Методические рекомендации: формирование орфографической зоркости


Проблема повышения грамотности волновала и волнует учителей-словесников, это важнейшая задача методики преподавания русского языка. Основной задачей учителей-словесников является формирование и развитие у учащихся относительной орфографической грамотности, уровень которой в современной школе определяется нормами оценки знаний, умений и навыков (речь не идёт о достижении абсолютной орфографической грамотности, так как из более чем 400 орфографических правил только чуть более 70 изучается в школе). В соответствии с этим у учащихся формируется следующие орфографические умения: находить орфограммы; правильно писать слова с изученными орфограммами; находить собственные орфографические ошибки и исправлять их; уметь корректировать текст.
Русская орфография, как известно, связана со всеми разделами языка. Знание особенностей звуковой системы определяет выбор многих буквенных написаний. Характер отношений орфографии и фонетики определяет отбор фонетических понятий, необходимых для формирования и развития орфографических умений: ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные, оглушение звонких согласных, озвончение глухих согласных, согласные шипящие, мягкие и твердые согласные.
Для работы по орфографии важно также овладение такими учебно-языковыми фонетическими умениями: находить в слове безударные гласные, звонкие согласные на месте глухих, глухие на месте звонких, находить в слове звук й, а также шипящие согласные.
Выбор правильных написаний (орфограмм) зависит, во-первых, от места в слове- от морфем, в которых они находятся (в орфографических правилах, регулирующих написание букв, обязательно указывается соответствующая часть слова), во-вторых, от структурно-семантических связей однокоренных слов, например: просьба и просить, честный и честь и т.д. В школьном курсе словообразования базовыми для работы по орфографии является понятия: приставка, корень, суффикс, окончание, сложное слово, соединительная гласная.
Для того чтобы учащийся писал правильно, он должен уметь выделять в слове часть, их которой оно состоит, подбирать однокоренные слова, знать как образовано данное слово.
Орфография находится в тесной зависимости от морфологии. Важно уметь отличать части речи друг от друга (особенно в омонимичных формах); различать имена существительные собственные и нарицательные (написание больших букв); определять склонение, род и падеж существительных, краткую и полную форму, род и падеж прилагательных и причастий, падеж числительных, спряжение, вид, наклонение, лицо, число глаголов, действительные и страдательные причастия, составные предлоги и союзы.С синтаксисом орфография связана в меньшей степени, чем с другими разделами грамматики. Здесь важно, чтобы учащиеся уяснили понятия словосочетание, член и не член предложения. Это необходимо для формирования умения правильно выбирать гласные в окончаниях слов, разбираться в случаях слитного и раздельного написания омонимичных частей слова и части речи, например: приставка НЕ – и частица НЕ.
Развитие орфографических умений и навыков опирается на учебно-языковые синтаксические умения находить главное слово в словосочетаниях и ставить от него вопрос к зависимому слову, отличать члены от не членов предложения.
Перечисленные языковые понятия – фонетические, словообразовательные, морфологические и синтаксические – и учебно-языковые умения, считаю, должны стать ведущими в процессе изучения русского языка. На них необходимо сосредоточить основное внимание при изучении фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса.
Соответствующие понятия и умения следует повторять перед ознакомлением с новым видом орфограммы. Только тогда могут быть обеспечены необходимые условия для овладения изучаемой нормой правописания.
Вооружение знаниями в области орфографии и орфографическими
умениями и навыками
Обучение орфографии в школе проходит в четыре этапа: начальные классы, 5-7, 8-9, 10-11 классы. Для каждого этапа определены цели и содержание работы по орфографии, хотя все они тесно связаны друг с другом, так как закрепляют то, что было сделано ранее, и поднимают учащихся на новую ступень знаний и умений.
В начальных классах дети усваивают соотношения звуков и букв, основные способы передачи на письме звуков, овладевают умением писать в корнях слов безударные гласные, звонкие и глухие согласные. Они должны научиться списывать без ошибок, пропусков и перестановок букв.
Особенно ответственная работа по орфографии в 5-7 классах. Школьники знакомятся с основными орфографическими понятиями, у них вырабатывается орфографические умения и навыки, уровень которых должен соответствовать критериям учебных достижений учащихся.
Орфографические понятия и их роль в формировании орфографических умений у учащихся
Основу работы по орфографии в современной школе составляют такие орфографические понятия, как орфограмма, тип орфограммы, вид орфограммы, вариант орфограммы, вариант затруднений учащихся в применении орфографического правила, опознавательный признак орфограммы, условие выбора орфограммы, орфографическое правило. На основе этих понятий у школьников формируются необходимые орфографические умения и навыки.
Наименьшей единицей членения слов на письме, как известно, является графический знак – буквенный или небуквенный ( например: кое-что; на миг).
Каждый такой знак в слове называется написанием. В слове кое-что таких написаний семь (шесть буквенных и одно небуквенное), а в слове на миг – шесть (пять буквенных и одно небуквенное).
В словах различают два типа написаний – определяемые и не определяемые произношением. Например в слове дома первое, третье и четвертое написание (буквы д, м, а) определены произношением, а второе написание (буква о) – не определено. Не определяются произношением все небуквенные написания (дефисные, слитные, раздельные).
Написания, не определяемые произношением, называются орфограммами, то есть правильными написаниями. Например, в слове без устали орфограммами являются буква е в приставке и буква а в корне, а также пробел (раздельность написания) между приставкой и корнем. Неправильное написание на месте орфограммы – это орфографическая ошибка. В методической терминологии орфограмма и ошибка являются атнонимами. В процессе письма у ученика есть две возможности передать звучащее слово: он выберет либо орфограмму, либо ошибку. Задача работы по орфографии заключается в том, чтобы научить школьников выбирать орфограммы на месте написаний, не определяемых произношением.
Орфограммам в словах противопоставляются неорфограммы, то есть написания, определяемые произношением. В русском языке слов без орфограмм (типа дом, стол, пол, сыр) немного. В большинстве русских слов на письме сочетаются орфограммы с неорфограммами. В одном слове могут быть не одна, а две и более орфограммы. Например, в слове расчувствовался на 16 написаний имеется семь орфограмм.
По графическим средствам, используемым на письме, орфограммы делятся на пять типов: орфограммы – буквы, дефисы, пробелы (раздельные написания), контакты (слитные написания) и чёрточки (знак переноса слов на другую строку). Зная, что орфограммами являются не только буквы, но и другие средства графики, учащиеся легче справляются с применением правил.
Тип орфограмм объединяет несколько видов, каждый их которых определяется одним орфографическим правилом или традицией письма. Например, тип – буквенные орфограммы, виды: «Буквы е и о после шипящих в корне слова» (шопот, шорох); «одна и две буквы н в суффиксах полных и кратких прилагательных» (утиный, карманный, серебряный, клюквенный, туманна и др.); тип – дефисы, виды: «Дефис между частями слова в наречиях» (еле-еле, кое-как, когда-то); « Дефис в сложных прилагательных (русско-украинский) и т.д.
Буквенные орфограммы находятся в определенной части слова: в приставке (приехал, разделить), в корне (вода, растереть, просьба), в суффексе (сучок, горячо, стеклянный), в окончании (в поле, скачет, в темном небе). Небуквенные орфограммы находятся между частями слов (между приставкой и корнем – кое – что, в одиночку, невесёлый; между корнями – еле-еле, выпукло-вогнутый; между корнем и суффиксом – когда-то) и между словами: принеси-ка, стол-то. Данные факты имеют большое практическое значение для учащихся: знание того, где в слове могут быть орфограммы, облегчает поиск и выбор необходимого орфографического правила.
В одной и той же части слова (морфеме) правильными могут быть не одно, а два написания, например, буквы о и е в суффиксах существительных –ок- (-ек-), -онк- (енк), неупотребление и употребление буквы ь на конце существительных после шипящих и т.д. В соответствии с этим орфограммы делятся на вариантные (имеющие два правильных написания в одной и той же морфеме) и безвариантные (имеющие лишь одно правильное написание: вода, стог)
В процессе применения орфографических правил для обоснования выбора правильного написания (орфограммы) учащиеся могут испытывать различные затруднения: к одним словам легко применяют правила, а к другим – с большим трудом. Связано это с языковым особенностями некоторых слов (чередование звуков, переносное значение, грамматическая омонимия и др.) и с наличием среди слов исключений. В современной методике орфографии такие явления называются вариантами орфографических затруднений. В 50-е годы М.В. Ушаков называл их трудными случаями в применении правил, а Н.С. Рождественский и вслед за ним Н.Н. Алгазина – вариантом орфограммы. Например, в корнях слов вода, взволновать, орошение одна и та же орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова». К слову вода учащиеся легко применяют правила проверки безударной гласной; при написании двух других испытывают затруднение: взволновать имеет переносное значение, в слове орошение имеется чередование согласного ш с согласным с в однокоренном слове роса. Языковые особенности данных слов мешают многим учащимся идентифицировать в качестве однокоренных слов взволновать и волна, орошение и роса.
Понятия вариант орфограммы, вариантная и безвариантная орфограмма, вариант орфографического затруднения имеют большое практическое значение. Они позволяют учителю выбрать нужные методы объяснения сущности орфограммы (первые три), правильно подобрать дидактический материал и расположить его в нужной последовательности.
Работа по орфографии в школе в первую очередь заключается в запоминании учащимися наборов условий, от которых зависит выбор орфограмм в словах. Эти наборы (совокупность) условий заключены в орфографических правилах – особых инструкциях, которыми учащиеся руководствуются в процессе письма.
Орфографические правила могут состоять из одного, двух и более предложений в зависимости от того, описываются безвариантные или вариантные орфограммы. Условия выбора безвариантных орфограмм перечисляются в одном предложении, а вариантные орфограммы обычно требуют дву-трех предложений: в одном из них сообщается о том, от чего зависит выбор одного варианта орфограммы, а в другом – выбор второго варианта орфограммы.
По характеру передачи условий выбора орфограмм орфографические правила делятся на правила – алгоритмы (в них дан образец применения правил) и на правила-перечни условий выбора орфограмм. Таких правил в школьном курсе русского языка большинство.
Знание учителем особенностей орфографических правил позволит ему выбирать наиболее экономные формы организации уроков орфографии.
Существенное значение в обучении орфографии имеет работа с опознавательными признаками (приметами) орфограмм, по которым учащиеся находят соответствующие места в слове или между словами. Опознавательные признаки (приметы) орфограмм – это некоторые фонетические, грамматические и смысловые особенности слов, находящихся либо в самой орфограмме (например, ударение), либо за ее пределами (например, шипящие). По опознавательным признакам учащиеся находят не отдельные виды орфограмм, а их группы, относящиеся к соответствующим типам. Для гласных букв это безударность (вода, поле); шипящие и ц перед гласными (шепот, сучок, овражек, врачом, товарищем, рощей, свечой, в хорошем, в большом, горячо, тягучее, еще, цирк, цыган, сестрицын, с улицы); для согласных букв это конец слова (зуб, семь); стечение согласных (просьба, бумажка, грустный, честный, ясный); н перед окончанием и суффиксом (стеклянный, туманно). Для букв ъ и ь, не обозначающих звуков, это звук (й) после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и (съем, сьемка, предъюбилейный, объявить, ателье, бьющийся, рьяный, воробьи); мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных (степень, больше, ночной, сельдь, возьму,(; шипящие на конце слова (ночь, дач, товарищ, училищ, горяч, стеречь, спрячь, отрежь, вскачь, настежь); (ца) на конце глаголов (купается, купаться). Для орфограмм больших букв – это начало предложения, текста; наличие собственных имен и собственных наименований.
Для орфограмм – дефисов это сложные слова (русско-украинский, еле-еле); приставки кое-, в (во), по- (кое-где, в-третьих, по-прежнему); суффиксы – нибудь, - либо, - то (когда-нибудь, кто-либо, что-то); частицы -то и –ка (возьми-ка, думал-то).
Для слитных (контактов) и раздельных (пробелов) написаний это –не, -ни, -бы, -же (невеселый, не веселый, а грустный; ничего, ни о чем; чтобы строить, надо знать: что бы он ни делал, все у него получилось хорошо; то же самое; я тоже приеду); предлоги (в окно влетел). Для орфограммы – черточки это конец строки.
Опознавательные признаки входят в состав условий выбора конкретных видов орфограмм, поэтому знакомство с ними должно происходить в процессе изучения и выведения соответствующего орфографического правила.
Методика работы над отдельным видом орфограммы, орфографическими умениями и навыками
В начале систематического курса орфографии в 5 классе при повторении пройденного в начальных классах учащимися сообщаю понятия орфограмма и неорфограмма на знаковом для них материале, например, на проверяемых безударных гласных в корне слова.
В форме беседы с учащимися делаем вывод о том, что на письме различаются написания – буквы: первое – по произношению, второе не по произношению. Буквы, употребляемые не по произношению, - это орфограммы . Их выбор определяется орфографическими правилами. Написания по произношению – это неорфограмма . Для их выбора не нужны правила: пишется буква, обозначающая тот звук, который слышится. Во время письма надо находить орфограммы, чтобы к ним применять изученные орфографические правила. Знания о двух типах написаниях – об орфограммах и неорфограммах – необходимы для формирования у школьников орфографической зоркости, то есть умение находить в словах орфограммы – « точки» применения орфографических правил, с этой целью полезны следующие виды упражнений..Прочитайте слова. Прислушайтесь к своему произношению, сравните с написанием. Назовите в словах написание не по произношению. Спишите, подчеркните орфограммы одной чертой, как называются неподчеркнутые написания?
Сад, лодку, водой, мороз, тяну.
2. Почитайте слова. Прислушайтесь к своему произношению, сравните с написанным. Назовите в словах написания не по произношению, то есть орфограммы. Спишите, подчеркивая орфограммы одной чертой. Как назваются неподчеркнутые написания?
Дуб, кружку, сосной, вяз, ряды.
Спишите слова, подчеркивая неорфограммы одной чертой, а орфограммы двумя.
Весна, бегу, ложку, зуб, столы.
Прислушайтесь к произношению читаемых учителем слов. Записывая их, подчеркивайте написания – орфограммы. В качестве диктанта можно использовать слова: ковер, глаз, окно, веду, плуг
Формирование орфографической зоркости должно проводиться регулярно в процессе изучения и грамматики, и новых видов орфограмм. Систематическая работа по развитию у детей умения находить орфограммы в словах или отдельных частях слова – приставках, корнях, суффиксах или окончаниях – важнейшее условие формирования относительной орфографической грамотности. В своей практике, знакомя детей с новым видом орфограммы, использую следующие структурные элементы работы по формированию орфографической зоркости:
- повторение тех языковых явлений, которые служат условиями выбора данной орфограммы, и умений находить эти явления;
- восприятия слов с новой орфограммой;
- осознание условий выбора изучаемой орфограммы, формулирование нового орфографического правила и запоминание опознавательного признака орфограммы;
- обучение учащихся применению нового орфографического правила в практике письма;
У каждого структурного элемента своя функция и свои способы организации работы.
Обучение школьников применению изученного правила на практике как важнейшее звено в работе над новым видом орфограммы состоит из следующих видов работ:
- нахождение новой формы по опознавательному признаку сначала в записанных словах, потом воспринятых на слух;
- показ учителем образца применения правила к 1-2 словам с новой орфограммой (называется каждое из условий и обозначается в слове, записанном на доске);
- коллективное применение данного образца;
- индивидуальное применение нового правила 1-2 учащимися.
Формирование умения писать слова с изученной орфограммой требует постоянного внимания, прежде всего четкой постановки учебной задачи.
Подводя итоги уроков по орфографии, выясняю, в какой мере учащиеся осознали условия выбора изучаемой орфограммы.
Хорошие результаты дает списывание правильного текста, который учащийся читает сначала про себя, а потом громко и выразительно. Объем текста должен быть небольшим: длительное впечатление утомляет ученика, и свежесть восприятия теряется. Размер букв (шрифт) должен быть крупным. Содержание текста – интересным. Переписывание текста должно быть медленным, выполняться каллиграфическим почерком – это способствует сосредоточению внимания, фиксации в памяти учащегося формы слова, позволяет припомнить соответствующее правило написания. Важным дополнением к переписыванию правильного текста является задание: подчеркнуть тот слог или ту букву, которые в том или ином слове наиболее характерны для правописания, соответствуют какому-либо правилу, известному ученику. Принимая выполненную работу, стараюсь выяснить у учащегося, почему переписанные слова следует писать именно так, а не иначе.
Существенным приемом орфографической зоркости можно считать записывание изученного наизусть («письмо по памяти»). При этом стараюсь найти связный текст с необходимыми на несколько правил правописания одновременно.Особую роль играют различные виды диктантов: словарный, объяснительный, предупредительный, «Про себя», проверочный, выборочный и т.д. Само название диктантов раскрывает их значение. Предупредительный и словарный диктанты рекомендуется проводить в начале урока. Предшествовать им должен разбор тех слов, которые, по мнению учителя, могут вызвать особые трудности и привести к ошибкам. Предупредительные диктанты можно сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Объяснительный диктант сложнее: учащиеся самостоятельно записывают предложения, потом объясняют правописание отдельных орфограмм. Ценность словарного диктанта в его краткости и насыщенности нужными орфограммами.
Очень эффективен в формировании и развитии орфографической зоркости выборочный диктант. Учащиеся в зависимости от задачи, поставленной перед ними, из диктуемого текста выписывают только слова (или словосочетания) на определенные правила. Выборочный диктант проводится, когда правописание изучаемой орфограммы уже достаточно закреплено.
Диктант «Проверь себя» составляю из предложений, содержащий слова с орфограммами, известными учащимся. Диктую не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от такого вида диктантов может быть получена при соблюдении двух условий: первое – учащиеся сдают работы учителю, проверив свои работы (это воспитывает уверенность и сосредоточенность); второе – оценки за диктант я не выставляю (это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).
Проведение проверочных диктантов – логическое завершение работы по усвоению того или иного раздела правописания). Работа над ошибками – один из этапов формирования грамотного письма.
После проверенной мною работы учащийся анализирует свои ошибки. Если это возможно, подбирает проверочные слова, составляет и записывает словосочетание со словом, где допущена ошибка, обязательно подчеркнув ее.
У слабых учащихся при проверке диктантов зачеркиваю ошибочную форму и пишу над ней то, что нужно. Это гарантирует повышение внимания учащихся во время анализа работы, способствует запоминанию правильного написания того или иного слова.
Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащегося умения пользоваться орфографическим словарем. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результат такой работы. Орфографические словари должны помогать учащимся при написании любого вида классной и домашней работы (упражнения, диктант, изложение, сочинение).
Формирование развитие орфографической зоркости должно проводиться регулярно в процессе изучения и грамматики и новых видов орфограмм. Систематическая работа по развитию у детей умения находить орфограммы в словах или отдельных частях слов – в приставках, корнях, суффиксах или окончаниях – важнейшее условие формирования и развития относительной орфографической грамотности. Для закрепления орфографический умений и навыков требуются длительные, систематические упражнения.
Без тренировки орфографический навык достаточно быстро угасает. Поэтому необходимо повторение орфографии в 5-7 классах при изучении тем, непосредственно не относящихся к орфографии, в 8 – 9 классах – при изучении синтаксиса и пунктуации, 10-11 классах – на уроках литературы.
Большую помощь в формировании и развитии орфографической зоркости играют дидактические игры, которые могут быть использованы как на уроке, так и во внеклассной работе. Игра «Найди пару»: играющие получают несколько разрозненных карточек, в каждую из которых вписано по одному слову. К нему они подбирают пару, где замена звонкого согласного глухим (или наоборот) изменила бы значение слова. Выигрывает тот, кто быстрее других и без ошибок составит пары слов. Например: быль – пыль; жар – шар; жить – шить и др.
Игра «Молчащая буква»: играющие обязаны подобрать такие слова – карточки, в которых замена твердого согласного мягким (или наоборот) изменила значение слова, например: весь – вес, дал – даль, пыл – пыль и др. Игры: «Слова –перевертыши, «Эстафета», «Найди в слове два других» и так далее.
Для усвоения школьниками словарных слов предъявлять слова в ребусной, загадочной форме. Целесообразно использование рисуночного письма, с помощью которого учащиеся могут составлять орфографические образы слов, предназначенные для запоминания. Важно помнить, что изображение на рисунках должно быть хорошо знакомо детям.
В составлении ребусов можно использовать также нетрадиционные виды:
- составление слов из уменьшающихся в размерах букв (народ);
- составление слов из букв, заданных цифровым порядком;
- отыскивание полнозначных слов в группе букв.
Один из приемов формирования орфографической зоркости является какография (корректура) – использование в обучении школьников русской орфографии неправильных образов слов.
Как прием становления орфографических навыков какография была заимствована из опыта немецких учителей и к середине XIX столетия приобрела достаточно широкое распространение в школах России.
Высокую оценку этому методическому приему в свое время дал К.Д. Ушинский, писавший: «Какография, употребляемая вовремя и с умением, - занятие весьма полезное».
«Отличным экзаменом по орфографии» называл великий педагог названный прием. Однако, он отмечал, что использовать этот вид работы нужно осторожно, «употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником».
Нужно отметить, что одним из серьезных тормозов формирования орфографических навыков называется неумение школьников контролировать качество выполнения своей работы. А именно работа с неправильными графическими образами в значительной мере способствует формированию у детей действия контроля. Необходимость применения этих действий объясняется психологами тем, что «проверка текста составляет учебные действия, необходимые учащимся на всех уроках русского языка».
Начинать обучение школьников работе с неправильными образами следует в устной форме во время повторения и закрепления изученного материала. После предварительного устного анализа графических образов учащиеся записывают только правильный образ слова.
Формами организации учителем работы школьников с неправильными образами являются:
- совместная работа всех учащихся класса под руководством учителя;
- совместная работа учащихся класса под руководством одного из учеников;
- групповая работа учащихся (от 2 до 4 человек);
- индивидуальная работа школьников.
Материалом для корректурных упражнений вначале служат слова (1-2 слова на урок), затем словосочетания и отдельные предложения, затем небольшие связные тексты (3-4 предложения).
Выполнению корректурных упражнений нецелесообразно уделять много времени. Если ученик определяет ошибки (видит их), он выполняет задание за 3-5 минут; если с заданием не справляется, то длительность его выполнения не прибавит ничего, кроме усталости. Хочу обратить внимание учителей: не нужно перегружать тексты ошибками, потому что, как показывает практика, дети быстро устают и не могут выполнять задание с необходимой тщательностью. Максимальной нагрузкой, по мнению практиков, является 10 ошибок на 25-30 слов. Учебное задание приобретает игровой характер «Помоги Незнайке исправить ошибки». Когда приёмы контроля усвоены школьниками уже в достаточной мере, количество специально допущенных ошибок в тексте значительно уменьшается. При нахождении учащимися орфографических ошибок учитель может заранее предупредить детей об их количестве, чтобы учащиеся могли проконтролировать себя – все ли ошибки найдены. Но можно и не оговаривать количество ошибок, а после выполнения задания проверить, кто самый внимательный.
Ошибки, специально допущенные в текстах, могут быть различного характера: графические, фонетико – графические, орфографические. К графическим ошибкам относится замена русских букв украинскими, соответствующими по звуковому значению. Например, замена и на i, ы на и, е на с, ё на йо. Фонетико – графические ошибки – это пропуск, перестановка или дописывание лишних букв, слогов (равота, корабель, вкруг).
К орфографическим ошибкам относятся написания против орфографических правил: хорошый, падруга, жызнь.
В текстах для исправления учитель сам планирует возможные ошибки в зависимости от уровня орфографической грамотности класса (какая группа ошибок преобладает в работах учащихся). В начале обучения школьников письму следует чаще включать в учебный материал графические ошибки. К концу учебного периода количество графических ошибок значительно уменьшается, большее внимание занимают орфографические ошибки.
В состав действия по определению ошибок в задании на основе сопоставления с образцом написания входят следующие операции:
Орфоэпическое чтение (вслух или молча) предложенного материала. и орфографическое проговаривание образца написания.
Четкое определение проверяемых участков текста (слоги, слова, группы слов, предложения).
Обнаружение в тексте имеющихся ошибок.
Исправление учащимися допущенных ошибок.
Орфографическое проговаривание (вслух или молча) правильного графического образа текста задания.
Обучение учеников корректуре текста начинаю на материале отдельных слов. Показываю ребятам группу графических образов одного слова, из которых только один орфографически точный (можно провести игру «Найди лишние слова).
МОШИНА МАЛЬЧIК ГОРАД ВИСНА
МАШИНА МАЛЬЧИК ГОРОТ ВIСНА
МАШИНА МАЛЬЧЕК ГОРОД ВЕСНА
Правильный графический образ слова школьники находят в сопоставлении предложенных образов слова с образцом, указанным в виде таблички в учебнике, или сравнивая с написанием этого слова в орфографическом словаре (попутно закрепляется умение работать со справочной литературой), или указанным на отдельной карточке правильным графическим образом слова. По мере усвоения школьниками определённого объёма орфографических написаний слов возможна проверка учебного материала по памяти.
На следующем этапе обучения школьников корректуре текста дети сами комментируют поиск правильного образа слова, учитель лишь наблюдает за соблюдением последовательности выполнения операции контроля.
Усвоению этой последовательности способствует групповая работа учащихся – работа в парах. Наиболее подготовленный ученик выполняет операцию контроля, второй ученик запоминает ход рассуждения и контролирует правильность результата действий своего соседа. По мере усвоения этой работы вторым учеником (менее подготовленным) ребята меняются обязанностями: более слабый в орфографическом отношении ученик выполняет задание, а более подготовленный контролирует правильность действий и результата.
Когда алгоритм определения правильного графического образа слова усвоен школьниками, учитель предлагает самостоятельный поиск правильного слова. Ученикам предлагаются карточки с группой графических образов слова. Они самостоятельно выполняют задания и по окончании сравнивают полученный результат с ответом других учащихся класса. Хором орфографически проговаривают найденное правильное слово.
Описанная мною работа оживляет уроки русского языка, повышает интерес к орфографии, способствует выработке у школьников орфографической зоркости – основы формирования навыков грамотного письма.