Конспект урока по русскому языку на тему Устаревшие слова 3 класс УМК Гармония

Урок русского языка, 3 класс
УМК "Гармония"
.
Тема: «Ещё немного из истории слов»
Тема урока: Устаревшие слова .
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Создание условий для знакомства с некоторыми устаревшими словами русского языка
Задачи:
образовательная – научить учащихся способу нахождения значений устаревших слов через работу с информационными источниками – словарями, Интернет
развивающая – развивать умения работать в паре, группе
воспитательная – воспитывать интерес учащихся к родному языку
Межпредметные связи:
– с уроками окружающего мира (тема «Как жили наши предки,»),
- с уроками информатики (поиск информации с использованием ресурсов Интернет ),
- с уроками литературного чтения (при работе с художественными текстами
Ведущие приемы обучения: обращение к жизненному опыту учащихся, постановка и решение проблемного вопроса, поиск информации в различных источниках( словарях, Интернете), составление списка устаревших слов.
Дидактические средства: словари В.И.Даля, компьютер с выходом в Интернет, информационные карты, карточки, презентация.
1. Организационный этап.

-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Добрый день, гости званые! Слово молвит вам Раиса Ивановна. Вижу очи ваши удивлённые. Почему?
-Приглашаю вас отправиться на несколько столетий назад. Представьте себе, что вы оказались в далеком прошлом. В старинном русском городе
- Давайте послушаем, все ли нам будет понятно
_Эх, и сафьяну навезли! Кушак красив! И на персты есть что надеть! Степан, глянь, вот те и рубель!
Какие непонятные слова услышали? Почему мы их не понимаем? (Они употребляют в своей речи слова, значения которых мы не знаем.)
-А почему мы не используем эти слова в речи?
-Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Устаревшие слова. )

· Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях). Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках.
-По наследству от бабушки мне достался сундучок. Сегодня на уроке мы откроем старинный бабушкин сундучок, в котором хранится много устаревших слов и попробуем открыть их тайны.


2.Этап актуализации (обраще-ние к инд.опыту учащихся).
Слова «перст», «кушак», «рубель», «cафьян» Поднимите руки те, кому знакомы эти слова.
Сейчас мы поработаем со словом «Сафьян»
Нарисуйте как можно точнее предмет, который имеет название сафьян (Карточка). Проявите творчество, предположите, как могут выглядеть предметы.
Работа с понятием (кластер).
Составьте кластер.
После работы в группах – обменяйтесь мнениями. Обсудите результаты.


Этап проблема-тизации – введение проблем-ной ситуации. Формули-рование учащими-ся своего «незна-ния».

Учащиеся вывешивают рисунки и кластеры.
-Одинаковы ли изображения одного и того же предмета в каждой группе?
-Какой рисунок соответствует значению слова?(мы не можем сказать, какой правильный, у нас нет знаний о словах , чтобы правильно изобразить предмет)
-У нас получились противоречивые результаты. Почему? (недостаточно ИНФОРМАЦИИ)
- У нас с вами недостаточно ИНФОРМАЦИИИ. Мы не знаем, что означает слово и как на самом деле выглядит этот предмет. Поэтому и не знаем, верно ли нарисовали предмет.


4.Этап концепту-ализации. Формулирование учащимися цели своего незнания.

- Что мы можем узнать на уроке?
узнать, КАКИЕ слова называются устаревшими,
узнать ЗНАЧЕНИЕ устаревших слов,
пользоваться ИСТОЧНИКАМИ для нахождения значения устаревших слов
Мы определили с вами задачи урока, а теперь каждый ДЛЯ СЕБЯ решите «Что вы хотите узнать сегодня на уроке?»
«Я узнаю сегодня.» Запишите её.
Это и будет ваша индивидуальная цель, которую к концу урока нужно достигнуть.


5.Этап моделирования
-Где мы можем найти информацию об этих словах?
спросить у взрослых
найти информацию в словаре
из контекста
в Интернете
-Если это устаревшее слово – кто даст более точную информацию?
(В музее, в библиотеке, в школе).
-В каких источниках содержится точная информация? (В справочниках, энциклопедиях, словарях)
-Итак, информацию о том, что такое РУБЕЛЬ, ПЕРСТ, КУШАК, САФЬЯН мы будем искать в разных источниках.(работа в группах: 1 гр.- рубель, перст; 2 гр.- кушак, сафьян)
Обсудите в группе, КТО что будет делать.


6. Этап конструи-рования. Создание собствен-ных образова-тельных продук-тов.

Источники информации:
спросить у взрослых (дать жюри ответы)
найти информацию в словаре (сделать закладки на ВСЕ слова)
в Интернете (Википедия)
Записывают в таблицу
Слово
Значение слова
Источник информации









Сигнал от группы. Группы представляют информацию. Читают словарную статью.
-Вернёмся к рисункам и схемам(кластерам). Они изменятся?
-Почему?
-Как мы получили это знание? (пользовались словарями, читали словарную статью - получали информацию)


7.Фронта--льная работа. Контроль знаний. (Пазлы)

Соедините пары слов.
Перст – палец ручной или ножной
Кушак - пояс из широкого длинного куска материи, шнура или ремня
Сафьян - Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Рубель - (ребрак, пральник) предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки.


8. Справка об устаревших словах, историз-мах и архаиз-мах.


1. Назовите однокоренное слово со словом перст? (перстень, напёрсток, перчатки - надевают на перст. Теперь понятно происхождение этих слов.)
2.Как вы думаете, сапоги из сафьяна кто мог носить? (Богатые люди, знатные. Одежда купцов, дворян.)
3.Кушак? (повязывался поверх верхней одежды) Богатые или бедные носили?
Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кушаками из лозы, из холста, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.
По старинным представлениям, ходить без пояса было "грешно", как и без креста. Ребёнку при рождении надевали пояс. Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Пояс считался талисманом, постоянно оберегающим человека от нечистой силы, особенно от лешего и домового.
4. Показать рубель. Как пользовались? На валик или скалку наматывали отжатое бельё и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное бельё становилось белоснежным, как будто из него все соки выжали. Отсюда и пословица»Не мытьём, так катанием»
-Почему эти слова стали устаревшими?
-Какие предметы появились взамен им? (утюг и стиральная машина вместо рубеля, ремень вместо кушака). Вместе с предметом исчезли и слова. Такие слова называются ИСТОРИЗМАМИ.
Есть и другая группа устаревших слов. Их называют АРХАИЗМАМИ. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с таким же значением.


9. Закрепле-ние:

В бабушкином сундуке много устаревших слов. Познакомимся ещё с некоторыми из них.
1.Игра «Переводчики»
Записываем:
Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст- перстень
(Выделите корень)
Какие это слова - историзмы или архаизмы?
2. Игра «Найди лишнее слово»
3. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком. (Работа по группам)
Кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, ботвинья. Проверка: по готовому шаблону.


10.Этап рефлек-сии.
1. Посмотрите на задачи, которые вы поставили в начале урока. Кто выполнил свою индивидуальную задачу?
-Значит, мы отлично поработали!
2.Вы получили много информации об устаревших словах. Превратилась ли эта информация в знания?
3.Оценка способов деятельности.
Что делал(а)? Искал(а) информацию в
словаре
Интернете
в тексте
у взрослого человека
Моё отношение
Мне это
очень понравилось
понравилось
не очень понравилось
меня это оставило равнодушным
Результат работы:
узнали, КАКИЕ слова называются устаревшими,
узнали ЗНАЧЕНИЕ устаревших слов,
учились пользоваться ИСТОЧНИКАМИ для нахождения значения устаревших слов
Домашнее задание: Выписать 5 устаревших слов из народных сказок и их значение.
Спасибо за работу на уроке!
Оценка работы































15