«Праздник наречения именем – Исем биреу байрамы» Для детей старшей группы и их родителей


Праздник наречения именем – Исем биреу байрамы
Для детей старшей группы и их родителей
Цель.
Приобщать детей к важной части духовной культуры башкирского народа, прививать бережное отношение к национальной культуре и традициям.
Изучать музыкальную культуру башкирского народа, традиции и обычаи; знакомить с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.
Развивать умение видеть красоту родного края через музыкальный фольклор; певческие и танцевальные способности и любовь к родному краю.
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с музыкальным фольклором.
Прививать детям желание слушать и исполнять башкирские песни и танцы.
Развивать патриотические качества, интерес к народным традициям
Воспитывать любовь к башкирской музыке через художественное слово и фольклор, умение выполнять все действия в коллективе, согласованно.
Сделать детей и взрослых союзниками и пробуждать внутренние духовные силы ребёнка, вызывать стремление к добрым поступкам.
Ход развлечения.
Возле центральной стены расположена импровизированная юрта. Расставлена домашняя утварь. Стоит колыбель. На полу лежат подушки-думки.
Центральный занавес закрыт.
Приглашенные родители сидят в зале.
Дети входят в зал и останавливаются, не проходя в центр зала.
Дети здороваются с гостями на русском и башкирском языках.
Один из гостей передает письмо.
Ведущий. К нам пришло письмо с приглашением на праздник. От кого оно? Мы узнаем, если составим картинку.
Дети на столиках (отдельно девочки, отдельно мальчики) выкладывают изображение петушка – по принципу пазлов.
Ведущий. Что же это получилось? Кто это?

Важно шагая, входит Петушок – взрослый. Пританцовывая и взмахивая крыльями, демонстрирует свой наряд.
Петушок. Ку-ка-ре-ку! Зову всех ребят и их мам на праздник наречения именем – Исем биреу байрамы!
Ведущий. Петушок, а наши ребята знают, что это за праздник.

Дети рассказывают о том, что на этом празднике дается имя ребенку.
Петушок предлагает познакомиться.
Петушок. Меня зовут Этэс – это по-башкирски, а по-русски – Петушок.

Дети называют Петушку свои имена, говорят, что они означают.

Дети играют с Петушком. «Петушок играет на гармони». Музыка Ф.Гершовой, слова Марунич. (Музыка в детском саду, старшая группа. Китап. Стр.245).

После игры Петушок говорит, что в соседнем ауле в одной семье родился ребенок и ему сегодня дали имя – Искандер - побеждающий.
Приглашает на праздник.
Ведущий. А на праздник с пустыми руками идти не годится. Что подарим новорожденному Искандеру?

Дети предлагают подарки: одежду, игрушки, полотенца, монетки, платки, лоскуты ткани и т.д.
Ведущий предлагает привязать подарки к шесту, чтобы издалека все видели, что идут гости с подарками на праздник.
Дети привязывают подарки к шесту.
Когда все готово – мальчики «садятся» на коней.
Проводится игра «Кот алыу» - «Возьми удачу».
Мальчики скачут на конях. Один из них предлагает отнять платок из его рук. Водящий пытается сберечь платок в своих руках.

В конце игры мальчики усаживаются в круг.
Встают девочки.
Девочки играют. Игра «Положи платочек» музыка и слова народные. (Музыка в детском саду, подготовительная группа, стр.113. Китап).
После игры дети приглашают своих мам пойти в гости. Дети и мамы подходят к юрте. Хозяева выходят и встречают гостей Дети и мамы здороваются по-русски и по-башкирски. Хозяева приглашают пройти в юрту. Занавес открывается.

Дети передают шест с подарками, желают здоровья ребенку, благополучия в доме.
Ведущий. А чтобы было благополучие - в доме должен жить обязательно домовой, хозяин дома – Ой оясэ.
Взрослые рассаживаются на приготовленные скамейки (стоящие в юрте).
Дети исполняют песню «Домовенок». Музыка Р.Гимрани, слова Р.Шамсутдиновой. (Хрестоматия по музыке №1, стр.80. Китап).
Дети дарят Домовенка.
После чего все дети садятся на подушки.
Девочки исполняют песню «Сеп-сеп-сепекей». Музыка А.Габдрахманова, слова А.Яофаровой.
Хозяева. А чтоб наш ребенок рос здоровым, сильным, умным – предлагаю отгадать загадки.
Дети и взрослые отгадывают Башкирские загадки.
Растет дуб могучий,
На нем двенадцать сучьев,
На нем пятьдесят две ветки,
На ветке по семь листьев.
Календарный год
Удивительная птица:
Не несется, не гнездится,
В месяц тридцать птенчиков у нее родится.
Число дней в месяце
Когда в юрте светлеет,
То на улице темно;
Когда в юрте темнеет,
То на улице светло.
День и ночь
Есть у старика двенадцать сыновей,
Каждый приодеться старается новей:
Трое надевают старые армяки,
Трое зеленые рубашки,
Трое желтые зипуны,
А трое ходят в белых шубах.
Времена года
Без ног бегут,
Без крыльев летят,
Без паруса плывут.
Облака
Сам острый и ловкий, да тупа головка.
Гвоздь
Длинный был – укоротили,
Толстый был – расколотили,
А теперь в печи горит.
Дрова, полено
Один глаз, а портниха;
Обшивает нас, а сама голая.
Иголка
Маленькая старушка лежит на нарах,
Мучается да передергивается.
За хвост не поднимешь, в гору не затащишь.
За хвост потянешь – потроха вывалятся.
Клубок
Ночью на гвозде висит,
Днем на голове сидит.
Шапка
Капли висят, не срываются,
Земли не касаются.
Сережки
Без рук, без ног, а добро копит,
Внутри пустота, снаружи блестит,
Много добра в себе таит.
Сундук
Что такое, отгадай,
Пышная, как пышка.
Румяная, как каравай.
Подушка
И грустить и любить заставляет,
Перед ним сам царь голову склоняет.
Ребенок
Голос есть, да слов не знает,
Ум есть, да не понимает,
Лошадка-игрушка его катает.
Ребенок
Медный амулет
На каждого надет.
Даже если упадет, то не пропадет.
Имя
Ведущий. А наши дети в подарок принесли вам еще и танец с домбрами.
Девочки исполняют «Танец с домбрами».
Ведущий. К нам сюда пришел Шаман. Он хочет уберечь вас, вашего ребенка – Искандера, и нас всех от порчи, от дурного слова, от сглаза. Послушаем его?
Выходит Шаман. Он достает скорлупу от киндер-сюрприза, открывает ее. Укладывает в нее красную нить, мелкую монету, железный гвоздь и коготь ласки. Яйцо обносит вокруг юрты, при этом произносит слова:
Осон, топсон, уходи,
Выходи, иди туда,
Кто напустил, на того,
И унеси тяготы вон!
После этого яйцо заворачивает в какую-нибудь старую одежду и выбрасывает.
Взрослые – родители читают пословицы и поговорки, связанные с народной медициной.
Взрослые.
Любящий чистоту – здоровым будет.
Жить бедно не стыдно, стыдно жить в грязи.
Болезнь – от рук, насморк – от дыхания.
Берегись дыхания собаки и шерсти кошки.
Короста от грязных рук, парша – от чужой шапки.
С потом вся хворь выходит.
В здоровом теле – здоровый дух.
Зверобой помогает от шестидесяти болезней, душица – от семидесяти.
Черт боится запаха можжевельника.
Держи ноги в тепле, голову – в холоде.
Хозяева благодарят. Выносят миску с зерном, отдают гостям со словами:
Хозяин. Эй, пшено, мое пшено,
Даст тебя пусть господь.
Когда войдешь в силу и вырастешь –
Мне б самому сжать тебя.
Хозяйка. Эй, ты рожь, моя рожь,
В тебе моя добыча.
Без тебя на этом свете
Нет жизни для меня.
Хозяин. Как у нас поля колосятся, так и ваши пусть поднимаются.
Хозяйка. Приглашаю всех гостей -
Играйте музыку веселей.
Хозяйка и Хозяин раздают детям колокольчики, взрослым – подносы и наперстки.
Звучит башкирская песня «Гульназира», все играют на инструментах.
Ведущий. Сегодняшний праздник мы посвящаем самому главному человеку на земле – маме. И ансамбль «Дуслык» в подарок всем мамам дарит свой танец.
Башкирский танец в исполнении ансамбля «Дуслык».
В заключение праздника всех присутствующих приглашают на чаепитие в групповую комнату.