Доклад на тему: Девиантное поведение детей школьного возраста на ШМО воспитателей


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей-интернат Дуванского района
Работа с подростками девиантного поведения. Поведенческие программы, социально - психологические тренинги.
Выполнила:
Воспитатель 5а класса
Родина И.К.
2014г.
В подростковый период у воспитанников активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растёт. Алкоголь, табакокурение, наркотики, детская и молодёжная преступность прочно входят в жизнь подрастающего поколения. Структура личности подростка ещё не устойчива, а это неизбежно сказывается на его поведении и взаимодействии с окружающими. Часто мы - педагоги, сталкиваемся с тем, что, решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации воспитанника и требует коррекции. Очень много различных пособий выпускаются различными издательствами. Вот, например, в книге: "Работа с подростками девиантного поведения" предлагаются программы комплексной социально- психологической работы с "трудными" подростками направлены на создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков через взаимодействие со сверстниками в условиях социально- психологического тренинга. Программа" Перекрёсток" разработана специалистами Центра психолого - медико-социального сопровождения детей и подростков и направлена на профилактику приобщения детей и подростков к психоактивным веществам. Программа основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребность человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствует формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам. Основная цель данной программы - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Задачи программы:
-предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.
-формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать "нет", умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
-формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Формы и методы.
Для успешной реализации программы по профилактическому обучению необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на профилактических уроках, следующие мозговой штурм, классная дискуссия, группы обучения во взаимодействии, драматические представления, выступления, ролевое моделирование, лекции учителя, рабочие листы.
Программа допускает возможность включения членов семей детей в профилактическое обучение, что является частью эффективной профилактики. Воспитанникам предлагается также обсуждать возникающие на уроках проблемы с родителями.
Социально- психологическая программа "Точка опоры", может выступать как одна из мер психологической помощи подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на развитие и усиление " Я " подростка, формирование личности, обладающей достаточными ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными и конструктивными способами.
Также в пособии предложены занятия в рамках цикла "Поговорим о недостатках", направленные на профилактику вредных привычек, таких как воровство, сквернословие, ложь и жестокость. Предложенные занятия представлены в форме социально - психологического тренинга и разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся. Все занятия направлены на искоринение вредных привычек у детей девиантного поведения.