Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе «Историзмы, архаизмы»


Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 3 классе
«Историзмы, архаизмы»
Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;
2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;
4) развить логическое мышление;
5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Ход занятия:
Сегодня мы отправимся в путешествие на «машине времени»
Направление у этой дороги одно- назад в старую Россию.
Почему я решила выбрать это направление?
Мне очень захотелось вам показать, как жили ваши ровесники в прежние времена. Каким был русский язык?
Сможем ли мы понять русские слова, хорошо известные нашим предкам
Или нам потребуются особые объяснения?
Перенесемся в начало 20 века…
И вот наступило утро. Встанем пораньше. Только рассвело. На улице еще мало прохожих. Вот кто-то поднимается по лестнице, которую приставили к фонарному столбу. Кто это? (Фонарщик, утром он меняет керосиновые лампы, чтобы вечером их снова зажечь)

(слайд 1)
«Берегись!»Звенит колокольчик! Старый московский транспорт КОНКА- двуэтажный вагончик, с открытым верхом. Тянут этот вагончик лошади. Хоть он и по рельсам движется, а все равно медленно. А если конка сойдет с рельсов? Ничего. Все пассажиры выйдут и поставят на место.

(слайд 2)
«Смотрите! Мимо нас бегут ребятишки. Кто это?» Они учатся в старой Москве. На них форменные шинели. Мальчики входят в здание. Это мужская гимназия. Девочки бегут дальше. Их гимназия на другой стороне дороги.( Мальчики и девочки учатся отдельно)

(слайд 3)
Скорее, мы можем опоздать на урок. Нам повезло! Начинается урок русского языка.
«Сколько букв в русском алфавите?» -спрашивает учитель.
«37,господин учитель!»
Ребята пусть продолжают урок, мы продолжим путешествие.
Город проснулся. Открылись лавки. Войдем в одну из них. За кассой хозяин лавки- купец. Вокруг посетителей суетятся приказчики (наемные служащие купца). Купим фунт изюму, конфеты «Царские» и пойдем дальше.


(слайд 4-5)
Вас это не удивило?(показать исчезнувшие буквы и начертание)
На улице все больше народу. Вот стоит городовой, охраняет покой горожан.

(слайд 6)
Спешит на работу мастеровой люд. Вот пробежал паренек с какой-то коробкой. Почему он не учится? Ничего удивительного! У его родителей нет денег. Его родители отдали в подмастерья. Он выполняет самую разнообразную работу. « Он мальчик на побегушках»
Вот мы совершили небольшое путешествие в старую Москву.
Какие слова вам показались не совсем понятными?
(фонарщик, конка, гимназист, купец, приказчик, мальчик на побегушках, городовой)
Что же случилось с этими словами? Почему мы слышим их впервые?
Уходит из жизни предмет, вместе с ним уходит и название, идет время, умирают слова, которые нам казались нужными.
Словарный состав русского языка непрестанно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Слово исчезает не сразу. Постепенно
оно становится малоупотребляемым, а потом совсем исчезает.

(Слайд 7)

(Слайд 8)
Слова, которые отмирают, называются историзмами. Историзмы служат единственными названиями соответствующих понятий, в современном языке у них нет синонимов.(таблицы)
Историзмы. К ним относятся слова, обозначающие особые вещи, должности, явления, которые перестали существовать в современном мире, но имели место раньше. Пример таких слов – боярин, воевода, сенная девушка, поместье. Они не имеют синонимов в современном языке, а узнать их значение можно только из толкового словаря

(Слайд 9, 10)
Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова занимается другим словом, с тем же понятием.


(Слайд 11)
Архаизмы- обозначение вещей и явлений, получивших теперь иное название. Исчезнув, устаревшие слова могут появляться снова, но изменяя свое первоначальное значение. Такие устаревшие слова относятся к описанию быта, культуры, экономики, иерархии, военных и политических отношений давних лет. Так, например, воевода - это военачальник, правитель у славянских народов. Сенная девушка - это служанка, живущая в сенях, т.е. в помещении перед внутренними комнатами.

(Слайд 12)
Некоторые слова употребляют в переносном значении:Барин- лентяй, а не господин;
Копье- спортивный снаряд, а не оружие;
Рать- войско.
Коломенская верста- высокий человек, а не расстояние.
Многие устаревшие слова сохранились в пословицах, в художественных произведениях. Интересно познакомиться со старыми словами, давайте познакомимся с некоторыми историзмами.
Борода с аршин, а сам с кувшин.
Глаза как плошки, а не видят ни крошки.
Браниться бранись, а за милого держись.
Вид блестящий, а сам смердящий.
(Объясняют значение слов)
"Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке,парчовая на маковке кичка…» «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!»(«Сказка о рыбаке и рыбке»)Слайд 13) Вывод: роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
Закрепление пройденного:
1.Знаете ли вы, что такое устаревшие слова?2.Знаете ли вы, что такое архаизмы?3.Знаете ли вы, что такое историзмы?4.Где будете искать помощь в толковании слов?