Открытое заседание МО социально — экономического цикла


«Педагогическое мастерство как условие эффективности современного образования» Открытое заседание МО СЭЦ Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог.  А.С. Макаренко «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случаеон обретает право учить.» Лизинский В.М. «Мастер-класс»Мастер-класс мы рассматриваем как одну из форм эффективного профессионального обучения как учителей, проявляющих  активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства,  так и учителей, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию… Мастер - класс Система работы Новый подход к обучению Активная деятельность Сотрудни-чество Познание Открытость Обмен опытом Положительный результат Индивидуальный подход Этапы урока и методические приемы Поскольку любой урок - это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации. 1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой человеческой культуры.3. Урок – показатель профессиональной культуры и человеческой состоятельности учителя, его грамотности и мастерства. Три постулата современного урока Н. И. Запрудского «Моделирование и проектирование авторских дидактических систем». 1.   Ориентировочно – мотивационный этапЦель этапа: На данном этапе учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока.На данном этапе можно использовать следующие приёмы:1.    Ориентировка на цели – самостоятельно формулируют цель из списка результатов урока.2.    Разбросаем по колонкам – ученики систематизируют факты, понятия, помещая в колонки таблицы, среди них есть информация из новой темы.3.    Диктант с проблемой – в диктанте есть вопросы или задания, на которые никто из класса не может ответить .4.    Инсерт - таблица «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше.»- чтение текста с пометками на полях +, -, ?. 5.    Блеф-клуб – верите ли вы, что…6.   Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.7.  Перепутанные логические цепочки – проставить + или- против предложенных высказываний, после изучения темы вторичный возврат.9.     “Оратор” - за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.10.   “Кумир” - на карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?11. Ассоциации – с чем ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к ассоциациям – вывод – определение. 12. Магический квадрат. Языческий праздник Иванов День Я И В А Н. З О. З Д Д Ы В А Н Е Ч Т Р И Н Е С П К. Ь.   2. Операционно – познавательный этап Цель этапа: Восприятие, запоминание и анализ  учащимися основного учебного материала.Приемы:1.  Алфавит – раскрыть смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита.3.  Логическая цепочка.4.  Графическое изображение термина.5.  Схема (таблица) с белыми пятнами.6.   «Мудрые совы»- найти в тексте основные понятия, записать их в алфавитном порядке;7. «Что? Не ждали?»Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и представлениям; 8. «Ты уже знаешь последние новости?»Записать информацию, которая является новой;9. «Главная жизненная мудрость»Постараться выразить главную мысль текста одной фразой;10. «Известное и неизвестное»Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной;11. «Поучительный вывод»Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимыми в будущей жизни?12.  Опрос эксперта (экспертом может быть подготовленный ученик или любой высокомотивированный ребенок).13.    Мозговой штурм – все предлагают вопросы, они записываются на доске, потом обсуждаются и объединяются, выбираются самые главные и существенные. 9.  Рынок возможностей – презентация результатов деятельности микрогруппы (коллаж, проект, интервью, логико – смысловая модель ит. Д.) на рынке все рассматривают товар, задают вопросы.10. Сундук с сокровищами – что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что было в начале урока, что в конце.11.  Графический опрос – детям даётся опросник, предполагающий ответы «Да, нет», на графике дети показывают свои ответы, потом сверяют с эталоном.12.  Двучастный дневник – заполнение таблицы по ходу чтения.   13.   Ромашка Блума – работа с вопросами различной сложности. Простые «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?» Объясняющие «Почему?» Уточняющие «Правильно ли я понял?...», «Верно ли?...» Оценочные «Чем отличается?...», «Как ты относишься?...», «Какие чувства вызывает?...» Практические «Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...» Творческие «Что было бы, если бы?...» 14.        «Толстые» и «тонкие» вопросы.15.       Чтение с остановками – чтение текста, предварительно разбитого на части с прогнозом (что будет дальше?).16.       Выглядит как… звучит как… - записать или назвать зрительные и слуховые ассоциации на слово или понятие.17.       ПМИ (Плюс. Минус. Интересно.) – таблица18.       Сводная таблица.19.       Сюжетная таблица – «Что? Кто? Где? Когда? Почему?»  Понятие 1 Линии сравнения Понятие 2   Контрольно – оценочный этап Цель этапаСамоконтроль, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности.Приёмы1. Рецензия - учащиеся отвечают, а рецензенты пишут рецензию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2) полнота ответа, 3) нали­чие интересных фактов, 4) логика мышления, 5) культура речи. 6) ошибки и неточности во время ответа.2.     Фантазеры - заранее подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.3.     Рекламная компания - после изучения темы учащимся пред­лагается сделать рекламу, рекламный плакат. 5.     «Хочу все знать!» - участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который интересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно обратиться за помощью к педагогу или родителям.Приемы рефлексии:1.     Свет молнии (или «Мозговой штурм) – высказывания.2.     Письмо самому себе.3.     Телеграмма (СМС).4.     Торт решений.5.     Пошушукаемся – в паре на ушко рассказать соседу главное о том, что усвоил.6.     Футбольное поле – каким игроком себя представил, почему? (нападающий, защитник, вратарь и т. д.).7.     Кластеры – таблица «гроздь». 8.     Рефлексивная мишень.9.     Мини – сочинение.10.    Ключевое слово.11.    Цепочка пожеланий.12.    Заверши фразу.13.    Рефлексивный ринг.14.    Синквейн.15.    Разбери слово по буквам.16.    Оценочное окно.17.    Автобусная остановка. Рецепт приготовления хорошего урока Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству. Задание группам: Продемонстрируйте (обыграйте ) один из предложенных методических приемов на определенном этапе урока.