Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (5 класс)


Конспект урока «Историзмы и архаизмы» (5 класс)
Тема урока: «Устаревшие слова».
Цели: 1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;
2) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке;
3) научить школьников пользоваться толковым и специальным словарем для определения значений устаревших слов;
4) развить логическое мышление;
5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Оборудование: тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», музейные экспонаты (рубель, ухват, чугун, рушники, лапти, ступа), необходимые словари, репродукции картин.Литература: 1) Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: учеб для общнобразоват. учереждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: 2006.
2) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – М.: 2007.
3) Щипицина Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. «Русский язык»: Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. 5 – 7 кл. – М.: 2002.
Ход урока.
Организационный момент.
– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.
– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.
– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.
Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: «Устаревшие слова».
– В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?
– Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни? – Нет). Обратимся к схеме. Содержащиеся в ней сведения следует записать себе в тетрадь.
– Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: – – девушка.
– Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных (очки, перстень, перчатки).
– Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов? (В толковых словарях).
- Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»
Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской (сообщение учащегося или объяснение учителя).
Закрепление нового материала.
Выполните такое задание (по вариантам): распределите данные ниже слова на две группы – историзмы и архаизмы, найдите значения непонятных вам слов в «Словаре устаревших слов русского языка» Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской или в имеющихся толковых словарях.
( в знач. плясунья); смерд; кольчуга; (в знач. девушка); (в знач. девочка); завалинка; (в знач. воровка); ступа; (в знач. надсмотрщица); коромысло; (в знач. няня); полати, перст, око, десница.Архаизмы: ( в знач. плясунья), (в знач. девушка),
(в знач. девочка), завалинка, (в знач. воровка), (в знач. надсмотрщица), (в знач. няня), перст, око, десница.Историзмы: смерд, кольчуга, ступа, коромысло, полати.
– Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, бить баклуши – бездельничать. А что такое бить баклуши? Какой у этого слова (баклуши) смысл?
– Когда-то на Руси ели деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
– Где мы можем встретить устаревшие слова?
– В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны писателю для характеристики той или иной эпохи, которую он описывает. Также для придания повествованию приподнятости, торжественности.
Задание: выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.
Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму»).
Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.
Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.
Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.
Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.
Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.
Избушка – деревянный крестьянский дом – историзм.
Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.
Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.
Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.
Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.
При проверке учитель показывает (по возможности) репродукции картин для лучшего усвоения значений слов.
Подведение итогов урока.
Итак, ребята, мы познакомились с устаревшими словами.
Дайте определение терминам «историзмы» и «архаизмы».
Где мы можем узнать значения устаревших слов?
Где мы можем встретить такие слова? С какой целью их употребляют?
– Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам казались нужными. Может быть, наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, понятных нам слов.
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает лентяй и задира?
Что значит неряха, завистник, болтун?
Куда они делись – на Марс, на Нептун?
(В. Коркин «Откуда берутся лентяи?»)
– Какие слова, по вашему мнению, должны бы исчезнуть обязательно?
(Лентяй, задира, неряха, завистник, болтун).
Домашнее задание.
§ 63. Упражнение 254.