«Построение границ света и тени. Цилиндр»


Дата: 19.02.15
Класс: 1 «г»
Предмет: рисунок
Тема урока: «Построение границ света и тени. Цилиндр» 3часа
Цель:
Задачи:
Тип занятия:
Материалы и оборудование:
Структура урока:
1 урок
Орг. момент
Актуализация
Объяснение нового материала







2 -3 урок
Практическая часть

Анализ работ:
Выполнить построение цилиндра в вертикальном положении
обучающая:научить строить цилиндрический предмет, расширить представление о линейном рисунке;
развивающая: развить умение анализировать форму предмета, умение, наблюдательность и усидчивость, развить глазомер;
воспитывающая: воспитать любовь к изобразительному искусству, к предметам окружающего мира, культуру работы с графическим материалом;
комбинированный (рисунок с натуры)
для учителя: наглядные пособия- поэтапность построения цилиндра; работы учащихся ДХШ.
для учащихся: бумага, карандаш, ластик;
Орг.момент (1-2 мин)
Актуализация (10 мин)
Объяснение нового материала (35 мин)
Практическая работа (70 мин)
Анализ работ (3 мин)
Ход урока
Здравствуйте, ребята! (Проверяю готовность к уроку). Сегодня мы будем учиться выполнять построение цилиндра в вертикальном положении.
- Ребята, а что такое рисунок?
Ответы учащихся.
-Рисунок – это графическое изображение окружающего мира и вместе с этим, это основа изобразительного искусства.
- А что такое графика?
Ответы учащихся.
- Графика – это вид изобразительного искусства. В качестве основных изобразительных средств используются линии,штрихи, пятна, точки.
- Графика (в переводе с фр.)– означает письменный, пишу,черчу, рисую.
- Ребята, а какие геометрические тела вы знаете?
Ответы учащихся.
- Это ребята, цилиндр, конус, призма, шар, круг.
- А чем отличаются тела от фигур?
Ответы учащихся.
Геометрические тела– это объемные предметы. Например – цилиндр, призма. А фигуры – это плоские фигуры. Значит, фигурами можно назвать квадрат, круг, треугольник и т.д.
- По форме простые геометрические тела можно разделить на тела вращенияи многогранники.
- Как вы думаете, чем отличается эти тела?
Ответы учащихся.
Многогранники – это фигуры, у которых оболочка образована отсеками плоскостей.
Грани – это отсеки плоскостей, которые составляют поверхность многогранника;ребра- это отрезки прямых, по которым пересекается грани, вершины –это концы ребер.
- Вот посмотрите на этот предмет. Это призма. Вот, мы видим, что у этого тела есть грани. Призма отчетливо делится на несколько плоскостей.
- А какие многогранники вы можете еще назвать?
Ответы учащихся.
- Да, это - пирамида, куб и другие тела, которые имеют грани.
- А тела вращения- геометрические тела, оболочка которых представляет собой поверхность вращения.
- Какие тела вращения вы можете назвать?
Ответы учащихся.
- Конус, цилиндр, шар.
Так отличается цилиндр от призмы? Чем?
Ответы учащихся.
Цилиндр – простой геометрический предмет, форма которого состоит из 3 поверхностей. Это одинаковые по форме плоские круги (показываю на цилиндре); и одна образующая форму цилиндрическая поверхность (показываю на цилиндре)
Проследим поэтапность построения цилиндра:
Для начала намечаем место цилиндра на листе. Ребята, но еще надо учитывать место для падающей тени. Старайтесь цилиндр разместить в середине листа. Снизу оставляем больше места с целью обозначения пространства.
Засечками отмечаем произвольную высоту цилиндра. И способом визирования измеряем ширину и откладываем в высоте цилиндра(показываю на постановке ).
- Ребята, вы конечно же помните как с помощью визирования, находим ширину в высоте. Вытягиваем руку. Измеряем ширину и откладываем в высоте. У вас примерно будет 1,5 раза.
После того как наметили основные пропорции, строим прямоугольник. То есть соединяем горизонтальные и вертикальные линии. Вот посмотрите на рисунок, я сначала отметила общие пропорции, и соединяю линии, потом делю этот прямоугольник на равные части, провожу ось симметрию. Ось симметрия делит предмет на равные части, если у вас одна сторона будет больше, то предмет получится кривым.
Следующий этап – это построение овалов.
Овал – это замкнутая кривая линия, которая строится на двух взаимно перпендикулярных осях: горизонтальной и вертикальной. В рисунке под овалом стоит понимать перспективное изображение окружности, где нет углов. А есть плавный переход от ближней части к дальней.
- Ребята часто в рисунках делают такие ошибки: овалы получаются с острыми углами по краям, так как овал – это круг в ракурсе. Он не имеет острых углов. Или же овалы получаются прямыми. Вот давайте посмотрим на цилиндр.
- Чем ниже овал, тем он становится шире. Вот постепенно, я его опускаю.
- Что происходит с овалом?
Ответы учащихся.
- Да, верно, ребята, он расширяется.
- А если линия горизонта совпадает с овалом? Что вы сейчас видите? (ответы учащихся).
- Совершенно верно, прямую линию, потому что овал совпал с уровнем зрения. Значит овал, не имеет острых углов, тем более прямые края.
Для построения овала сначала внутри прямоугольника намечаем маленький прямоугольник. Посмотрите на рисунок, я рисую прямоугольник, он зависит от высоты овала. Кто сидит дальше от постановки, то у них будет овал уже, а кто ближе, то шире. Провожу горизонтальную линию, но та сторона овала, которая ближе к нам будет чуть шире. И от точек провожу линии, они у меня не прямые. А когда строим второй овал, делаем тоже самое, но основание цилиндра будет шире. Так как чем ниже овал, тем больше расширяется.
После построения овалов, соединяем крайние точки, и у нас получится цилиндр.
1.Композиционное размещение предмета на формате.
Снизу оставляем больше места. Предмет размещаем в середине листа, потому как он один. Предмет не должен быть слишком большим и слишком мелким. Также не забываем о падающей тени.
2. Общие размеры:
Намечаем высоту цилиндра. Путем визирования находим ширину.
3. Построение овалов.
Строим прямоугольник.
Намечаем горизонтальную линию. Та часть, которая ближе к нам, будет чуть шире.
Вписываем овал в прямоугольник
Основание цилиндра делаем шире, чем первый овал.
Учитываем правила перспективы построения овалов.
4. Линии конструкции.
Проводим вертикальные линии, соединяем точки
С помощью линийразличной толщиныпоказываем -какая часть овала ближе к нам. Линии построения оставляем еле заметными.
В процесс работы учащихся провожу индивидуальную работу. Подхожу к каждому ученику, анализирую ошибки, объясняю.
5.Выполнение в тоне.
Отмечаем легкими линиями границы рефлекса, тени, полутени, света, падающую тень. Не забываем, что от места положения рисующего зависит распределение светотеневых отношений на предмете по массе – т.е. те кто сидят со стороны тени - больше наблюдают теневую часть, те кто со стороны света – световую часть.
Начинаем штриховать с левой стороны цилиндра. Сначала полностью от рефлекса до света, потом еще раз, постепенно утемняем в тени и рефлекс. Рефлекс будет светлее тени, но темнее полутени. Внимательно смотрим на работу и сверяем с натурой.
Сейчас отмечаем падающую тень. Ее надо делать темнее собственной тени в самом её начале. Не забываем пронаблюдать форму падающей тени.
В процессе работы учеников, провожу индивидуальную работу. Анализирую характерные особенности.
Вывешиваем работы на доску. Задаю вопросы:
-Ребята, посмотрите на работы…
- Видите ли вы ошибки в работах? Какие?
- Чью работу можете назвать аккуратной?
-Как вы думаете, какая работа получилась правильно?
Ответы учащихся.
-А какие ошибки вы видите в работах?
Ответы учащихся.
- Почему так получилось?
Ответы учащихся.
- Как вы думаете, кому удалось передать светотеневые отношения на цилиндре?
Ответы учащихся.