Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика

Урок-путешествие в сказочное королевство «Лексика»
Цель урока:
Обобщить и систематизировать изученное по теме «Лексика»;
Выявить пробелы в знаниях учащихся с последующей их ликвидацией;
Развивать речь, логическое мышление, внимание и память обучающихся, обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива, формировать умение сопереживать, ответственно относиться к дружбе;
Прививать любовь к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-путешествие.
Технология урока: на игровой основе.
Оборудование:
Выставка словарей для школьников.
Карта сказочного королевства;
Сказочные герои (Золотая рыбка, хитрая лиса, королева Лексикология);
Раздаточный материал (карточки-задания, лото);
Картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Эпиграф:
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. (С. Маршак)
Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. (Л. Успенский)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».
Что такое слово?
Загляните в толковый словарь. Вы найдете там такое определение слова:
«Это единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении».
В толковом словаре дается и другое определение слова:
«Слово – это речь, язык».
Мы изучили раздел русского языка – «Лексика» и теперь знаем, что все слова образуют словарный состав языка или иначе Лексику, поэтому каждое слово должно иметь смысл или лексическое значение. А если слово не имеет смысла, то это просто набор букв или звуковое выражение и ничего больше.
2. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим» заранее подготовленным учеником:
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово – плим.
Я повторяю снова: плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет: плим, плим, плим.
И ничего не значит: плим, плим, плим.
А почему слово ПЛИМ ничего не значит?
(Оно не имеет смысла, у него нет лексического значения)
3. Вот мы и отправимся сейчас в путешествие в прекрасную страну, которая называется «Лексика», чтобы еще раз встретиться с замечательными словами, повторить все то, что изучили о слове, его лексическом значении, вспомнить о многих языковых явлениях.
А кто мне скажет, сколько слов в русском языке? Можно ли их все сосчитать? Давайте вернемся к этому вопросу в конце нашего путешествия.
4. Чтение стихотворения И. Токмаковой «В чудной стране» заранее подготовленным учеником:
В чужой стране, в чудной стране, где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком с утра лакает молоко,
И целый день в окошко глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет, концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках танцует под гармошку.
В чужой стране, в чудной стране,
Не побывать тебе и мне. Ты почему не веришь мне?
А мы сможем побывать в той стране, если сейчас определим, на основе какого языкового явления построено стихотворение.
(В стихотворении обыгрывается многозначность слов: язык, глазок, горлышко, ножка, слова даны в переносном значении)
5. Учитель. Итак, мы отправляемся в путь. Нам предстоит совершить трудные переходы, подняться на крутую вершину, преодолеть бурную реку, побывать в гостях и добраться до нашего сказочного королевства.
Звучит музыка.
Впереди страна «Фонетика» и здесь нас ждет таможенный досмотр. Мы обязаны «профонетиться».
Для этого вы должны выполнить первое задание.
Перед вами хитрые звуки и буквы. Сосредоточьтесь и не делайте ошибок, иначе дальнейший путь для нас будет закрыт.
Фонетический разбор слов: корабль, подъем, приятель, проверка.
Проверено задание, и мы говорим: «Счастливый путь!»
Перед вами бурная река Орфография, и золотая рыбка предлагает вам сыграть в ЛОТО. Но чтобы переплыть бурную реку, надо набраться сил, передохнуть немножко. Проведем физкультминутку.
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали.
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз – два, раз – два, нам в ЛОТО играть пора!

Змляника
Взглнуть
Прмой

Вселый
Клосья
Смтреть

Сничка
Рбина
Небса


У учащихся карточки со словами: взгляд, весело, небесный, земли, смотр, синий, прямо, колос, рябый. Необходимо вставить пропущенные буквы, найти проверочные слова и закрыть слово – проверочным.
7. Перебравшись через реку Орфография, мы попали в долину, а в долине – деревенька, в которой живут три братца. Зовут их Синоним, Омоним и Антоним. Ваша задача – правильно выполнить их задания, ведь впереди – самое интересное, а вперед пройдет только тот, кто быстро и верно справится с заданием.
Задание №1. Определите, о ком из братцев говорится в стихотворении.
Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность, потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки, мы по смыслу далеки.
Правильно, перед нами Омонимы. Отгадайте загадку:
Один на поляне – другой здесь, в кармане.
Конечно, это ключ.
Потеряла Аленушка ключ. На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ, да не это ей нужно, как видно.
Там, где нужен ключ обычный, не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь, также не откроешь дверь.
Сколько же значений у слова КЛЮЧ? (Учащиеся отвечают)
Много разных есть ключей. Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ, дверной.
Придумать предложения со словами: кисть, ручка.
А сейчас пойдем к среднему брату. Он такой красивый, прелестный, очаровательный, восхитительный. Догадались? Ну, конечно, это – Синоним.
Задание №2.
Продолжить синонимический ряд.
Смелый – храбрый, бесстрашный, отважный, мужественный, неустрашимый, отчаянный.
Перед вами картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Посмотрите, как блестит снег. Подберите синонимы к слову блестит.
Блестит – искрится, сверкает, светится, сияет, переливается, мерцает.
Выпишите синонимы из стихотворения «Зима»
«Бураны, вьюги и метели.
Как много с ними канители, как много шума, толкотни,
Как надоели мне они», - так проворчал мороз угрюмый,
И речку он сковал без шума.
Деревья скрыла седина, и наступила тишина.
Почему ворчал мороз? Что ему не нравится? (Шум) А что он любит? (Тишину)
Вот мы и встретились с третьим братцем. И зовут его Антоним.
Задание № 3. Выписать из стихотворения Г. Сапгира антонимы.
«Яблоко»
У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко, а мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко, а улитка – далеко.
А теленок озабочен тем, что яблоко мало,
А цыпленок тем, что очень велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое, зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок.
Сладкий у него бочок.
8. Учитель:
Какая замечательная страна! А сколько здесь разных слов! И чем больше мы их узнаем, тем ярче и богаче становится наша речь. А есть особенные, добрые слова. Знаете ли вы их, ребята? (Дети отвечают, что это слова: Спасибо, пожалуйста, извините и др.). Это дорогие слова, помните об этом. Но где же королевство Лексика? Мы попадем в него, если покорим высокую гору под названием Метафора. А что это за метафора? (Учащиеся отвечают).
Задание:
В стихотворении «Зима» найдите слова, употребленные в переносном значении.
В русском языке слова часто употребляются в переносном значении. Сейчас вам предстоит разобраться, о чем идет речь? Прослушайте диалог.
Задание: найдите слова в переносном значении.
Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
А я тогда на улицу не пойду.
Почему?
А чтобы меня морозы не ударили.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски говорят:
Золотые руки растят.
Когда и где чаще всего употребляются слова в переносном значении?
Конечно, в стихах поэтов. Приведите примеры.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
9. Слово учителя.
Вот мы и на вершине. Отсюда хорошо видно все огромное королевство «Лексика», вот и ответьте теперь на вопрос, поставленный в начале урока.
Можно ли сосчитать все слова в русском языке?
Сколько же слов в русском языке?
Обратимся к словарям русского языка.
В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.
В 17- томном словаре современного русского языка более 120 тысячи слов.
А в знаменитом словаре В. И. Даля – более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
И это не предел! Наш язык постоянно пополняется новыми словами. И наша задача – постоянно пополнять свой собственный словарный запас, чтобы быть образованными и грамотными.
Ведь не даром народная мудрость гласит:
Грамоте учиться – всегда пригодится
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
А какие пословицы о словах, об учении знаете вы, ребята?
(учащиеся читают заранее приготовленные материалы – это было домашнее задание)
Учитель. Неисчерпаемо богат русский язык. Сколько в нем прекрасных, замечательных слов и как обидно бывает порой, что дети засоряют его, произнося уродливые слова, фразы, а иногда и вообще не умея высказаться.
А ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал, что русский язык – «настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». А какие высказывания о русском языке вы приготовили?
(Дети читают подготовленное задание – высказывания о русском языке)
Константин Паустовский сказал, что «с русским языком можно творить чудеса. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения»
Иван Сергеевич Тургенев всех вас призывает: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»
10. Поведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
11. Информация о дифференцированном домашнем задании: выписать из толкового словаря от 5 до 10 неизвестных слов, выучить значение и придумать с несколькими словами предложения.
Закончить урок стихотворением
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг,
Русское слово, словно зарница.
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
: Заголовок 1< Заголовок 2Ў: 15т6 Основной текст
учитель[C:\WINDOWS.0\Personal\Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика. Урок в 5 классе.doc
учитель[C:\WINDOWS.0\Personal\Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика. Урок в 5 классе.doc
учитель[C:\WINDOWS.0\Personal\Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика. Урок в 5 классе.doc
учительkC:\WINDOWS.0\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика.asd
учительkC:\WINDOWS.0\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика.asd
учительkC:\WINDOWS.0\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика.asd
учительkC:\WINDOWS.0\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика.asd
учительkC:\WINDOWS.0\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика.asd
учитель_C:\WINDOWS.0\Рабочий стол\Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика. Урок в 5 классе.doc
учитель_C:\WINDOWS.0\Рабочий стол\Урок-путешествие в сказочное королевство Лексика. Урок в 5 классе.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·