Конспект урока по математике на тему: «Сложение двузначных чисел в столбик с переходом через десяток» (2 класс)


Урок математики во 2_м классе
Тема урока: «Сложение двузначных чисел в столбик с переходом через десяток» (урок введения нового знания).
Цели урока:
1) познакомить с письменным приёмом сложения вида 72 + 18, когда сумма – круглое число;
2) развивать аналитическое мышление – умения работать по алгоритму, выделять главное, развивать навыки самоконтроля;
3) воспитывать добросовестное отношение к труду, навыки сотрудничества.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
– Сегодня к нам на урок пришёл наш хороший знакомый. Вы его узнали? (Это Петя). Он пришёл не с пустыми руками, а принёс очень интересные задания.
Задание № 1. «Разминка» (работа с сигнальными карточками).
– Что интересного в этих примерах? (При сложении единиц получаем десяток, а в ответе – круглое число.)
– Молодцы! Петя составил для вас
примеры ещё одного вида, они лежат перед вами:
1
32 + 8 = 40
46 + 4 = 50
53 + 7 = 60
65 + 5 = 70
87 + 3 = 90
3. «Открытие» нового знания.
Цель работы на этом этапе урока:
1) дать детям возможность самостоятельно понять и постараться объяснить то новое, что появилось в записи «в столбик», увидеть проблему, постараться решить её;
2) самостоятельно, в доступных формулировках, вывести алгоритм сложения чисел, когда сумма – круглое число.
– Прежде чем мы приступим к этому заданию, вспомним алгоритм сложения в столбик. О чём мы должны
помнить? (Начинаем сложение с разряда единиц.)
Дети работают в парах.
– Проверяем.
Дети называют ответ (читают компоненты суммы), учитель открывает запись.
– Какой ответ получился в последнем примере?
Одни дети утверждают, что 80, другие – 90.
– Кто прав? Как вы нашли эту сумму? (Один из учеников: При сложении единиц мы получили 10 единиц это 1 десяток 0 единиц, пишем под единицами 0, а десяток переходит к десяткам, надписываем над десятками. Складываем десятки и прибавляем 1 десяток, который перешёл к десяткам от сложения единиц. Всего
получилось 9 десятков. Подписываем под десятками. Читаю: сумма чисел 72 и 18 равна 90.)– Что нового в этом примере? Что нового появилось в записи в столбик?
(Единица над разрядом десятков.)
– Зачем? Какая тема нашего урока, кто догадался? («Сложение двузначных чисел в столбик нового вида, с переходом через десяток».)
Учитель открывает запись темы на доске.
– Цель нашего урока – научиться складывать двузначные числа в столбик, с ереходом через десяток.
А теперь прочитаем объяснение в учебнике.
Работа с текстом учебника со знаком «!». Читает хорошо подготовленный ученик, учитель показывает на примере пошаговые действия.
– Дополним наш алгоритм новыми знаниями.
Дети сами должны будут внести в алгоритм предложенные дополнения, расставив их по шагам (см. таблицу внизу страницы).
4. Первичное закрепление.
Цель работы на данном этапе урока – учиться работать с алгоритмом письменного сложения для случаев, когда сумма – круглое число.
Выполнение задания № 2 с опорой на составленный алгоритм. Примеры записаны на доске в столбик:
28 + 2 28 + 22
28 + 12 28 + 32
Несколько учеников решают примеры на доске с комментированием, остальные – в тетрадях.
– Как изменяются компоненты сложения в этих равенствах? Что происходит с суммой? (Второе слагаемое увеличивается на 1 десяток, от этого и увеличивается сумма.)
5. Физминутка.
– Петя приготовил нам свою физминутку – математическую. Когда я назову двузначное число, вы сделаете два наклона, однозначное число – приседание:
22, 3, 55, 90, 100, 7, 77, 70, 2, 10, 44.
6. Первичная проверка новых знаний.
– Молодцы, а теперь Петя хочет
проверить, как вы усвоили новый
материал. Он предлагает решить
примеры. Кому нужна помощь?
Учитель открывает запись на доске:
27 + 13
36 + 14
48 + 12
– Сверяем с решением на обратной стороне доски.
Самооценка своей работы (по алгоритму).
7. Систематизация и повторение.
Решение текстовой задачи.
– Петя предлагает вам решить задачу. (Раздаёт карточки с записью условия.)
Ребята двух классов собирали шишки для уроков труда. Ученики первого класса собрали 26 шишек, ученики второго класса – на 14 шишек больше, чем ученики первого класса. Сколько всего шишек собрали ребята?
– Самостоятельно читаем задачу, подчёркиваем все величины и опорные слова. Далее работаем всем классом под руководством учителя:
1) выносим все величины на доску;
2) устанавливаем их взаимосвязь;
3) строим вспомогательную схему;
4) сопоставляем полученную на доске схему с теми, что были предложены учителем, и выбираем оптимальную – ту, которая ясна и понятна и поможет решить задачу (дать ответ).
Проверка схем.
– Есть ли у Пети такая же схема, как у вас? Решаем задачу самостоятельно.
Проверяем, сличая своё решение с записью на обратной стороне доски:
1) 26 + 14 = 40 (ш.) собрал второй класс
2) 26 + 40 = 66 (ш.) всего
Ответ: 66 шишек собрали ребята.
8. Занимательный материал.
– Посмотрите, какие интересные
примеры принёс нам Петя:
Вы догадались, как их решать?
9. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Что вам удалось? Над чем надо
потрудиться?
10. Домашнее задание.
«Составь примеры для соседа» (5 примеров на сложение двузначных чисел нового вида).