Разработка урока Житие Александра Невского



Тема. «Житие Александра Невского».
Цель:
выявить стилистические особенности «Жития…», проявляющихся в объединении в одном повествовании почеркнуто «церковного» и «светского» плана; авторской позиции к Александру Невскому, преклонении перед его ратной и государственной деятельностью;
формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Работа над темой урока.
2.1. Сообщение об Александре Невском.
Александр Ярославич Невский (1221 - 1263) – князь новгородский, киевский, владимирский. Был сыном переяславльского князя.
В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напала на шведов на Неве и победил.
Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого в своей биографии Александр Невский напал на ливонцев 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище на Чудском озере). Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир. Когда умерли Ярослав, Святослав, Александр Невский получил власть в Киеве.
За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. Александр Невский имел четырех сыновей: Василия (новгородский князь), Дмитрия (новгородский, переяславский, владимирский князь ), Андрея (владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниила (московский князь), а также дочь Евдокию.
-Найдите в тексте «Жития...» описание внешности князя. «Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана». (Задание 1 рабочей тетради, с.21, ч.1)
2.2.Комментарий учащегося об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. (Задание 2 рабочей тетради, с.21, ч.1)
Иосиф Прекрасный — сын библейского праотца Иакова и Рахили, персонаж Пятикнижия.
Самсо́н — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Наделен необычной физической силой.
Тит Фла́вий Веспасиа́н — римский император, основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных императоров в Римской истории I века.
Слово учителя. Краткий обзор содержания «Жития…».
Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено «Житие Александра Невского». Произведение это написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (умер он, возвращаясь из поездки в Орду). Жизнеописание Александра Невского — произведение агиографического жанра.
Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.
Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.
Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.
Не́вская би́тва (15 июля 1240) — сражение на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».
Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.
Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.
Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.
Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.
Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.
Битва на Чудском озере, или Ледовое побоище
На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.
На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.
Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.
Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.
Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.
В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.
Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.
К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.
В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.
А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.
Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.
Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту... Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.
2.4.Обращение к учебнику. Чтение фрагмента статьи «В мире художественного слова «Жития Александра Невского», с.61, ч.1.
-Какие признаки жанра жития присутствуют в произведении?
(В предисловии автор говорит о себе с подчеркнутым самоуничижением: «Я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода».
В самом тексте произведения постоянно делаются отступления церковно- риторического характера, приводятся молитвы князя.).
2.5.Выразительное чтение эпизодов от слов «Князь же Александр, когда услышал слова эти...» до слов «...уповая на Святую Троицу».
От слов «Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал...» до слов «...окаянного Святополка».
2.5. Индивидуальное задание. Художественный пересказ (выразительное чтение) вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении) и сцены, свидетельствующих о том, что Творец способствует победам князя Александра от слов «И встретился он с врагами в воскресенье...» до слов «И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем». 2.6. Художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода о чуде от слов «Случилось тогда дивное чудо...» до конца «Жития...».
Завершается «Житие...» рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, случившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то он «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взял грамоту из рук митрополита».
2.8. Слово учителя.
Характеристики Александра Невского в «Житии...» очень разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его «церковные добродетели».
Автор говорит, что о князьях, подобных Александру Невскому, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен — по образу Божию есть». Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушаше их, аки самого Христа».
Рассказ об Александре Невском должен был показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли, а их воинская доблесть внушает страх и уважение окружающим народам.
2.9. Обращение к домашнему заданию (задание 4 рабочей тетради, с.22, ч.1).
Военные и дипломатические походы Александра Невского
Историческое событие Каким предстает Александр в своих действиях. Цитаты из «Жития…»
И вот пришел некто знатный от западной страны (магистр ордена рыцарей-крестоносцев Андрей фон Фельвен) «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя»
Слышал это король от страны полуночной (шведский король Эрих по прозванию Лепсе) (Картавый) «...распалился сердцем. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде»... Пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся его сила, уповая на Святую Троицу. <...> Князь Александр возвратился с победою, хваля и славя Творца»
После этой победы князя Александра опять пришли те же… (рыцари-крестоносцы) «Псков освободил от пленения, а землю их повоевал и пожег, много, без числа, взял пленных, а других порубил. <...> Великий князь Александр немедля пошел на них, город срыл до основания, одних избил, других с собою привел, а иных помиловал и отпустил, ибо милостив был без меры»
На третий год зимой пошел он на землю Немецкую с большим войском. Собрались тогда немцы и, похваляясь, сказали: «Пойдем победим князя Александра, поймаем его руками» «И встретились они на Чудском озере. … И была сеча столь злая, что лед на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху, и некуда было тем бежать...»
...В стране восточной некий царь... (хан Батый) «...Александр... пришел во Владимир с большим войском, и был грозен приезд его... стали моавитянки пугать детей своих: «Александр едет!» <...> Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его! И отпустил его с великой честью...»
(Александр) Поехал он к тому царю (отмолить людей от беды). (Поездка Александра Невского в Золотую Орду в 1262 г.) «А брата своего меньшого Ярослава и своего сына Дмитрия послал с новгородцами в западные страны, и все полки отпустил с ними»
- Каким предстает Александр в своих воинских и дипломатических действиях?
В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен, беспощаден.
В повествовании довольно четко проводится мысль о том, что победы князя Александра были следствием героизма его дружинников, часто простых русских людей.
- Разверните этот тезис, подтверждая его примерами из текста. В каких эпизодах особо подчеркнуто мужество русских воинов, сражавши» вместе с Александром Невским?
2.10.Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода о шести героях.
2.11. Слово учителя.
В основу этого рассказа, по-видимому, легло устно-эпическое предание, может быть, какая-нибудь героическая песня о шести храбрецах. Включение такого рассказа в житийный текст было обусловлено героико-эпическим характером этого агиографического памятника. Но все же специфика жанра дала себя знать и в этом эпизоде — автор «Жития...» лишь перечислил имена героев и кратко, в одной-двух фразах, сообщил о подвиге каждого из них.
•Как изображены враги в «Житии»? Обращение к домашнему заданию (словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил). (Задание 5 рабочей тетради, с.23, ч.1)
2.12. Лексическая работа: ратный, злопыхательствовать.
2.13. Исследовательская работа с текстом, заполнение второй части таблицы (задание 6 рабочей тетради, с.23).
• В каких эпизодах «Жития...» нашла отражение позиция автора?
Позиция автора Цитаты из «Жития…»
Автор – участник событий «Слышал я о нем от отцов своих и сам был свидетелем деяний его...»
Симпатия рассказчика к Александру Невскому, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью «И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана...»
Чувства автора, переданные в рассказе о кончине Александра «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго господина забыть не может: хотел бы живым вместе с ним в гроб лечь»
Слова, передающие скорбь людей по поводу смерти Александра Невского «Был плач великий, и крик, и стон такой, какого еще никогда не было, — от крика и стона этого земля дрогнула»
Итоги работы. Обращение к таблице.
- По каким деталям можно судить о том, что автор «Жития...» был образованным и глубоко верующим человеком?
Автор «Жития...» знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Возможно, он принадлежал к ближайшему окружению князя. Речь автора свидетельствует о его образованности и глубокой вере, он широко пользуется и воинскими эпическими преданиями, и средствами поэтики воинских повестей.
III. Подведение итогов урока.
1. Слово учителя.
Центральной фигурой «Жития...» является князь Александр. Он показан и как христианин, и как князь, и как полководец. Несмотря на разноплановость и, казалось бы, даже противоречивость характеристик Александра, образ его целен. Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый государственный деятель. Для врагов Русской земли он страшен и беспощаден, в своей же земле князь Александр — «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим». Это идеал мудрого князя — правителя и полководца.
Объединение в одном повествовании подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана — стилистическая особенность «Жития Александра Невского».
Вплоть до XVI века «Житие Александра Невского» являлось своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.
2.Обращение к иллюстрации учебника «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Покров на раку (1670—1680-е гг.)».
3.Сообщение о раке Александра Невского.
Александр Невский был погребён в монастыре Рождества Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси. В 1380 году во Владимире открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире в 1491 году «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара. В 1547 году князь был причислен к лику святых, а в 1697 году суздальский митрополит Илларион поместил мощи в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.
Вывезенные из Владимира в 1723 г. святые мощи были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря (ныне Александро-Невская Лавра) по повелению Петра Великого (в малой раке).
При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной (в большой раке), на изготовление которой мастерами Сестрорецкого оружейного завода пошло около 90 пудов серебра. В 1790 году после завершения строительства собора Пресвятой Троицы гробница была перенесена в этот собор и размещена за правым клиросом.
В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время.
Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.
В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.
Также частичка мощей Святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.
IV. Домашнее задание.
Подготовить рефераты (требования к оформлению представлены в приложении к уроку).
«Отношение к памяти Александра Невского в истории России»;