Рабочая программа по географии 5-9 классы в соответствии сФГОС


«Рассмотрено» на заседании МО
учителей___________________
Руководитель МО
__________________________
Протокол № ___
от «____»____________201__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР______________ З.П. Корень
«____»____________201 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________ Л.В. Шабаева.
Приказ № ___
от «___»________201___ г.
Рабочая программа
 

По предмету (курсу и т.д.): география
Уровень обучения: 5-9 классы
Учитель (группа учителей): Волков Николай Алексеевич, учитель географии высшей квалификационной категории
Количество часов по программе: 280 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федеральным перечнем учебников на учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;
- учебной программы под ред. В.П. Дронова к УМК В.П. Дронов, Е.Л. Савельева, Н.С. Душина, А.К. Ром, рекомендованные МО и Н РФ;
- учебным планом МКОУ Новобирюсинской СОШ на 2016-2017 учебный год.
Целями курса являются развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки, раскрытие закономерностей землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; создании у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; раскрытие разнообразии природы и населения Земли, знакомство со странами и народами; формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.Общая характеристика учебного предмета, курса:
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);
осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов;
осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, региону, местности;
нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов.

Место учебного предмета, курса в учебном плане:
География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов (1 час в неделю), в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов (2 часа в неделю). В соответствии с базисным учебным планом, курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
личностные результаты:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
метапредметные результатов обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задачи в т. ч. охрана окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями, использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик, компонентов географической среды, в т. ч. экологических параметров;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного курса:
5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Введение
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле
Познание Земли в древности. Древняя географияи географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великиегеографические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. Географияна мониторе компьютера. Географические информационныесистемы. Виртуальное познание мира.
Раздел II. Земля во Вселенной
Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечнаясистема. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальнаяпланета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своейоси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют нажизнь планеты.
Практические работы.1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли
Ориентирование на земной поверхности. Как людиориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.
Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план икарта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.
Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планахи картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определениенаправлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градуснаясеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора
Внутреннее строение земной коры. Состав земнойкоры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горныепороды. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли.
Земная кора и ее устройство. Литосфера.Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф.Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Каквнешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучихвод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует начеловека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Практические работы. 4. Определение горных пород и описание их свойств. 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
6 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Введение
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологическихприборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Раздел V. Атмосфера
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Чтотакое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли.
Строениеатмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваютсяземная поверхность и атмосфера. Различия в нагреваниивоздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географическойшироты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во чтопревращается водяной пар. Как образуются облака.Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки.Как измеряют количество осадков. Как распределяютсяосадки.Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земнуюповерхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значениеветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна иизменчива. Как изучают и предсказывают погоду.Климат. Что такое климат. Как изображают климат накартах.Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека.
Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Чтотакое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан— основная часть гидросферы. Мировойокеан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны.Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речнойбассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Рольклимата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерныекотловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуютсяледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере.
Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера
Что такое биосфера и как она устроена. Что такоебиосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот.
Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого веществав биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмовв зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Отчего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практические работы. 5. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такоегеографическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая
оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
7 класс (2 ч в неделю, всего 70 ч.)
Введение
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народыи страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света.
Как люди открывали мир. География в древности. География в античном мире. География в раннем Средневековье (V—XIV вв.). Эпоха Великих географических открытий(XV—XVII вв.). Эпоха первых научных экспедиций (XVII—XVIII вв.) Эпоха научных экспедиций XIX в. Современнаяэпоха развития знаний о Земле.
Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.
Раздел I. Главные особенности природы Земли
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Литосфера. Строение материковой и океаническойземной коры. Карта строения земной коры. Литосферныеплиты. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа.
Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа.
Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Климатообразующие факторы. Причины (факторы),влияющие на формирование климата.
Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные характеристики экваториального, тропического,субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.
ГИДРОСФЕРА
Мировой океан — основная часть гидросферы. Рольгидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земнойкоры и образование рельефа. Роль воды в формированииклимата. Вода— необходимое условие для существованияжизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей.
Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Свойства и особенности строения географическойоболочки. Свойства географической оболочки. Особенностистроения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов.
Закономерности географической оболочки. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.
Географическая зональность. Образование природныхзон. Закономерности размещения природных зон на Земле.
Широтная зональность. Высотная поясность.
Население Земли
Численность населения и размещение людей на Земле. Численность населения Земли. Причины, влияющие начисленность населения.
Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные религии. Культурно-исторические регионы мира.
Страны мира.
Хозяйственная деятельность населения. Городскоеи сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их влияние на природные комплексы. Городское и сельское население.
Практические работы. 1. Анализ изменения численности и плотности населения Земли.
Раздел II. Материки и океаны
АФРИКА
Географическое положение. История исследования.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскимипутешественниками и учеными.
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые.
Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков. Климатические пояса.
Внутренние воды. Внутренние воды. Основные речныесистемы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства.
Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные леса. Саванны.
Тропические пустыни. Влияние человека на природу.
Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны Северной Африки. Страны Северной Африки.
Географическое положение, природа, население, хозяйствоАлжира.
Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана иЦентральной Африки. Географическое положение, природа,население, хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго).
Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки.
Географическое положение, природа, население, хозяйствоКении.
Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики (ЮАР).
Практические работы. 2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка. 3. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
4. Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной их африканских стран.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельефи полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир.
Природные зоны. Влияние человека на природу.
Австралия. Население. Хозяйство.
Океания. Географическое положение. Природа. Народыи страны.
Практические работы. 5. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытияи исследования.
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды — самые длинные горы на суше. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.
Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение природы человеком.
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины.
Андские страны. Андские страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.
Практические работы. 6. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения. 7. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся), определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения.
Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
АНТАРКТИДА
Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. Антарктида. Географическое положение.
Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледныйрельеф. Климат. Органический мир. Правовое положениематерикаПрактические работы. 8. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или СеверногоЛедовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
ОКЕАНЫ
Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитыйокеан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.
Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф.
Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климати воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.
Атлантический океан. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственнойдеятельности в океане.
Практические работы. 9. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия. Русские исследователи Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.
Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.
Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Изменение природы человеком.
Население и политическая карта. Канада. Народы.
Политическая карта. Географическое положение, природа,население и хозяйство Канады.
Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практические работы. 10. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
ЕВРАЗИЯ
Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытияи исследования.
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезныеископаемые.
Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.
Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока.
Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота.
Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.
Страны Западной Европы. Страны Западной Европы.
Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Севернаягруппа стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины.
Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.
Страны ЮгоЗападной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.
Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и стран Центральной Азии.
Страны Восточной Азии. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Китая.
Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство Японии.
Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
Страны ЮгоВосточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.
Практические работы:
11. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
13. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии.
14. Составление описания одной из стран Южной Европы.
15. Составление описания одной из стран зарубежной Азии.
Раздел III. ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ
Взаимодействие человеческого общества и природы.
Взаимодействие человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта.
Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования. Источники загрязненияприродной среды. Региональные экологические проблемы иих зависимость от хозяйственной деятельности. Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?
Природа, население и хозяйство России
8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Особенности природы России.
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и
загрязнения.
Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными
ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего
региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы
образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии.
Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе
их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйствен- ные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Население России.
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Хозяйство России
9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Отрасли хозяйства.
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико- географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Экономические районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природ- но-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Россия в современном миреРоссия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий: знать, уметь и т.д.) Планируемые результаты по теме, разделу (УУД)
(Л: личностные; П: познавательные; К: коммуникативные;
Р: регулятивные)
5 класс
Раздел 1. Накопление знаний о Земле (6ч) Знать основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.
Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий Л: Прослеживать по картам маршруты путешествий мореходов
П: Наносить маршруты путешествий на контурную карту
К: Обсуждать значение открытий
Р: Оценивать свои результаты и Прогнозировать свои результаты
Раздел 2. Земля во вселенной (6ч) Называть и показывать на звездном небе Большую и Малую Медведицы,
Полярную звезду;
Приводить примеры галактик,
Навигационных созвездий Северногополушария;
определять стороны горизонта поПолярной звезде;
Описывать внешний облик галактики
Млечный Путь;
Вселенной. Л: Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам
П: Составлять «космический адрес» планеты Земля
К: Составлять и анализировать схему «Географические формы Земли»
Р: Определять стороны горизонта по Полярной звезде, Прогнозировать свои результаты
Раздел 3. Географические модели Земли (11ч) Называть способы ориентирования
на местности;
уметь определять направления спомощью компаса;
определять азимуты направлений Л: Распознавать различные виды изображения земной поверхности
П: Сравнивать карты и планы с аэрофотосъемками и фото одной местности
К: Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории
Р: Осознавать уровень знаний и умений
Раздел 4. Земная кора (12 ч) Знать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь показывать складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия «платформа», «рельеф» Л: Описывать модель строения Земли, Сравнивать литосферу с другими оболочками
П: Анализировать схемы строения земной коры и литосферы
К: Сопоставлять расположение форм рельефа с границами литосферных плит
Р: Осознавать уровень усвоения знаний и умений
6 класс
Раздел 5. Атмосфера (12 ч) Знать гипотезу происхождения атмосферы, пояса освещенности и тепловые пояса, климатообразующие факторы.
Уметь объяснять циркуляцию воздушных масс Л: Называть газы, входящие в состав атмосферы,
П: Называть главные свойства погоды, определять показатели элементов погоды
К: Приводить примеры взаимодействия между элементами погоды
Р: Оценивать и прогнозировать свои результаты
Раздел 6. Гидросфера (12 ч) Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана и вод суши.
Уметь объяснять различия в природе отдельных частей Мирового океана, причины образования течений, различия свойств водных масс Л: Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы на карте
П: Приводить примеры внутренних и внешних морей
К: Определять по картам ГП, глубину, размеры частей мирового океана
Р: Осознавать уровень освоения своих знаний
Раздел 7. Биосфера (7 ч) Знать гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.
Уметь анализировать карту природных зон. Л: Называть составные части биологического круговорота
П: Приводить примеры растительного и животного мира разных лесов
К: Описывать внешний облик лесов, объяснять значение лесов для природы Земли
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Раздел 8. Географическая оболочка (4 ч) Знать гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.
Уметь анализировать карту природных зон. Л: Называть составные части географической оболочки
П: Приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в ГО
К: Описывать этапы развития оболочки
Р: Вносить коррективы и дополнения в свои знания
7 класс
Раздел 1. Общие особенности природы Земли. (14ч) Умение объяснять:
географические явления и процессы в литосфере;
причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса. Л: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
П: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
К: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информациюР: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел II. Материки и океаны (52ч) Знать особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Будущее океанов.
Уметь показывать океаны и их части на карте.
Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь по картам определять географическое положение материков, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.
Знать особенности климата материка.
Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов
Знать основные речные системы, озера материка.
Уметь показывать внутренние воды на карте.
Знать особенности природных зон материка.
Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
Л: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
П: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
К: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информациюР: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел III. Географическая оболочка (4ч) Уметь рассуждать и объяснять влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Характеризовать жизнедеятельность человека и его адаптации к окружающей среде. Описывать географию основных типов хозяйственной деятельности. Л: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования
П: углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
К: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информациюР: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
8 класс
Раздел 1. Географического положения России (6ч). знать главные черты географического положения России и их влияний на природу и хозяйственную деятельность населения. Умение объяснять:
специфику географического положения России;
особенности приспособления человека к природным условиям;
особенности проведения государственной границы России;
специфику исчисления времени на территории России.
Л: Представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире
П: Формирование познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ставить учебную задачу под руководством учителя,
К: планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинно-следственные связи,
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел II. Особенности природы России (28 ч) Уметь сравнивать размещение форм современного рельефа со строением земной коры путем наложения карт. Знать особенности геологического летоисчисления, понятия «эра, период». Объяснять изменение рельефа под действием природных (внешних и внутренних) и антропогенных факторов. Выявлять экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Л: Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
П: Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
К: выявление причинно-следственных взаимосвязей — рельеф — тектонические структуры — полезные ископаемые
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел III. Природа регионов России (24ч) уметь показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте горы, равнины, реки, озера и т.д. Давать комплексную физико-географическую характеристику. Уметь отбирать объекты, определяющие географический образ территории. Оценивать природные условия и ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей. Выделять экологические проблемы природных регионов. Л: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран
П: анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
К: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел IV. Природа и человек (4ч) Знать закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
принципы классификации природных ресурсов;
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Умение определять:
закономерности размещения различных видов природных ресурсов; Л: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
П: ставить учебную задачу под руководством учителя,
К: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел V. Население России (8 ч) Уметь работать со статистическим материалом. Решать задачи на вычисление естественного прироста. Уметь объяснять особенности изменения численности населения, особенности воспроизводства Умение объяснять:
особенности динамики численности и воспроизводства на-селения;
процессов; Л: Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
П: Развитие гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
К: готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
Р: Формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций
9 класс
Раздел I. Россия на карте мира. (6ч) знать главные черты географического положения России и их влияний на природу и хозяйственную деятельность населения. Умение объяснять:
специфику географического положения России;
Л: Представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире
П: Формирование познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ставить учебную задачу под руководством учителя,
К: планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинно-следственные связи,
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Раздел II. Отрасли хозяйства России (28 ч) Умение работать с разными источниками географической информации; оценивание уровня безопасности окружающей среды в связи с добычей и транспортировкой топливных ресурсов.
Умение работать с разными источниками географической информации; выявление зависимости машиностроения от развития научного комплекса; выявление роли машиностроительного комплекса в развитии экономики.
Умение работать с разными источниками географической информации; оценивание уровня безопасности окружающей среды в связи с добычей и транспортировкой руд чёрных металлов.
Л: Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
П: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
К: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификацииР: Умение осознанно использовать речевые средства,
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речь.
Раздел III. Экономико-географическая характеристика регионов России (36ч) Умение объяснять:
особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;
особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов;
Умение определять:
регион России по краткому описанию;
специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;
Л: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран
П: анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
К: уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Р: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, Вносить коррективы и дополнения в свои знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
5-6 класс:
География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева).
География. Землеведение. 5-6 класс. Электронное приложение.
7 класс:
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник (авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев).
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие (авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев).
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И.В. Душина).
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение.
8 класс:
География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром).
География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).
География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).
География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.
9 класс:
География России. Хозяйство и географическое районирование. 9 класс. Учебник (авторы авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром).
География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).
География России. Хозяйство и географическое районирование. 9 класс. Рабочая тетрадь (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).
География России. Хозяйство и географическое районирование. 9 класс. Электронное приложение.