Конспект урока. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» 2 класс


Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом.
Планируемые результаты:
Личностные:
Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности;
Воспитания чувства гордости за родной язык;
Ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности;
Воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову.
Метапредметные:
а) регулятивные:
Развитие умения работать с информацией;
Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации;
Формирование способности подбора доказательств к информации;
Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации;
Формирование способности формулировать тему и цели урока;
Формирование умения строить речевое высказывание.
б) коммуникативные:
Формирование умения слушать собеседника;
Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;
Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
в) предметные:
Развитие мышления, памяти, внимания;
Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;
Развитие умения анализировать текст;
Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;
Развитие внешней речи.
Оборудование: иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева,учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока Цели Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД (универсальные учебные действия)
ОргмоментПроверить готовность к восприятию нового знания Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка. Организует создание рабочей атмосферы Входят в рабочее состояние Мотивацион-
ный Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)
Поставить цель урока. Наглядный метод:
- Рассмотрите выставку иллюстраций
- Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)
Словесный метод:
- Что общего в этих изображениях? (одно время года)
- Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)
- Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.
- Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?
- Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать. Организует анализ визуальной информации;
Организует выделение главного в информации;
Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств. Воспринимают визуальную информацию;
Анализируют и выделяют главное;
Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. Личностные:
мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.
Регулятивные:
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.
Коммуникативные:
оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.
Познавательные:
Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.
Актуализация и фиксирова-
ние индивидуаль-
ного затруд-
нения в проб-
ном действииАктуализировать знания;
Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);
Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;
Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий. Словесный метод:
- Вспомните стихи о весне, которые мы читали.
- Назовите авторов.
- Прочитайте стихи, которые мы учили.
- По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?
- Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.
- Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете? Организует подачу разноуровневого материала;
Организует обсуждение информации;
Организует выполнение пробного действия;
Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей. Демонстрирует уровень знаний;
Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
Обсуждают качества пробного действия;
Дают оценку учебной деятельности. Личностные:
Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.
Регулятивные:
контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.
Коммуникативные:
организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.
Познавательные:
смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.
Выявление места и причин затруднения Сформулировать затруднение;
Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
Организовать плавное вхождение в тему урока;
Организовать дальнейшие учебные действия. - Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
Словесный метод:
- Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева (портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах. Организует фиксацию места затруднения;
Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;
Организует уточнение темы урока;
Ставит проблемный вопрос. Определяют место затруднения;
Проговаривают причину затруднения;
Формулируют более полное и точное определение темы урока;
Отвечают на проблемный вопрос;
Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения. Личностные:
актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.
Регулятивные:
целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.
Познавательные:
самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.
Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания Сформулировать пути достижения цели урока;
Выстроить цепь совместных учебных действий;
Определить возможные пути выхода из затруднения. Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).
- Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?
- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего? Организует выход из затруднения;
Определяет логическую цепь учебных действий;
Выдвигает эталон прочтения;
Создает эмоциональное восприятие текста. Формирует для себя эталон прочтения;
Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;
Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;
Высказывает свой взгляд на проблему. Личностные:
эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.
Коммуникативные:
активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.
Реализация проекта Организовать осуществление проекта согласно плану;
Ввести новое знание во внешнюю речь;
Устранить затруднение;
Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта. Работа с текстом (выборочное чтение):
- Прочитайте первые два четверостишия.
- Почему злится Зима? Докажи это.
- Прочитаем дальше.
- Что делает Зима?
- Что делает Весна?
- Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?
- Как автор называет Зиму?
- Какая Весна?
- Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста. Организует анализ информации;
Организует поиск существенных признаков объекта;
Подводит к осознанию главного в информации;
Организует выдвижение и доказательство гипотез. Осуществляет анализ текста;
Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
Отрабатывает алгоритм работы с текстом. Личностные:
Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.
Регулятивные:
составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.
Коммуникативные:
активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.
Познавательные:
поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.
Первичное закрепление Организовать усвоение учащимися нового знания;
Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;
Создать алгоритм учебных действий. Работа с текстом:
- Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?
- Какие строки надо читать без остановки в конце строки?
(аналогично разбираем другие четверостишия) Организует постановку проблемы;
Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;
Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;
Подводит к глубокому пониманию текста. Осуществляет поиск путей решения проблемы;
Определяет главное в информации;
Совершенствует технику выразительного чтения. Личностные:
смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.
Регулятивные:
целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.
Самостоя-
тельная работа Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
Задать алгоритм самостоятельной работы;
Организовать проверку и самопроверку. - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.
- Прочитайте друг другу.
- Понравилось ли чтение? Чем? Организует самостоятельную работу учащихся;
Задает алгоритм учебных действий;
Ставит проблемный вопрос;
Подводит к применению нового знания во внешней речи;
Организует проверку и самопроверку. Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
Работает над аспектами выразительности чтения;
Решает проблемную ситуацию;
Осуществляет проверку и самопроверку. Личностные:
личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.
Регулятивные:
саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.
Коммуникативные:
Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,
Оформление диалогической речи.
Познавательные:
самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.
Закрепление нового знания Организовать условия достижения результата;
Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
Повысить степень усвоения нового знания;
Обеспечить включение нового знания в систему знаний. - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).
- Кому лучше удалось передать настроение автора?
- Чье прочтение стало более выразительным и точным?
- Почему вы так считаете? Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
Проводит анализ информации;
Подводит к выдвижению аргументов;
Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона. Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
Проводит сравнительный анализ информации;
Устраняет ошибки и отклонения от эталона. Личностные:
смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.
Регулятивные:
целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,
Коммуникативные:
активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.
Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать результата учебной деятельности;
Оценить степень успешности овладения новым знанием;
Организовать проведение самооценки учащимися. - Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.
- О чем это стихотворение?
- Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?
- Какие другие стихи этого автора мы читали?
- Какие стихи о природе вы помните и любите?
- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему? Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
Встраивает новое знание в систему знаний;
Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата. Показывает уровень усвоения нового знания;
Дает самооценку своей деятельности;
Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности. Личностные:
установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.
Регулятивные:
Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.
Коммуникативные:
активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.
Познавательные:
Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.