Интегрированный урок математики и экологии в 1 классе. Путешествие по лесному царству.


Гришина Елена Ивановна
МАОУ Школа № 130 г. Уфы
Учитель начальных классов
Интегрированный урок математики и экологии в 1 классе. Путешествие по лесному царству.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно всем вместе отправиться в лес,
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать.
- Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по лесному царству. Посмотрите, как здесь красиво: вот стоит высокий могучий дуб, словно былинный богатырь, а за ним пушистые маленькие ёлочки, совсем рядом белоствольные красавицы - берёзки в зелёных платочках.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умения вычислять, решать задачи. Мы будем учиться, как правильно вести себя на природе, как стать защитниками и друзьями зверей, птиц, растений.
- Начнем наше путешествие с лесной полянки чисел. На этой поляне мы вспомним числа, с которыми познакомились на уроках.
- Как много здесь красивых цветов! Смотрите, какой замечательный цветок расцвёл на поляне. Выполнив задание, мы узнаем очень важное слово, спрятанное в этом цветке.
1) Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получилось 7? (8-Я)
2) Какое число находится между числами 4 и 6? (5-О)
3) Какое число получится, если к 4 прибавить3? (7-И)
4) Увеличьте число 5 на 3 и результат уменьшите на 2. (6-Г)
5) Какое число меньше 4 на 2? (2-К)
6) Из задуманного числа вычли 1 и получили 2. Какое число задумали? (3-О)
7) Назовите число, которое на 1 больше 3. (4-Л)
8) Уменьшите число 7 на 6. (1- Э)
- Расположите ответы в порядке увеличения и запишите их в тетрадь правильно и красиво. К доске пойдёт….. А теперь давайте расшифруем слово.
- Какое слово у вас получилось?
- Ребята, а что такое «экология»? Экология - это наука о природе, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. И 2017 год объявлен годом экологии.
Природа - наш огромный дом,
И всем найдется место в нем.
Букашке, зверю и побегу,
И дереву и человеку.
Хоть дом большой, но хрупок он -
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу губит человек.
- А как человек губит природу? (вырубает леса, убивает животных, загрязняет воду, воздух и почву)
- С нашей планетой произошла беда. Ее здоровью угрожает опасность. SOS! Природа посылает нам сигнал о помощи. И есть на планете люди, которые услышали этот сигнал.
Эти люди экологи. Они защищают природу, оберегают растения и животных от вымирания.
- Сегодня мы с вами будем помощниками экологов. На поляне мы установим вот такие экознаки. Объясните, что они означают (нельзя: рвать цветы и растения, ловить насекомых, топтать траву, разорять муравейник, мусорить).
- Ну, а сейчас мы с вами отправляемся в лес - полный тайны и чудес. Это лес из нерешённых задач.
- Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите. Откройте глаза, что вы услышали? (голоса птиц)
- Дети, каких птиц вы знаете?
- Молодцы! Птиц вы знаете очень много. Давайте поможем птицам, для этого нам надо решить задачу.
Ученики нашего класса повесили на деревьях скворечники. Девочки повесили 3 скворечника, а мальчики 7. На сколько скворечников больше повесили мальчики?
- Прочитайте условие. Что обозначает число 3? Что обозначает число 7? Прочитайте вопрос.
- Решить эту задачу нам поможет правило. Расскажите его. Назовите решение задачи. Ответьте на вопрос задачи.
7-3=4 (с.)
Ответ: на 4 скворечника больше повесили мальчики. Запишем эту задачу в тетради.
- Молодцы ребята! Теперь наши пернатые друзья заселяться в новые домики. А как мы можем помочь им зимой?
- Давайте решим логическую задачу.
Дети повесили кормушки с угощением: семечки, пшено, хлебные крошки. У каждой птицы свое лакомство. Зяблики сели не на 1-ю, снегири не на 1-ю и не на 2-ю, синицы не на 2-ю
Подумай, какая птица что любит (снегирь - 3, зяблик - 2, синица - 1).
- Молодцы ребята! А теперь поможем экологам в лесу установить вот такие экознаки. Объясните, что они означают (нельзя: разводить костер, ломать деревья и кусты, разорять гнезда, трогать диких животных, портить кору деревьев, рубить деревья).
- А сейчас мы отдохнем. Физкультминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Перед нами Лесная речка. Посреди леса, окруженная травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная со студеной водой. К речке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться, рыбаки - наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала… Вот такой!
- Ребята, как вы думаете, почему речка стала такой? Что же нам делать?
- Давайте экологам поможем почистить речку. Для этого нам нужно решить примеры.
Вставьте пропущенные числа, которые покажут нам, сколько мусора мы собрали: бутылок, консервных банок, пакетов, пластиковой посуды и шин. К доске пойдёт….. Остальные работают в тетрадях.
Бутылки: 7-3=⍜-6
Консервные банки: 5-3+⍜=6
Пакеты: 4-⍜+1=2
Пластиковая посуда: ⍜-3-1=1
Шины: 4-⍜+2=5 Бутылки: 10
Консервные банки: 4
Пакеты: 3
Пластиковая посуда: 5
Шины: 1
Проверка.
- Молодцы ребята! Мы спасли речку, и она снова стала чистой и прозрачной.
Пусть на Земле не исчезают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
- На берегу реки мы установим вот такие экознаки. Объясните, что они означают. (нельзя: загрязнять водоемы, бить бутылки, рвать кувшинки, мыть машину в реке, ловить рыбу сетью). Молодцы!
- Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
- Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и красотой цветов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного - бережного доброго отношения.
- Наш урок подошел к концу. Чем он вам запомнился? Достигли ли мы цели урока, закрепили решение примеров и задач?
- А сейчас мыс вами украсим дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - я все сделал правильно, желтый - мне встретились трудности, красный - у меня много ошибок. Выберите нужный листочек и повесьте его на дерево успеха.
- Посмотрите, на наших деревьях больше (только) зеленые листья. Это значит, что наш урок прошёл успешно. Молодцы! Теперь вы можете считать себя защитниками окружающей среды.
- Урок закончен. Встаньте и попрощайтесь с нашими гостями.