Статья Активные методы обучения на уроках математики


Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа №2 г. Аткарска Саратовской области.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Работу выполнила:
учитель математики
Томникова С.И.
2015-2016 учебный год
Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на мой взгляд, является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Я хочу остановиться на одной из технологий, которую использую в своей деятельности. Это технология модерации. Накопленный опыт позволяет мне говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Кратко остановлюсь на некоторых определениях и понятиях.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения и занимает активную позицию в образовательном процессе. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждой фазы модерации. Я хочу познакомить вас с некоторыми методами, как заимствованными, но адаптированными к моему предмету, так и авторскими, которые я считаю наиболее приемлемыми и использую в своей работе. АМ начала образовательного мероприятия (этап инициации). Методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» , «Ваше мнение». Технология проведения метода «Ваше мнение»: озвучиваю эпиграф урока- слова выдающихся ученных и прошу учащихся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?»Например: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» А.Н. Крылов. Эпиграф я выбираю неслучайно, он должен отражать или содержание урока или деятельность учащихся на занятии. То есть если на протяжении урока я буду показывать связь математики с другими науками, с жизнью. Этот метод позволяет мне динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.
Этап вхождения или погружения в тему. Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь мне очень нравятся такие задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать тему. Это АМО «Разгадывание кроссворда». Очень эффективен метод «Творческий эксперимент», который вызывает у учащихся большой интерес. Например, при изучении темы «Среднее арифметическое» в 7 классе, в качестве устного задания предлагаю найти массу горошины, имея весы и набор гирь, самая маленькая из которых больше массы 1 горошины. Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения, выполняют эксперимент и выходят на понятие среднего значения, а затем среднего арифметического чисел. Эти методы заимствованные, но адаптированные к предмету.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Метод «Список покупок». На карточках с изображением возможных покупок с обратной стороны записаны линейные уравнения разной сложности. Дети составляют свой список покупок по желанию, но с условием, что определят цену товара по ответу в уравнении. Знаний для решения некоторых уравнений недостаточно. Метод «Бизнес-план». После формулирования темы и цели урока, предлагаю ученикам сформулировать задачи, которые они ставят перед собой, исходя из цели занятия. Задачи урока они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока. При наличии времени, их можно прикрепить на доске. Следующий этап урока - интерактивная лекция. Интеракция-основополагающий процесс активного взаимодействия участников образовательного группового процесса. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. Конечно, не всегда и не каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения информации учитель может использовать интерактивную лекцию. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «ПриоритетыКонечно, не всегда и не каждую тему можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. Поэтому на этапе передачи и объяснения информации учитель может использовать интерактивную лекцию. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты При изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение метода «Творческая лаборатория», позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия и факты. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. На вопрос «Чему равна сумма углов треугольника?» обучающиеся получат ответ погружаясь в работу «Научно-исследовательской лаборатории». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся я использую следующие методы: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». «Степень, определение степени с натуральным показателем».
В кабинете математики три ряда парт. В 7 классе десять обучающихся, что позволяет проводить урок по представленной ниже технологии коллективного способа обучении. Обучающихся со слабым уровнем подготовки усаживаем попарно на первый ряд. Учеников с высоким и средним уровнем подготовки усаживаем также попарно на третий ряд. Средний ряд оставляем пустым. Всем ученикам выдаются сигнальные карточки (одна сторона которой белая, другая зеленая). На доске вывешивается таблица учета работы. На карточках различного уровня изображены фигурки разного цвета.
Ученикам первого ряда выдаются карточки № 1 и № 2 (низкий уровень), обучающимся со средним уровнем подготовки - карточка № 3, а ученикам с высоким уровнем подготовки - карточка № 4. После выполнения каждым обучающимся своего варианта, он переворачивает, лежащую на краю парты белую сигнальную карточку зеленой стороной.
Учитель проверяет решенные задания и ставит «+» в таблицу учета работы, висящую на доске. Если ученик выполнил задание неверно, карточка возвращается на доработку и исправление ошибок. После выполнения заданий ученики, сидящие на одной парте, обмениваются карточками и выполняют задания. В случае затруднения сосед по парте оказывает помощь, как бы выступая в роли учителя. По окончании работы обучающиеся сверяют ответы, если есть расхождения, вместе находят ошибки, таким образом, осуществляется работа в парах. Затем учитель называет новые пары, например «слабый» обучающийся садится с учеником с высоким или средним уровнем подготовки. Они также обмениваются карточками. По окончании работы они сверяют ответы, и помогают друг другу. Карточка № 5, № 6 повышенной сложности дается ученикам, которые справились со всеми заданиями. В результате проявляется коллективное обучение (обучающиеся уже работают не с одним товарищем, а с другим, третьим). В паре они могут помогать друг другу, усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился сам гораздо быстрее, так как он объясняет соседу по парте учебный материал на своем языке, уровне. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «Рассуждалки».
Активные методы релаксации.Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Пример активных методов релаксации: Метод «Земля, воздух, огонь и вода.Цель – повысить уровень энергии в классе.Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Например, изобразить воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. При этом учитель может подсказывать действия ученикам, а можно учащимся предоставить возможность пофантазировать. Этап проработки содержания темы.Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся и фронтально и в группах. Я хочу познакомить вас методом «Аукцион».После проработки содержания новой темы, ученикам предлагается обсудить вопрос, при выполнении каких заданий нужны знания по изученной теме. Например, тема урока: «Теорема Виета». Ученики предлагают -для проверки правильности решения квадратного уравнения. Тот ученик, который ответил, выходит к доске, то есть он приобрел задание на аукционе и выполнят его у доски. Конечно же, ученики не всегда могут назвать все задания для выполнения которых требуется изученный материал, поэтому приходится «подталкивать», задавать наводящие вопросы.
Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей. Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.
Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.
Тема “Параллельные прямые”, 7 класс.
а) После изучения параллельных прямых и теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, учащимся предоставляется набор карточек. Каждая теорема в этом комплекте представлена так:
1-я карточка – словесная формулировка,2-я карточка – чертеж к теореме,3-я карточка – краткая запись условия и заключения теоремы,4-я карточка – математическая запись доказательства.
Ученику надо полностью собрать указанную ему теорему. В случае необходимости можно задать ученику несколько вопросов по собранной теореме.АМ подведения итогов урока. Этап рефлексии. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Комплименты». По их названию вы, наверное, догадались о технике проведения методов. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. А я хочу напомнить о методе «Бизнес - план». В начале урока мы озвучили задачи урока, а в конце необходимо выяснить выполнили ли они. Данный метод позволяет мне получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Рассмотренные активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения, незначительная часть тех методов, которые я использую на уроках. Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют мне:
-повысить интерес учащихся к предмету;
-обеспечить комфортную психологическую атмосферу для каждого обучающего и сохранить 100% посещаемость уроков математики;- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся и повышать эффективность усвоения учебного материала;- обеспечивать приобретение обучающимися не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств;- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
  Есть еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду, метапредметные связи формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.  Приведенные эффекты АМО и модерации позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов школьного образования потребностям учеников, их родителей, общества, страны.
Используемые источники:
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал Мой университет
http://www.moi-universitet.ru/
Факультет «Реформа образования»
http://www.edu-reforma.ru/
www.nyaski.ruwww.nyaski.ruwiki.irkutsk.ruhttp://xn----7sbbao2ali0aghq2c8b.xn--p1ai/blog/matematicheskie_stik