Упражнения для закрепления темы Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередование


Правописание безударных гласных в корне слова Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые ударением
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Достижение – достичь, растяжение – растянет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.
При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва-. В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва-, придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а:
проглотить – глотка, а не проглатывать;
опоздавший – поздно, а не опаздывать;
спросить – спрос, а не спрашивать.
Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):
примирять врагов (мир) – примерять платье (мерить, мерка, примерка);
поседеть от невзгод (седенький) – посидеть на завалинке (сидя);
поласкать котенка (ласка) – полоскать белье (полощет);
кратчайшее расстояние (краткость) – кротчайшее создание (кроткий);
посветить фонариком (свет) – посвятить жизнь (святость).
Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность, второе – кара).Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние – обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание. В слове обаяние, которое происходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а- – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Непроверяемые гласные в корнеПолногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.
В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архитектор, концепция, периферия,эскалатор.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-:
град (старослав.) – город (русск.), здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
глас (старослав.) – голос (русск.), злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.), пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава: 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?
Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.Ответ: прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.2. Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях;Взрывая к небу черный прах,Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое. Тело человека после смерти; останки, труп. 2.Традиционно-поэтическое. Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia, из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит от увага «внимание, уважение», вага «вес». Проверочное слово в современном языке – важный. Можно привести параллели из других славянских языков.
Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».
Впечатление исторически восходит к слову печать. Это то, что впечаталось в память.
Слово преодолеть родственно существительному доля: одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка, появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом. Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».
Упражнения
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова:
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
(Подсказки: петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?
1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
Ответ: 3.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
Ответ: 2.
Чередование гласных в корне
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.
Чередование гласных и/е в корне
и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
собирать – бир(а) –запирать – пир(а) –обдирать – дир(а) –обтирать – тир(а) –замирать – мир(а) –выжигать – жиг(а) –вычитать – чит(а) –Исключения: сочетать, сочетание расстилать – стил(а) –блистать – блист(а ) – бер – соберетпер – заперетьдер – обдереттер – обтеретьмер – замеретьжег – выжегчет – вычет стел – расстелитьблест – блестеть
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. При этом в корне пишется и перед суффиксом -а-.
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелить – стелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю.
Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать; умереть – умирать – мор – мрут. Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность.
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Ответ: 2.
2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.
1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.
Ответ: 3.
3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.
Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.
4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением.
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Ответ:
чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать;
проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка.Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением Без ударения
-гар- загар, огарок -гор- загорелый, угорел
Исключения: выгарки, изгарь, пригарь
 
-зар- – -зор - зарево, зори-клан- – -клон- кланяться, поклон-твар- – -твор- тварь, творчество -зар- заря, озарить -клон- склонение, наклонить-твор- творение
Исключение: утварь
2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.
В корне а перед суффиксом -а-.
-кас- касаться, касательная
-лаг- полагаться, прилагательное В корне о в других случаях
-кос- прикоснуться, прикосновение
-лож- положить, изложение
Исключение: полог
3. Правописание корня зависит от последующей согласной.
а перед ст, щ -раст- – -ращ-возраст, растить, выращивать, приращение о перед остальными-рос- заросли, вырос
Исключения: росток (и образованные от него подросток, подростковый), ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль 
а перед к о перед чускакать, скакуны выскочу, подскочить о перед чускакать, скакуны выскочу, подскочить
Исключения: скачок, скачи, скачу и др.  
К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от смысла.
-равн- корень со значением «одинаковый, равный, сходный»
-ровн- корень со значением «гладкий, ровный, прямой»
Подравняться, уравнение, подровнять, уровень.
Исключения: равнина и производные от него
 
-мак- – корень со значением «погружать, опускать в жидкость
-мок- – корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»
Макать в чай, обмакнуть в краску, промокашка, вымокнуть под дождем
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
Чередование в корне -плов-/-плав-/-плыв- не подчиняется никаким правилам. Мы пишемпловец, пловчиха, но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий, плывя.
Существует еще одно важное чередование.
Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :
начать – начинать; принять – принимать, понять – понимать, снять – снимать, сжать -сжимать. При этом правописание -им, -ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а-.
Упражнения
I.В каких словах надо вставить а?
1) З_рница;2) благотв_рительный;3) обг_релый;4) к_сательная;5) оз_рить.
Ответ: 1, 4, 5.
II. В каких словах надо вставить о?
1) Прик_сновение;2) прекл_няться (перед авторитетом);3) утв_рь (домашняя);4) разг_раться;5) отв_рить (темницу).
Ответ: 1, 2, 4, 5
III. В каких словах надо вставить а?
1) Р_стительность;2) распол_жение;3) неприк_саемый;4) выск_чка;5) сл_гаемые;6) пром_кательная бумага;7) попл_вки удочек;8) р_внинный ландшафт;9) обм_кнуть перо в чернильницу;10) ср_внительный оборот.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.
IV. В каких словах надо вставить о?
1) Водор_сли;2) подр_стковый;3) изл_гались;4) ск_калка;5) выр_щенный;6) знаменитый пл_вец;7) непром_каемый плащ;8) квадратное ур_внение;9) пропл_вавшие корабли;10) место пор_внее.
Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.
V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

ГРЕЦИЯ
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.