Мастер — класс Развитие творческих способностей на занятиях по литературе


Автор: Прокопцова Виктория Сергеевна
Мастер – класс: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы».
Инвентарь: коробка с зеркальцем, цветные кружочки, карточки с заданием, приложения.
Упражнение «Зеркало». Прошу всех присутствующих стать в круг. Сейчас Вы молча будете передавать друг другу коробку, в которой находится самое великое чудо на свете.
Скажите, пожалуйста, одинаковое ли чудо Вы увидели? (там зеркало). Да, действительно: мы имеем разные таланты, разные способности.
Сегодня мы поговорим о том, как эти способности можно развивать в наших детях.
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы».
Теоретическая часть:
По мнению Турковой Елены: «Творчество – это состояние души, не позволяющее нам оставаться на одном месте, заставляющее нас развиваться, делать себя лучше и пытаться изменить мир…»
Творчество может проявляться в разных сферах, и – не только в науке или в искусстве, но и в решении бытовых проблем, производственных задач, в сфере человеческих отношений. 
Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребята учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. 
Литература – это всегда творчество, встреча с прекрасным, с произведениями искусства. Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями для самовыражения ребенка. В современной педагогике существует множество методов и приемов, которые подталкивают ребенка к созданию творческого продукта.
Методы и приемы:
исследование, проектирование;
нестандартные уроки (урок-сюрприз, урок-путешествие, урок-презентация и т.д.);
сочинение в разных жанрах (эссе, репортаж, сказка, рассказ, письмо герою, небылица, стихотворение и т. д.);
графическая работа (рисунок, карта путешествия, книжка-малышка; схема и т. д.);
стимуляция воображения (перевоплощение: «бездомный котенок», «березка»…; театрализованные представления);
создание презентаций, конкурс фотографии и многие другие.
При этом каждый учитель подбирает методы и приемы в зависимости от класса и способностей обучающихся.
Практическая часть:
У каждого человека свой взгляд на мир, на предметы, окружающие нас. Самое главное – это дать возможность ребенку выразить свое отношение, раскрыть индивидуальное восприятие этого мира.
Сейчас я покажу некоторые приемы, направление на развитие творческого мышления. Отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
За окном зима. Для одних она холодная, злая, морозная, для других чистая, светлая, веселая.
Попрошу вас объединиться в 2 группы (цветные кружки). Определите модератора группы. Попрошу модератора группы взять задание. В группе нужно распределить работу так, чтобы каждый был занят, а в конце вы должны защитить свою работу.
Выполните задание и постройте ответ в следующем порядке:
Упражнение «Пучок». Допиши слова – ассоциации (приложение 1).
Сочините стихотворение, используя рифму (приложение 2).
Упражнение «Перевоплощение»: выступить в образе зимы, составив монологическую речь от 1 лица, используя корону (приложение 3).
Составьте синквейн «Зима» (приложение 4).
Защита.
Таких заданий может быть много больше, но в предварительной работе по изучению стихотворения 3-4 заданий будет достаточно. К вашим работам я приложу титульный лист и у получится коллективный небольшой проект.
В Чернокурьинской школе я работаю 1, 5 года, за это время мы достигли результатов: грамоты в общешкольных мероприятиях в рамках предмета; 2 диплома 1 степени в Карасуке; диплом 3 степени в Новосибирске.
Вывод:
Сегодня каждый из вас проявил себя, раскрывая свои чувства, ощущения, реализуя их в творческой работе. Воспитывая ребят чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать незаметное, мы учим их «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу, мир. Творческие способности просто необходимо развивать. Пробуйте свои силы вместе с ребятами и наполняйте мир красками творчества. УДАЧИ ВАМ!








Приложение 1
-946785-281940

__________________________ (название)
……………………………………………………. морозы
…………….………………………………………...березы
………..…………………………………………кружится
………….…………………………………………ложится
…………………………………………………………….сны
…..………………………………………………..….весны.
Автор:_____________________
Приложение 2
Правила составления синквейна
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
65684401809752 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн
Зима
_____________________________
________________________________________
____________________________________________________
___________________
137731546990
Приложение 4
-941026-503521



Приложение 3