величиной с огурец. +
Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку с третьей попытки. –
Дети во дворе назвали Бобку солдатом. –
12.Итог урока
- С каким произведение познакомились на уроке?
– Чем полезен и интересен был урок? Какие мудрые мысли нашли в рассказе?
- Хотелось бы вам дружить с Бобкой? Почему?
- Где вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Дети заканчивают фразу: «Кто любит труд, того люди …» (« … … … … … уважают»)
- Обратим внимание на наши слова-магниты. Совпали наши предположения в начале урока и сейчас?
13.Рефлексия «Эмоционально-оценочные дорожки»
Прием «Свободный микрофон»
Самый яркий момент …
Оцени
На доске расположены разноцветные «дорожки» с началом предложений, которые нужно закончить.
Меня особенно удивило …
Вырази своё удивление

Моё отношение к …
Вырази своё мнение

14.Домашнее задание (по выбору)