Литературное чтение Конспект урока по теме Ф. Тютчев «Зима недаром злится».


УМК «Гармония»
Литературное чтение
Конспект урока по теме "Ф.Тютчев «Зима недаром злится»".
Цели и задачи:
Создать условия для развития навыка выразительного чтения на основе произведения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”;
развивать и совершенствовать навыки чтения; активизировать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учеников;
прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе, экологически бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Совершенствовать осмысленность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажа. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (художественным повтором, олицетворением), за использованием глаголов в художественно организованной речи. Обогащать словарный запас. Иллюстрировать прочитанное. Заучивать наизусть.
УУД:
Личностные УУД: Развивать эстетический вкус. Формировать экологическое сознание.
Регулятивные УУД: Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера и языковой выразительности.
Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.
Характеристика деятельности учащихся:
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию персонажа. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть.
Ход урока
В классе звучит журчание ручейка, пение птиц.
1. Подготовка к восприятию.
– О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О весне.)– Как вы догадались? (Журчание ручейков, пение птиц.)– Какие голоса вы слышите весной? (Пение птиц – грачей, капель.)– Правильно. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте хором его название на доске.
2. Знакомство с биографией поэта.
На доске слова: Тема: “Весна идет, весне дорогу!..” и репродукции А.К. Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”.
– Рассмотрите репродукции А.К. Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”. Какое настроение у вас возникает?– Чем хороша весенняя природа?– Об изменениях в природе писал замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев.
На доску портрет Ф.И.Тютчева.
биография.
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря в родовом имении отца, дворянина и помещика Тютчева, в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.
В 1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета. После его окончания, поступил на службу в Министерство иностранных дел. С 1822 г. в течении 22 лет жил и работал за границей. После возвращения на Родину остался на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.
Стихи Тютчев начал писать в 1818г. Еще в подростковом возрасте, однако печатался редко, не был знаком читателям в 1836 г. К Пушкину попала тетрадь стихотворений Тютчева, и великий поэт разрешил публикацию 24 стихотворений в своем журнале “Современник”. Однако настоящая известность пришла к Тютчеву в 1854 г., когда он выпустил сборник стихов.
Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”.
Поэзия Тютчева вдохновляла композиторов, и многие стихи были положены на музыку (“Весенние воды, “Я вас любил”). Есть переводы на иностранные языки.
На доске представлена выставка книг Ф.И. Тютчева.
3. Знакомство с текстом.
– Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык...
– Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Постарайтесь представить картины, которые оно рисует. Кто хочет, закройте глаза.
Стихотворение читает учитель наизусть.
– Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение? (Столкновения времен года, сказочное сражение, картину прихода весны.)– А в природе как встречаются зима с весной? Замечали вы эту встречу? (Это по-разному происходит. Бывает, мирно, бывает, весна зиму прогоняет, а та сопротивляется.)– Какими вы представляете Зиму и Весну?– Как бы вы назвали это стихотворение?– Найдите и прочитайте в содержании название этого произведения. (“Зима недаром злится”.)
4. Перечитывание и работа с текстом.
– На какой странице нужно открыть учебник? (На с.146.)– Еще раз прочитайте стихотворение на втором уровне громкости. (Учащиеся записывают предложение в тетради Ведьма злая – это … . (зима) Прекрасное дитя – это… . (весна).)
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг друга, сравнив ответ в тетради с ответом на доске, поставьте +, если совпал ответ.– Почему Зима названа ведьмой злой? (У нее скверный, мстительный характер.)– Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки, а Зиму – в образе старушки? (Весной природа начинает пробуждаться от сна, она ещё молодая; зима подходит к концу, жить ей осталось недолго, поэтому её изображают в виде старухи.)– Выделите карандашом строки, где об этом говорится. (Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...)– Прочитайте, какие строки выделили.– С какой интонацией нужно читать эти строки?– Мальчики встаньте и прочитайте эти строки.– Молодцы! А почему Федор Иванович назвал Весну прекрасное дитя? (Весной природа начинает пробуждаться от сна, она еще молодая.)– С какой интонацией нужно читать эти строки? (Бодро, весело, задорно, потому что Весна побеждает Зиму.)– Девочки встаньте и прочитайте строки, подтверждающие это. (Весна хохочет, шумит, как ребенок: ...Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...)– Почему слова “Весна” и “Зима” написаны в стихотворении с большой буквы? (поэт представляет их как живых существ)– Какие именно слова (предметы, признаки, действия) помогают поэту “оживить” природные явления? Прочитай только эти слова. (Дети читают глаголы.)– Молодцы! Как называется этот стихотворный прием? (Олицетворение.)– Запишите эти слова в тетради
В тетрадях и на доске появляется запись:
Зима злится хлопочет ворчит взбесилась пустила   Веснастучитсягонит (Зиму)хохочетшумитумыласястала румяней
– Как вы понимаете слова “всё засуетилось”? (Всё оживает, движется, тает.)– Каким в связи с этим должен быть темп чтения этой части? (Ускоренным, передающим движение.)
5. Музыкальная физкультминутка.
– Петр Ильич Чайковский в своем альбоме “Времена года”, тоже показал состояние природы в марте. Встаньте, послушайте композицию “Март” и изобразите с помощью мимики, жестов, движений изменения в природе в марте.
Звучит композиция “Март” Чайковского из альбома “Времена года”, дети двигаются по классу изображают природу.
– Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?
6. Выразительное чтение стихотворения.
– Приготовьтесь к выразительному чтению в парах. Не забудьте голосом передать характер главных героев – Зимы и Весны.
Учащиеся читают стихотворение по четверостишью.
7. Выразительное чтение от лица героев.
– А теперь отгадайте две загадки:
Зимой я сплю, Весной – бегу. (Ручеёк.) Слепили меня зимой, Растаял я ранней весной. (Снеговик.)
– Какое настроение весной у Снеговика? А у Ручейка?– А теперь потренируйтесь в парах прочитать стихотворение И.Ф.Тютчева от имени Ручейка, Снеговика. Договоритесь, кто из вас будет Снеговиком, а кто ручейком. Затем поменяйтесь ролями.
8. Рисование Зимы и Весны в тетради.
– Изменения в природе изображали и художники на своих полотнах. Сейчас вы будете настоящими художниками и изобразите главных героев произведения в тетради (закончите рисунок)
Выставка работ учащихся.
9. Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня работали?– Кто его написал?– Как Тютчев показал столкновение времен года?– Что на уроке показалось очень трудным?– Какое задание было интересным? – Кому больше понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева: Снеговику или Ручейку?
10. Домашнее задание.
– Дома вы учите стихотворение Ф. Тютчева наизусть. Кто хочет, может попробовать себя в роли поэта сочинить стихотворение о весне.