Конспект урока 8 класс: Механизм образования мочи. Регуляция водно-солевого баланса. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Тема: Механизм образования мочи. Регуляция водно-солевого баланса. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций мочевыделительной системы, продолжить развитие понятия о постоянстве внутренней среды организма и о роли почек в поддержании гомеостаза.
Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, решать проблему, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы, устанавливать взаимосвязь строения и функций; продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение, содействовать развитию коммуникативной культуры, создать условия для привития интереса к предмету.

Оборудование: таблица «Органы выделения», учебник, дидактический материал.

Ход урока:
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изложение нового материала.
IV. Закрепление нового материала.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VI. Задание на дом.

Формы работы:
Беседа
Лекция
Фронтальный опрос учащихся
Индивидуальный опрос учащихся
Работа с карточками-заданиями
Работа с учебником
Выполнение контрольных заданий

Ход урока.
Организационный момент (тема, цель, задачи урока).
Актуализация опорных знаний.
Значение выделения, пути выведения из организма конечных продуктов обмена веществ: фронтальный опрос, тест (устно).
Определите, верны ли следующие утверждения:
Продукты обмена веществ выводятся через разные системы организма (да).
Вода и углекислый газ выводятся через легкие (да).
Главный орган выделения – кожа (нет).
Почки – парный бобовидный орган (да).
Почки расположены в грудной полости (нет).
От каждой почки отходит по два мочеточника (нет).
Мочеточник впадает в мочеиспускательный канал (нет).
В почке различают два слоя - мозговой и корковый (да).
В центре почки находится почечная лоханка (да).
Кровеносные сосуды почки относятся к мочевыделительной системе (нет).
Мочевой пузырь - парный орган (нет).
Почки обеспечивают постоянство состава внутренней среды организма - гомеостаз (да).
Нефрон – структурно-функциональная единица почки: индивидуальный опрос.
Строение нефрона.
Особенности кровоснабжения почек.

Изложение нового материала.
Механизм образования мочи: работа с учебником с. 102, рис.4.45, заполнение таблицы (задание 1, раздаточный материал):

характеристика
I этап: фильтрация
II этап: реабсорбция

локализация
клубочек капилляров и капсула нефрона
извитые канальцы 1-го и 2-го порядка

основные процессы
фильтрация плазмы крови под давлением, возникающим из-за разницы диаметров приносящего и выносящего сосудов
обратное всасывание воды, сахаров, аминокислот, увеличение концентрации мочевины и солей (активный процесс с участием эпителия канальцев и затратами энергии)

результат
образование первичной мочи
образование вторичной мочи

количество
170-200 л/сут
1, 5-2 л/сут

химический состав
близка по составу к плазме крови без крупных белков
отсутствие сахара и белка, увеличение концентрации солей, мочевины и мочевой кислоты

дальнейшие пути
возвращение 99% объема в кровь
выведение наружу


Задания учащимся (задание 2, раздаточный материал):
1. Сравните состав первичной и вторичной мочи: учебник с.102. таблица. Объясните разницу.
(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозу, часть солей и воды. Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).
2. Проследите движение белковой молекулы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? (нет, белковые молекулы слишком крупные, кроме того они – ценные для организма вещества).
3. Проследите за движением глюкозы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? В какую часть нефрона она попадает? (Да, фильтруется и попадает в извитой каналец).
- Попадает ли глюкоза в собирательную трубочку? (Нет).
- Что происходит с глюкозой в нижней части канальца? (Молекулы глюкозы всасываются обратно в кровь).
4. Опишите процесс движения солей и мочевины из капиллярного клубочка до собирательной трубочки.
(Соли и мочевина, просачиваются в капсулу нефрона, потом движутся по извитому канальцу. Из канальца – в собирательную трубочку).
5. Объясните, что происходит с водой? (Вода просачивается через мембраны капсулы, попадает в извитой каналец, а потом часть воды всасывается обратно в кровь, а другая часть движется по извитому канальцу в собирательную трубочку).
6. Сделайте общий вывод о работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся).
2. Регуляция работы почек: рассказ.
- нервная: центр мочеиспускания: крестцовый отдел спинного мозга, под контролем сознания (коры больших полушарий);
- гуморальная: гормоны гипофиза и надпочечников.
3. Профилактика заболеваний органов мочевыделительной системы: рассказ, беседа, запись.
Восходящая инфекция: возбудители проникают в выделительную систему из внешней среды.
Нисходящая инфекция: возбудители проникают в выделительную систему с током крови из очагов инфекции в организме.

Закрепление нового материала: устно.
Проследите путь мочи с момента фильтрации до выведения из организма.
(Из плазмы кроки в капсулу нефрона, извитые канальцы, собирательные трубочки, почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Задание на дом: §42, заполнить таблицу «Заболевания мочевыделительной системы» (используя дополнительные источники информации).
Уровень А
заболевание
характеристика

гломерулонефрит


пиелонефрит


мочекаменная болезнь


цистит


уретрит



Уровень В, С
вещества, опасные для почек
влияние на почки

бензол


нафталин


этанол


ртуть


борная кислота


свинец


антибиотики



- гломерулонефрит: воспаление капсулы нефрона
- пиелонефрит: воспаление почечной лоханки
- мочекаменная болезнь: образование камней (уратов, оксалатов) в почках
- цистит: воспаление мочевого пузыря
- уретрит: воспаление мочеиспускательного канала (уретры)

Приложение
Задание 1.
Уровень А, В, С
Заполнить таблицу (учебник с. 102 текст, рис.4.45):
характеристика
I этап: фильтрация
II этап: реабсорбция

локализация



основные процессы



результат



количество



химический состав



дальнейшие пути




Задание 2.
Уровень А
Сравнить состав первичной и вторичной мочи (учебник с.102. таблица).
Уровень В
Объяснить разницу.
Уровень С
Проследить путь мочи с момента фильтрации до выведения из организма.
Задание 6.
Уровень С
Проследить за движением белковой молекулы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона?
Проследите за движением глюкозы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? В какую часть нефрона она попадает?
- Попадает ли глюкоза в собирательную трубочку?
- Что происходит с глюкозой в нижней части канальца?

Задание 3 (на дом): заполнить таблицы (используя дополнительные источники информации):
Уровень А
заболевание
характеристика

гломерулонефрит


пиелонефрит


мочекаменная болезнь


цистит


уретрит



Уровень В, С
вещества, опасные для почек
влияние на почки

бензол


нафталин


этанол


ртуть


борная кислота


свинец


антибиотики





15