Разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству Роль света и тени в изображении


Занятие по ИЗО (внеурочная деятельность)
Тема урока: «Цып-цып цыпленок».



Этапы работы
Содержание этапа.


1





























2.












3























4.








































5.


















6.












Организационный момент, включающий:
Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым
работает педагог)









Актуализация знаний.












Изучение нового материала.























Практическая часть








































Закрепление учебного материала.
Постановка конкретной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока).

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала.







Итог урока.
Рефлексия












Цель для учителя: подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению темы и активность работы на уроке; создание ситуаций успеха для каждого учащегося.
Цель для учащихся: эмоциональный настрой на урок осознание (принятие) целей и задач урока.

Методы:
Объяснительно - иллюстративный.
диалог: «учитель-ученик»
«ученик-учитель»


Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и думаю, что занятие у нас пройдет замечательно и настроение, и результат будут прекрасным.
На нашей замечательной голубой планете существуют особенные создания. Некоторые из них живут на земле, а некоторые на деревьях. Некоторые из них считаются хищниками, а другие нет. Некоторые из них умеют ходить, а другие только прыгать
Учитель. Догадались?.. А большая часть из них умеют летать, а некоторые, имея крылья, нет.
Учащиеся. Птица!

Учитель. Верно. Посмотрите на экран (просмотр слайдов).
Учитель. У нас есть птицы, обитающие в дикой природе. И какие еще?
Учащиеся. Домашние.
Учитель. Верно. А как называется детеныш птицы?
Учащиеся. Птенчик.
Учитель. Верно. Скажите, а все ли птенцы похожи на своих родителей.
Учащиеся. Нет.
Учитель. Но тогда вам не составит труда поиграть со мной в такую игру (учитель открывает половину доски, учащиеся ищут птенцов для своих мам).


Метод: информационно-обобщающий.

Цель для учителя:
выявить уже имеющиеся знания у учащихся о графике в мягком материале
настроить учащихся на благоприятное восприятие темы урока;
Цель для учащихся:
развитие и углубление потребностей и мотивов в обучении по теме урока.

Учитель: Посмотрите внимательно еще раз на эти картинки, Что еще общего, мы можем сказать, в них есть?
Учащиеся: Они нарисованы одинаково!
Учитель: Молодцы! Каждая мама с птенцом нарисованы определенным материалом. Значит, птиц можно нарисовать не только красками, но и карандашом, и даже мелками. Но посмотрите вот на эти картинки (курочка и цыпленок), это рисунок мягким материалом, т.е мелками. Работа мелом представляет собой рисование с применение пальчиков (в определенных местах мелок растирается). Т.е если простая линия выглядит вот так (учитель рисует на доске линию), то с помощью пальчиков мы делаем ее не такой резкой и более мягкой. Художники любят мелки, с помощью них можно хорошо передать на бумаге мех и перья животных и птиц. Давайте посмотрим на экран (просмотр слайдов с рисунками птиц в мягком материале). Правдоподобно нарисованы птицы?
Учащиеся. Да!
Учитель: Так вот и мы с вами сегодня побудем настоящими художниками и с помощью мягких материалов, как мелок, угольный карандаш, которые вы видите перед вами, мы нарисуем птенца одной из этих птиц. Он желтенький, маленький и пушистый
Учащиеся. Цыпленок!
Учитель: Верно! (учитель выводит изображение цыпленка на экран). Ваши листочки, сегодня не такого цвета как обычно (они серые), а почему так вы мне ответите позже. Еще раз посмотрите на изображения птенцов. Форма листа, на котором он нарисован вам ничего не напоминает?
Учащиеся: Яйцо.
Учитель. Да. Яичная скорлупа – это домик для птенца. Все в природе не случайно и если б цыпленок был квадратным, ему бы было там удобно? (ответы детей). Так и рисовать цыпленка мы начнем с построения туловища цыпленка, которое состоит из двух овалов (учитель начинает работу, учащиеся повторяют за ним).







Цель для учителя.
Продемонстрировать эскизный способ ведения рисунка.
Помочь учащимся в овладении навыков работы с новым материалом.
Цель для учащихся.
Овладение соответствующим материалом на уроке.

Метод: объяснительный;
демонстрационный;
наглядный (телевизор, проектор, доска).

Учитель. Сегодня мы с вами будем работать эскизным способом. Эскиз -это быстро выполненный свободный рисунок и выполняется он поэтапно. (Учитель демонстрирует выполнение эскиза на доске).
Компоновка и построение.
Определяем место для расположения рисунка цыпленка на бумаге; делается это легкими, линиями.
Сначала мы рисуем большой овал-это туловище, затем маленький -это голова ( проговорить что в природе все продуманно, раз цыпленок вылупляется из яйца , то его туловище не может не напоминать яйцо т.к ему там было довольно комфортно.

Проработка деталей
Уточнение и проработка частей более толстыми и конкретными линиями, которыми корректируется форма цыпленка (клюв, хвостик, глазки, шея).
Работа в тоне.
Первое, быстрое проложение тона в областях находящихся в тени, и проложение основного цвета- желтого. На границе легкими движениями пальчиков 2 цвета перемешиваются.
Учитель. Линии прерывистые легко ложатся по форме цыпленка и смягчаются, как бы разглаживаются пальчиками. И теперь, самое интересное, мы берем белый мелок и выбеливаем освещенные части цыпленка. И скажите мне, пожалуйста, а смогли бы мы сделать вот это так просто на листе белой бумаги? Почему?
Учащиеся. Нет! (ответы детей)
Учитель. Вот художники и пользуются такими нехитрыми способами, чтобы сделать изображение на бумаге объемное и похожее на настоящее.
Физкультминутка. Цель: снятие физического напряжения.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб быстрее улетать ,
Надо крыльями махать.
Стали птички вниз спускаться,
На полянке все садятся.
Отдохнули, посидели,
И всей стайкой улетели.

Цель для учителя.
Создание условий для эмоционального и положительного отношения к учебной деятельности.
Научить правильно завершать эскиз в графике.
Цель для учащихся.
Понять специфику работы цветными мелками.
Самоконтроль в процессе работы над рисунком.

Метод: обобщающий.

Учитель. Мы плавно подошли к завершению нашего эскиза. И теперь давайте выстроим еще раз поэтапность в работе с эскизом. С чего мы начали?
Учащиеся. 1.Построение и компоновка.
Учитель. Затем, что мы с вами делали?
Учащиеся. 2.Прорабатывали детали.
Учитель. И завершающий этап.
Учащиеся. 3.Работа в тоне.
Учитель. Верно, и хотелось, чтобы вы запомнили эту последовательность и применяли ее в последующих своих эскизах

Учитель: (вешает цыплят рядом с курочкой). Смотрите, какая веселая у нас получилась семейка. Вам нравится? Получилось у нас с помощью белого мелка на темном листе нарисовать такого светлого цыпленка? Плоский или объемный он получился? (ответы детей).

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо.