Нахимовский урок 3-4 классы Морское путешествие в историю Российского флота


Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Наумова Марина Евгеньевна
Нахимовский урок 3-4 классы
«Морское путешествие в историю Российского флота»
(Звучит военный марш. Презентация ВМФ)Задачи:
Расширять кругозор учащихся об истории Российского флота.
Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение.
Развивать чувство патриотизма .
Ведущий1: Моряк – романтичная и в то же время очень отважная профессия. С того момента, как мальчишка начинает осознавать себя на земле, рядом с ним живут мечты о приключениях. Моряк – это не профессия, а состояние души. Это жажда свободы и широты морских просторов. Это преодоление себя. Стать моряком могут и сегодняшние мальчишки в Санкт-Петербургском Нахимовском училище.
Ученик 1: Россия – морская держава!
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
Ученик2: Тогда ещё Русь ли Россея Морскою державой была,
На Грумант на Мангазею,
На Каспий по Волге плыла.
Ученик3: Живя между градом и мором,
Чтя княжий и божий закон.
Не пашней да лесом, -
И морем,
Кормилась она испокон.
Ученик4: Доподлинно были известны
Дороги её кораблям
Купцы, рыбаки, зверобои
Туда, где большая вода
Не ради большого разбоя,
Свои снаряжали суда.
Ученик5: Но если войны лихолетье –
Рукою и духом тверда,
За землю и море
В ответе
Россия бывала всегда!
Ведущий1: Россия – великая морская держава. ВМФ предназначен для защиты интересов России, ведения боевых действий. Военно-морской флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота, высаживать морские десанты.
Ведущий2: Военно-морской флот состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. Флот России появился в период с конца 17 до начала 20 века.
Ведущий3: Первая подводная лодка «Потаённое судно», построена в 1721 году при Петре1 Ефимом Никоновым. Её испытания проходили в присутствии императора Петра Алексеевича на озере Разлив, рядом с Петербургом.
Ведущий4: Первые российские корабли и первые военные победы России:
- Победы на Балтике в войне со Швецией;
- 26 июля 1714 года русский флот одержал свою первую победу над шведами у мыса
- 9 августа 1720 года победа у острова Гренгам.
Ведущий1: 9 июля 1770 года русский флот под руководством Алексея Григорьевича Орлова нанёс решительное поражение турецкой эскадре в Чесменской бухте.
Ведущий2: В 1799 году Фёдор Фёдорович Ушаков захватил крепость Корфу только силами флота без поддержки сухопутной армии.
Ведущий3: Русский флот под командованием Павла Степановича Нахимова заблокировал турок с моря в Синопской бухте. 1декабря 1853 года состоялось Синопское сражение. На смену парусам пришёл паровой двигатель.
Ведущий4: Военные моряки России совершали не только ратные подвиги, но и великие географические открытия – 1820 год открытие ледового материка Антарктида экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева.
Ведущий1: Окончательно ВМФ как стратегическое объединение сформировался в середине 1930-х годов. ВМФ состоит из Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов и Каспийской флотилии. Главными родами сил являются подводные силы и морская авиация.
Ведущий2: Основа Северного флота – атомные, ракетные и подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные авианесущие и противолодочные корабли.
Ведущий3: Тихоокеанский флот – основные задачи: постоянная готовность, обеспечение безопасности судов. Черноморский флот – главная база Севастополь с 13 мая 1783 года. Балтийский флот – на Балтийском море с 1703 года. Каспийская военная флотилия – г. Астрахань с 15 ноября 1721 года.
Ведущий4: В годы Великой Отечественной войны военные моряки сыграли решающую роль в обороне Одессы, Таллина, Севастополя, Ленинграда, Заполярья, в морских десантных операциях.
Ведущий1: В годы войны более 300 тысяч военных моряков были удостоены правительственных наград за мужество и героизм. 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. 7 моряков – дважды герои.
Ведущий2: В послевоенные годы ВМФ вырос по мощи, во второй флот в мире. В настоящее время в его составе 2 тысячи военных кораблей. Российские моряки достойно несут службу по защите нашего Отечества в мирное время. (Звучит музыка)
Ведущий3: Мы с вами достойная смена моряков, юные нахимовцы. Давайте проверим насколько вы смелые, умелые, дружные и ловкие. Поиграем в игру «Море, берег, парус». Все встали , повернулись налево. По сигналу «МОРЕ!» - шаг вперёд, «БЕРЕГ!» -шаг назад, «ПАРУС!» - поднимаем и машем руками. Потренируемся, начали.
Ведущий4: Настоящие моряки умеют хорошо плавать. А вы, представьте, что на море буря, корабль вот-вот утонет, нужно спасаться. А вон и берег показался. Это остров! До него совсем близко. Наш корабль тонет, но мы сможем добраться до острова вплавь. Давайте немного поплаваем. Покажите каким стилем поплывут настоящие моряки. (музыка)
Ведущий1: Все моряки должны знать «Морские термины». Проверим.
- Что у рыбы вместо рук и ног? (плавники)
- Большое парусное пассажирское судно? (бригантина)
- Морское животное, внешне похожее на рыбу, издающее громкие звуки? (дельфин)
- Где сливается море с небом? (на горизонте)
- Условная линия, разделяющая южное и северное полушария Земли? (экватор)
- Что пловцы достают из раковин, которые находят на дне моря? (жемчуг)
- Морская птица белого цвета? (чайка)
- Какова на вкус морская вода? (солёная)
- Самый крупный обитатель морей и океанов? (кит)
- Кусочек суши в открытом море? (остров)
- Что такое субмарина? (подводная лодка)
- Как называется корабельный подвал? (трюм)
Ведущий2: Следующий конкурс «Фарватер». С закрытыми глазами преодолеть препятствия, по 2 человека. Капитан указывает путь.
Ведущий3: В любом самом трудном деле надейтесь на лучшее. И пусть рядом с вами всегда будут верные друзья.
Исполнено сердце державной заботой,
Моряк не считает штормов и тревог,
Проложены курсы Военного флота
На север и запад, на юг и восток.
(Исполняют песню «Нахимовский марш»)