Внеклассное мероприятие Умей дружбой дорожить


Внеклассное мероприятие«Умей дружбой дорожить»
Автор: Гурлова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Слизневская ОШ.
Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной
школы.
Форма: разговор-рассуждение
Возраст: учащиеся  1 - 4 классов
Цель: Развитие толерантности в межличностном общении и
взаимодействии .
Ход мероприятия:
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко – накрепко дружить,С детства дружбой дорожитьУчат в школе, учат в школе, учат в школе.
II. Сообщение темы и цели занятия
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос: «А есть ли у меня друг?»– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
III.  Беседа о значении слова «дружба»
Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.– Это когда коршун летает вместе с синицей.Спросила я у зверя: – Что такое дружба?– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?– Это что-то огромное, радостное, большое.Это когда ребята все сразу, все вместе играют.Это когда мальчишки девчонок не обижают.Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети
Ведущий: Как вы понимаете слово «дружба»?
Ответы детей: Когда между людьми возникают такие отношения, что они не предают, умеют друг друга слушать, не обижают, делятся чем-то. Вот такие отношения будут называться «дружбой».
Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто, по-вашему мнению, считается настоящим другом?
Ответы детей: Настоящий друг также должен быть готовым прийти на помощь в трудную минуту.
Друг должен быть верным, добрым, сильным, честным, щедрым. Друга характеризуется наличием таких качеств как искренность и открытость. Друг должен  уметь сопереживать и сочувствовать своему другу, умение выслушать и проявить искренний интерес к делам своего друга.
Кроме того, умение признавать свои ошибки, принимать советы и хранить секреты, быть готовым простить – все это качества настоящего друга.
Ведущий: Что значит дружить?
Ответы детей: Уважительно относиться к другу, доверять. Дружбе не помешает и наличие общих интересов и увлечений.
Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь вам стало все яснее, ведь каждый человек должен понимать, что друзья - это очень важно.
Ведущий: Так как же надо «дружить»?
Ответы детей: Не предавать, не врать, не обижать, не ябедничать, не злиться, не бросать в беде, не грубить, не ссориться.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?
 IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,Как тогда бы лужи жили?Как бы реки потекли?Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,Как бы песню мы сложили?Как бы птицам распевать?Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,Как бы мы на свете жили?Ведь без дружбы с давних летНичего на свете нет!
– Задумаемся над тем, что дружба нужна  и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
– Какого друга можно назвать настоящим? 
V. Пословицы о дружбе
– А какие пословицы о дружбе знаете?
Игра «Закончи пословицу»
Я буду вам говорить начало пословиц и поговорок о дружбе, а вы соответственно, должны продолжить. Все поняли задание?! Ну, тогда начали. Итак, первая пословица:
 Ведущий: Не имей сто рублей, а имей ...
Ответы детей: сто друзей.
Ведущий: Человек без друзей, что дерево ...
Ответы детей: без корней.
Ведущий: Друга ищи, а найдешь ...
Ответы детей: береги.
Ведущий: Дерево живет корнями, а человек ...
Ответы детей: друзьями.
Ведущий: Дружба не гриб, в лесу ...
Ответы детей: не найдешь.
Ведущий: Старый друг лучше...
Ответы детей: новых двух.
Ведущий: Дружба- как стекло ……
Ответы детей: разобьешь – не сложишь.
Физпауза (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)У тебя нос и у меня нос.У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
VI. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите?– Дружите ли вы со своими родителями? – Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
VII. Диагностическое исследование «Цветок дружбы»- Ребята, у вас в руках карточки-лепестки со словами. Выберите те, каким должен быть друг и прикрепите их к сердцевине цветка «Друг».
добрый  обидчивыйумный насмешливыйсмелый верныйвредный завистливыйсердитый заботливыйжадный ехидныйчестный бескорыстныйзлой преданный
справедливый щедрый
грубый отзывчивый
добросовестный терпеливый
храбрый порядочный
драчливый враждебный
- Давайте зачитаем, какой получился портрет настоящего друга.
VIII. Показ книг с рекомендацией прочитать их
– Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».
IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия
– С чего начинается дружба?
 Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
… С голубого ручейкаНачинается река,Ну , а дружба начинается с улыбки...
X. Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу.– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
– Могут ли руки помочь подружиться?– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
XI. Повторение правил речевого этикета
– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Игра «Мы – друзья»
-Давайте, друзья, встанем в круг и сыграем в игру «Мы – друзья».
Встаньте, дети, встаньте в круг,Я твой друг и ты мой друг,Пусть будет шире Дружбы круг,В кругу стоят друзья твои,Ты им свою улыбку подари,
(дети улыбаются друг другу)
Слева друг и справа друг,А вместе это дружбы круг,Другу справа руку ты пожми,Передай ему тепло руки.
(дети пожимают руку тому, кто справа)
Много в мире нужных вещей,Но друга иметь – намного важней.Имей друга всегда и два, и три,И другу слева тоже руку пожми.
(дети пожимают руку тому, кто слева)
Нет пословицы, ребята, верней,Той, что гласит «Имей сто друзей»Пусть растет и ширится Дружбы круг,Чтобы рядом был верный друг.
XII. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями.4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если мы все будим придерживаться этих правила, то станете настоящими друзьями.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
– Вот и подошёл к концу наше мероприятие. Давайте вместе споём песню "Когда друзья со мной"( караоке песни)
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».
Там, где трудно одному,Справлюсь вместе с вами!Где чего-то не пойму,Разберусь с друзьями!Что мне снег, что мне зной,Что мне дождик проливной,Когда мои друзья со мной!.....
Использованная литература и источники сети ИНТЕРНЕТ:
«Поговорим о воспитанности» 1989 г. Бушелёва Б.П. 
«Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
 . «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей» Романюта В.Н. 
http://festival.1september.ru
http://www.baby.ru
http://mamulichkam.ru/pogovorki-druzhbe-vzaimopomoshhi-poslovicy-druzej/
Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой с.180,181,800.
https://infourok.ru/scenariy_prazdnika_druzhby_i_dobroty_dlya_1_klassa-395708.htm