Материал из опыта работы Применение игры света и тени в коррекционной работе логопеда

Материал из опыта работы
"Применение игры света и тени в коррекционной работе логопеда"
подготовила учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида" Заинского
муниципального района, РТ
Шакирова А.А.
Выбор темы не случаен, ее актуальность продиктована временем, меняющимися задачами, а так же просто  профессиональным интересом к саморазвитию, поиску чего-то нового и интересного. Это новое интересное я нашла в учебном пособии "Лучики Надежды" Н.А.Сергеевой.
«Рисование тенью» — это процесс создания определенного изображения тенью от различных предметов.
Цель - раскрытие творческого потенциала каждого при активизации  мыслительной и практической деятельности.
Основные коррекционно – развивающие  задачи:
- развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
- развитие и коррекция речи;
- развитие творческого воображения, памяти и образного мышления;
- развитие и коррекция моторики (общая, мелкая);
Как построена работа.
1. В самом начале  детей вводим в игровую ситуацию, рассказывая   о постоянном герое и незаменимом друге - «лучике», который живет в телефоне или фонарике, и без которого не получится  путешествие в мир волшебства.
2. Когда дети поймут элементарный механизм появления тени, можно переходить к следующей стадии обучения, от получения просто тени подвести детей к тому, что в черном пятне теневой проекции мы можем увидеть знакомый силуэт, узнать конкретный предмет и зарисовать ее.
3. Далее дети в игровой форме знакомятся с тем, что, оказывается, тень – не статичный элемент, а может быть динамичным объектом.  (Меняя положение листа, фонарика) Возможность управлять процессом создания динамики в теневой проекции позволяет педагогу сделать ребенка полноправным и активным участником процесса обучения. Взрослый обучает ребенка определенному алгоритму действий, таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
4. В  дальнейшем знакомим детей с тем, что  путем добавления элементов к уже имеющейся тени, подставляя под источник света дополнительные детали, мы  сами можем  создавать новые образ.
При помощи фонарика от телефона и различных мелких предметов перед детьми оживает целый мир, богатый образами, фантазиями, идеями.
Для «Рисования тенью» необходимого: большое количество разнообразных мелких деталей (конструктор - лего, колпачки от ручек); мобильный телефон  с установленным  приложением «Фонарик»; стол письменный; листы белого или однотонного цветного картона.
Сначала работа организуется во время индивидуальной  коррекционно-развивающей  деятельности, затем данный вид работы включается  в занятие  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, как игровая минутка между  групповым вариантом фронтальной деятельности.  Каждая картинка или фигурка, которую дети учатся «рисовать тенью» обязательно  имеет смысловую параллель с лексической темой недели или ассоциативно связана с ней. На одной неделе дети изучают одну фигуру.
Считаем, что этот прием позволяет повысить интерес  к  продуктивным видам деятельности, обогатить познавательно – исследовательский опыт детей. Мы уверены, что предложенный вариант приведет вас к положительным результатам в работе и окажет помощь ребенку, заинтересовав его новым, необычным и полезным для него занятием и , возможно, по-свеому осмыслить вышеназванное учебное пособие.